Interested Article - Рундальский дворец

Ру́ндальский дворец ( латыш. Rundāles pils , исторические варианты названия Руентальский дворец , Руэнталь , нем. Schloss Ruhenthal , буквально — «Долина спокойствия») — один из наиболее значительных памятников архитектуры Латвии , бывшая загородная резиденция герцогов Курляндии . Расположен в селе Пилсрундале , в 10 км к западу от Бауски . Выстроен в стиле барокко по проекту Ф. Б. Растрелли для Э. И. Бирона .

Первый каменный дворец Растрелли

Фаворит российской императрицы Анны Иоанновны Эрнст Иоганн Бирон приобрёл поместье Руэнталь (Рундале) 26 июня 1735 года . Поместье в этой местности существовало с конца XV века и принадлежало семейству Гротгусов . В 1555 году оно было занесено в список замков Ливонии. Бирон купил его за 42 000 талеров .

В августе того же года в Курляндию прибыл архитектор русского двора Франческо Бартоломео Растрелли , который не только создал проект своего первого каменного дворца и сада, но и сам заключал договоры с плотниками , каменщиками , гончарами, поставщиками материалов. Здание было решено строить из кирпича, для обжига которого было устроено 12 печей.

Весной 1736 года строительный проект был согласован с заказчиком, в него были включены ситуационный план, планы двух этажей, чертежи четырёх фасадов и алтаря церкви. Как известно, Растрелли на закате дней предлагал оригиналы своих проектов прусскому королю Фридриху II , но тот их не купил. Наследие Растрелли было распылено, однако восемь листов из этого проекта находятся в архиве графики «Альбертина» в Вене .

Первый камень в строительство дворца был заложен 24 мая 1736 года , а уже к 6 июля работы по укладке фундамента закончились. Приступили к работе каменщики — Растрелли просил для работ 500 человек, но получил 268. После зимнего перерыва работы возобновились 12 апреля 1737 года , и к 28 мая центральный корпус был закончен. 18 июня начали строить перекрытия боковых корпусов. К октябрю под крышу был подведён один боковой корпус, а второй был покрыт временной конструкцией. Для покрытия крыши впервые в Курляндии была использована лужёная жесть, которая сверкала на солнце, как серебро . Тем не менее говорили, что эта дорогая крыша стоила столько же, сколько одна из осыпанных бриллиантами пуговиц на камзоле Бирона.

Общий вид

1 октября 1737 года здание было полностью оштукатурено, однако обстоятельства заказчика изменились: Бирона избрали герцогом Курляндии, и ему надлежало отстроить для себя главную резиденцию в столице Митаве . Поэтому здание в Руэнтале он приказал упростить и перевезти в Митаву часть отделочных материалов, которые изготавливали мастера Петербуржской императорской строительной канцелярии и мастер резьбы по дереву А. Камаев, мастер гончарного дела Невского кирпичного завода И. Ушаков с бригадой и живописцами И. Мизиновым, И. Пилугиным и И. Евдокимовым. С 14 июня 1738 года началось строительство зимнего дворца в Митаве , который также проектировал Растрелли.

В связи с этим работы в Руэнтале замедлились, отделка всех помещений завершилась только к 1740 году , но не были установлены панели всех стен, все печи, много материалов находились на складах. После ареста Бирона 9 (20) ноября 1740 года работы прекратились, а завезенные отделочные материалы и строительные детали были отправлены в Петербург. Уже встроенные детали — двери, панели стен и паркет — были демонтированы и вывезены туда же.

После многолетней ссылки Бирон был восстановлен в правах и имуществе лишь спустя двадцать лет Петром III и Екатериной II . В Курляндию он с семьей вернулся только в 1763 году , а в 1764 -м возобновилось строительство дворцов в Руэнтале и Митаве. Стиль барокко вышел из моды, поэтому руководство работами было поручено немецкому архитектору . Старый герцог нашел работу и для Растрелли, который более не имел работы в Санкт-Петербурге. В августе 1764 года он получил должность главного интенданта герцогских построек: он оформлял строительную документацию и вёл общий надзор за строительством. В 1766 году придворным архитектором стал датчанин Северин Йенсен. Интерьеры дворца он изменил незначительно: объединил пять маленьких помещений в парадную столовую — Большую галерею, а вместо дворцовой церкви создал танцевальный Белый зал, отделанный белой штюковой лепкой. Моду на эту изящную лепку и искусственный мрамор привёз берлинский скульптор Йоганн Михаэль Графф с братом Йозефом и помощниками Бауманом и Ланцем. Они работали во дворце в 1767— 1768 годах (в Золотом зале над дверью видна гравировка с датой «1767») и выполнили декоративную отделку в 27 помещениях, а в двух — панели из искусственного мрамора.

