Interested Article - Салон Геркулеса

Салон Геркулеса ( фр. Salon d'Hercule ) — один из интерьеров Большого Версальского Дворца . Находится на первом этаже дворца и соединяет Королевскую капеллу северного крыла с Большими покоями короля.

История

Изначально на этом месте располагалась предпоследняя, четвёртая Королевская капелла и «Салон Геркулеса» занимал верхнюю галерею капеллы. Сооружение Салона было начато в 1710 году архитектором Робером де Котом для короля Людовика XIV и первое время помещение именовали «Новый салон у капеллы» (nouveau salon pres de la chapelle). Однако, после смерти Людовика XIV в 1715 году работы были остановлены .

В начале 1724 года сооружение Салона было возобновлено. Работы по заказу короля Людовика XV завершали архитектор Жак Анж Габриэль , «мраморщик» Клод-Феликс Тарле и скульпторы Жак Верберкт и Франсуа-Антуан Вассе . Общий ход работ контролировал герцог д’Антен , сменивший в 1708 году на посту «суперинтенданта королевских строений» (Surintendant des Bâtiments du Roi) знаменитого Жюля Ардуэн-Мансара . В отделке стен сочетаются полихромный мрамор и двадцать пилястр , основание и коринфские капители которых выполнены из позолоченной бронзы. На пилястры опирается карниз, украшенный консолями и трофеями . Оформление салона было завершено в 1736 году грандиозной фреской «Апофеоз Геркулеса» работы живописца Франсуа Лемуана , что и дало Cалону его настоящее название .

При Людовике XV помещение использовалось в качестве Бального зала поскольку «Салон Марса» казался королю для этой цели слишком малым, а « Зеркальная галерея » была, напротив, большой. Бал по случаю бракосочетания старшей дочери Людовика XV Марии Луизы Елизаветы и инфанта Испании Филиппа был устроен в «Салоне Геркулеса» 26 января 1739 года (Luynes, 335—345). А 5 января 1769 года в салоне прошёл торжественный обед «Большого Столового прибора» по случаю свадьбы Луи Филиппа (II) Жозефа, герцога Орлеанского . После разрушения « Лестницы послов » в 1752 году, Людовик XV рассчитывал что к «Салону Геркулеса» будет примыкать новая лестница дворца .

Во времена правления Людовика XVI «Салон Геркулеса» получил дипломатические функции, к примеру, в нём проходили приём посольства бея Туниса (январь 1777); приёмы представителей Третьего сословия Генеральных штатов (май 1789 года); приём посольства султана Майсура (сентябрь 1778 года) .

Произведения искусства «Салона Геркулеса»

В Салоне находятся два выдающихся произведения итальянской живописи — картины венецианского живописца Веронезе . Над камином — «Ревекка у колодца»; а на противоположной стене, в пандан — «Пир в доме Симона Фарисея» . Эту картину Людовик XIV получил в 1664 году в качестве дипломатического подарка от дожа Венеции . По причине большого размера — высота 4,5 метра и ширина 9,7 метров — картина сначала находилась в Луврском дворце в « Галерее Аполлона ». В «Салоне Геркулеса» её разместили в 1730 году, и она оставалась там вплоть до 1832 года, когда картину снова передали в Лувр . В 1961 году она вернулась в Салон. В 1994 году картина была реставрирована благодаря помощи Общества друзей Версаля и BNP .

Плафон «Салона Геркулеса» в течение четырёх лет (1733—1736) расписывал фреской Франсуа Лемуан . Композиция «Апофеоз Геркулеса» — тромплёй в стиле венецианца Джованни Баттиста Тьеполо с « обманной перспективой » ( фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость»), как бы открывающей взору глубокое пространство потолка с множеством персонажей. На плафоне изображено как Геркулес отворяет двери на Олимп и, вместе с этим — в бессмертие. Роспись занимает порядка 230 квадратных метров и содержит 142 персонажа, целый «галантный Олимп», вызывающий в памяти искусство венецианских мастеров. Позднее Вольтер сказал: «В Европе нет более крупного произведения живописи, чем потолок Лемуана, и я не знаю, есть ли на свете что-либо красивее». В этом шедевре Лемуан показал себя равным великому Тьеполо и получил неофициальное прозвание «нового Лебрена».

Торжественное открытие Салона было приурочено к бракосочетанию старшей дочери Людовика XV Марии Луизы Елизаветы в 1737 году и все гости, находясь в Салоне, говорили только о таланте художника. Людовик XV осыпал его похвалами и назначил Первым живописцем короля ( фр. Premier peintre du Roi ). Увы, но спустя несколько месяцев Лемуан покончил с жизнью, нанеся себе девять ранений мечом. Многие полагали, что напряжённый труд и случившаяся незадолго до этого смерть его жены, поставили художника на грань безумия. Безусловно, перфекционизм Лемуана внёс свой вклад в его трагическую смерть, однако, по свидетельству герцога де Люина (duc de Luynes), возможно, имелись и иные более материальные причины самоубийства. За свой шедевр Лемуан получил 1000 экю , тогда как расходы художника составили 29 000 ливров серебром, из которых 24 000 ливров ушло на синий ультрамарин , благодаря которому роспись на плафоне имеет такой пространственно-иллюзорный эффект .

Примечания

  1. , p. 321.
  2. Мейер Д. Версаль. Путеводитель. — Париж: Арт Лис, 1998. — С. 20
  3. , p. 322.
  4. , p. 323.
  5. , p. 555.
  6. (фр.) . Сайт Общества друзей Версаля. Дата обращения: 7 января 2013. 12 января 2013 года.
  7. Jacquet N. Secrets of Versailles. — Parigramme, 2011. — Р. 80

Литература

  • Пьер Верле . = Le château de Versailles. — 2-е изд., переработанное. — Париж: A. Fayard, 1985. — 740 с. — ISBN 978-2-213-01600-9 . (фр.)
Источник —

Same as Салон Геркулеса