Из интерьеров Растрелли сохранились обе парадные лестницы, малая галерея, галереи и вестибюль первого этажа.

Роспись плафонов выполняли итальянские живописцы из Петербурга Франческо Мартини и Карло Цукки, которые в 8 помещениях расписали потолки и в двух — стены. Об их отъезде из Санкт-Петербурга сообщается в 1763 году, а свою последнюю зарплату Франческо Мартини получил в марте 1769 года .

Заказчик впервые приехал в Руэнталь на жительство в апреле 1767 года, находился во дворце до декабря, а затем прибыл со своим двором и в 1768 году, когда дворец был официально открыт, хотя некоторые отделочные работы проводились до 1770 года , когда помощник И. М. Граффа вставил зеркала в Белом зале.

Ныне ансамбль дворца состоит из самого здания дворца с конюшнями и другими хозяйственными постройками, к которым с юга примыкает « французский сад » площадью 10 гектаров , замкнутый со всех сторон каналом , за ним простирается охотничий парк (34 га).

На двух этажах дворца анфиладой расположены 138 помещений. Южную сторону центрального корпуса занимают парадные апартаменты герцога, на северной стороне находятся его личные жилые комнаты. В восточном корпусе расположены парадные залы — Золотой , бывший Тронный зал и Белый зал, когда-то Танцевальный , соединённые Большой галереей . Примечательно, что в кирпичной кладке дворца Растрелли использовал кирпич необычно больших размеров, который производился на близлежащем заводе. Некоторое количество таких кирпичей было переправлено в Петербург и использовано при строительстве Стрельнинского дворца .

Мастер декоративной скульптуры Графф привёз в Латвию прусский вариант стиля рококо . Итальянские художники Ф. Мартини и К. Цукки, работавшие с Растрелли на строительстве Зимнего дворца в Санкт-Петербурге , были последователями венецианской школы .

Другие курляндские проекты Растрелли — Митавский дворец и усадьба Грюнхоф .

Братья Зубовы и их наследство

Ф. Б. Растрелли . Проект северного фасада Рундальского дворца. 1736 г.

После присоединения Курляндии к Российской империи в 1795 году дворец, как и все имущество Биронов, выкупленное у них императрицей Екатериной II, перешло в казну . Вскоре имение Руэнталь было пожаловано герою Русско-Турецкой , Русско-Польской войн, участнику усмирения восстания Т. Костюшко в Польше Валериану Зубову, брату фаворита императрицы Платона Зубова . Осенью 1794 года при переправе через Западный Буг Валериан Зубов был ранен ядром в левую ногу, которую потом отняли.

После восшествия на престол Павла I Валериан Зубов удалился из Петербурга в курляндские имения, поскольку все прочие были у него описаны в уплату долгов, образовавшихся во время неудачного военного похода в Персию , которым он руководил. И хотя сам генерал-аншеф Валериан Александрович был противником заговора против императора, он был принуждён участвовать в нём. Павел I был убит, однако возведённый на престол Александр I недолго осыпал милостями заговорщиков. Вскоре их отдалили от двора, и Валериан Зубов начал посещать свои курляндские владения и устраивать здесь грандиозные балы. Считая себя ответственным за Персидский поход, он оказывал помощь ветеранам войны и принимал их в Рундальском поместье. 10 октября 1802 года он устроил здесь праздник урожая, в котором участвовало 1200 гостей .

По смерти брата в 1804 году имение унаследовал Платон Зубов. Он оказался хорошим хозяином: получал большие доходы от торговли зерном и разведения лошадей прусской породы .

Дворец пострадал во время войны России с Наполеоном в 1812 году . Были сорваны дорогие шёлковые обои со стен, разбиты зеркала, но более всего Платон Александрович горевал о подаренной Екатериной II библиотеке, которую наполеоновские солдаты разодрали в клочья. В 1813 году он начал восстанавливать дворец и затем часто жил в Руэнтале, а не в своем главном имении в Янишках Шавельского уезда.

В 1820 году П. А. Зубов женился на дочери небогатого виленского шляхтича , Текле (Фёкле Игнатьевне) Валентинович . Зубов увёз молодую жену в Руэнталь, где и скончался 7 апреля 1822 года на 55-м году жизни. Спустя 3 недели после его смерти вдова родила девочку, светлейшую княжну Александру Платоновну, однако девочка прожила недолго — до 24 февраля 1824 года . А 12 ноября 1824 года Текла Игнатьевна вышла замуж за графа Андрея Петровича Шувалова . Владельцы бывали в имении редко, за исключением периода с 1864 по 1866 год , когда граф Пётр Андреевич Шувалов был генерал-губернатором Лифляндии , Курляндии и Эстляндии и использовал Руэнталь как свою официальную летнюю резиденцию.

В 80-е годы XIX века интерьеры дворца были обновлены, но к концу столетия часть интерьерных предметов и коллекции искусства была вывезена в Санкт-Петербург .

Дворец оставался собственностью семьи Шуваловых до 1920 года , когда в результате аграрной реформы в Латвийской Республике они утратили свои права на Рундальское поместье.

В 1915 1918 годах во дворце были устроены комендатура и госпиталь германской армии. В 1919 году его разгромили солдаты Бермондта-Авалова .

После ремонта части помещений в 1923 году во дворце расположилась основная школа Рундальской волости. В 1924 году дворец передали Латвийскому Союзу инвалидов войны, затем его переняло Управление памятников, которое начало ремонт и частичную реставрацию помещений. Западный корпус был перестроен под нужды школы. В 1938 году дворец перенял Государственный исторический музей , который хотел там устроить музей церковного искусства. Помещения дворца были открыты для посещения и во время Второй мировой войны . В 1945 году в залах дворца хранили зерно.

В 1963 году часть помещений дворца передали Баускому краеведческому музею, в 1972 Рундальский дворец получил статус самостоятельного музея. В 1972 году начались реставрационные работы. Первые отреставрированные помещения были открыты для осмотра в 1981 году , последние — в 2014 году .

Рундальский дворец является одной из известнейших достопримечательностей Латвии .

Дворец и прилегающий к нему сад открыты для посещения в качестве музея. Дворец используется также для приёма высокопоставленных зарубежных гостей президентом Латвии .

См. также

Примечания

  1. (латыш.) — , 1993.
  2. Рундальский дворец // Рона — Самойлович. — М. : Советская энциклопедия, 1955. — С. 382. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 37).
  3. . Pils vēsture (латыш.) . rundale.net . Rundāles pils – Baroka mākslas brīnums neskartā lauku ainavā (27 июля 2016). — Rundāles vietas nosaukums veidojies no vāciskā vietvārda Ruhenthal (Miera ieleja). Дата обращения: 22 декабря 2016. Архивировано из 31 декабря 2016 года.
  4. Татьяна Одыня. Первый и последний дворец Растрелли // Бизнес-КЛАСС : журнал. — 2010. — Март ( № 2 (66) ). — С. 34—37 . — ISSN .
  5. Елена Форсте. Резвуша моя, любезный мальчик // Бизнес-КЛАСС : журнал. — 2012. — Март ( № 3 (87) ). — С. 52—57 . — ISSN .
  6. . ru.wikisource.org. Дата обращения: 22 декабря 2016. 24 июля 2017 года.

Литература

  • . Рига: Институт европейских исследований, 2010. Ред. А. В. Гапоненко, 736 с. ISBN 978-9934-8113-2-6 — стр. 125—128.
  • Rundales Pils Muzejs = Rundale Palace Museum = Рундальский дворец-музей: путеводитель, I. Lancmanis, Rīga, JUMAVA, 2007, 127. ISBN 978-9984-38-277-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Рундальский дворец