Династия Константина
- 1 year ago
- 0
- 0
История Константина — серия шпалер , эскизы которых были выполнены фламандским художником Питером Паулем Рубенсом и итальянским живописцем Пьетро да Кортона , изображающая различные сцены из жизни римского императора Константина Великого (306—337). Рубенс обычно создавал эскизы для шпалер в три этапа последовательного увеличения размеров и детализации композиции: боццетти (эскизы, наброски), моделли и картоны (в натуральную величину). В 1622 году Рубенс написал первые двенадцать эскизов маслом на дереве, а сами шпалеры были изготовлены в мастерской ткачей ( фр. Marc de Comans (1563 — до 1650) и ( нидерл. Franz van den Planken , фр. François de La Planche ) (1573—1627), расположенной в предместье Парижа в 1625 году. В процессе изготовления на основе небольших эскизов, длина стороны которых, вероятно, не превышала метра, были созданы роскошные изделия из шерстяных , шёлковых и серебряных нитей. В 1630 году Пьетро да Кортона написал пять дополнительных эскизов, по которым были сотканы ковры в мастерской кардинала Франческо Барберини в 1630-х годах.
История взаимоотношений Рубенса с французской королевой-матерью Марией Медичи , по заказу которой были выполнены эскизы, начались задолго до этого. Рубенс находился в свите мантуанского герцога Винченцо Гонзага , супруга которого Элеонора приходилась сестрой Марии, на церемонии заочного венчания тосканской принцессы в 1600 году.
Эскизы Рубенса к «Истории Константина» тесно связаны с монументальной серией картин , выполненных им для Люксембургского дворца королевы Марии. Рубенс был вызван в Париж королевой-матерью в 1622 году с целью обсуждения условий выполнения работ по украшению двух галерей, одна из которых должна была быть посвящена самой королеве, а другая её покойному мужу Генриху IV . Первая серия была завершена и теперь находится в Лувре , а вторая осталась незаконченной. Именно во время этого первого визита художника в Париж (январь-февраль 1622 года) возникла идея создать эскизы для посвящённых императору Константину шпалер . Очевидно, был заключен договор на создание эскизов, однако он не сохранился. Считается, что заказчиком выступил король Людовик XIII , выступая в качестве частного коллекционера либо покровителя ткацкой мастерской в предместье Сен-Мармель. Переписка Рубенса, датированная периодом вскоре после визита в Париж указывает на возникшие между ним и совладельцами мастерской, Франсуа де ла Планшем и Марком Команом, тесные взаимоотношения. Это также подтверждается письмом Фабри де Пейреска Рубенсу от июля того же года .
Первые четыре эскиза прибыли в Париж 24 ноября 1622 года («Битва у Мульвийского моста», «Константин побеждает Лициния в сухопутной битве», «Крещение Константина» и «Явление Константину монограммы Христа»). По свидетельству Пейреска, наибольшее восхищение вызвал эскиз, изображающий сцену крещения императора . Оставшиеся эскизы прибыли в Париж в начале января 1623 года. Всего Рубенс создал тринадцать композиций, на основе которых было изготовлено двенадцать шпалер. Картон «Триумф Рима» не был использован, а последний, «Смерть Константина», был сделан позже остальных, до 1625 года .
После окончательного формирования набора эскизов, для ткацких станков были изготовлены полноразмерные картоны, использовавшиеся не только для производства оригинальных шпалер, вошедших в коллекцию — Барберини , но и более поздних серий. Картоны были выполнены работником мастерской и перечислены в инвентарной описи 1627 года с оценочной стоимостью 500 ливров , тогда как оригиналы Рубенса были оценены в 1200 ливров . В отличие от более своих поздних своих серий, « Триумф Евхаристии » и « », Рубенс в данном случае не создавал рисунка обрамлений и он был разработан в мастерской Комана и де ла Планша .
Продолжая работу над галереей Медичи, Рубенс дважды, в июне 1623 года и в феврале 1625 года, приезжал в Париж, где, как считается, посетил ткацкую мастерскую и проверял процесс работы над шпалерами. Возможно, в свой второй визит Рубенс застал прибытие в город 21 мая папского легата Франческо Барберини, прибывшему с целью урегулирования конфликта вокруг Вальтеллины . Переговоры происходили тяжело и продлились до сентября. Вечером 20 сентября, возвращаясь после личной аудиенции у короля , кардинал неожиданно обнаружил в своих покоях шпалеры, значительная стоимость которых ему сразу стала очевидно. Кардинал принял подарок только после некоторых колебаний, о которых сообщил в своём отчёте. В подарок вошло 7 предметов, поскольку, вероятно, к тому моменту остальные не были готовы .
По возвращении в Рим кардинал приступил к организации собственной ткацкой мастерской. Уже в сентябре 1627 года в итал. Arazzia Barberini были созданы первые эскизы, а в 1630 году появились планы по продолжению серии «История Константина». В это время Барберини запрашивал информацию от парижских и европейских ткачей, выясняя разнообразные технологические вопросы. Мастерская Комана предложила ему докупить пять оставшихся панелей серии меньшего размера по той же цене за штуку, которую в своё время заплатил король. В результате кардинал решил обойтись собственными силами. Среди тем пяти новых шпалер одна, относящаяся к явлению Константину монограммы Христа , повторяла тему первой части серии. Автором эскизов стал Пьетро да Кортона , работавший перед этим над первыми изделиями мастерской Барберини . Новая серия включила также множество декоративных панелей меньшего размера. От подготовительных работ сохранился только один эскиз, хранящийся в настоящее время в галерее Уффици . За основу рисунка обрамлений был взят парижский образец с заменой французской королевской геральдической символики на герб рода Барберини , золотую пчелу на лазоревом поле . Работа над основными и наддверными панелями, также посвящёнными Константину, были завершены в 1641 году .
№ | Эскиз | Шпалера | Описание | Примечание |
---|---|---|---|---|
1 | Свадьба Константина | Свадьба Константина | ||
«Свадьба Константина»
( Le mariage de Constantin ) |
||||
47.3 x 64.4 см
Частная коллекция |
485.14 x 608.33 см
Филадельфия , Художественный музей |
|||
2 | Явление Константину монограммы Христа | Явление Константину монограммы Христа | ||
«Явление Константину монограммы Христа»
( L’apparition a Constantin de monogramme du Christ ) |
||||
46.2 x 56 см
Филадельфия, Художественный музей |
Париж, | |||
3 | Лабарум | Лабарум | ||
«Лабарум»
( Le Labarum ) |
||||
35.4 x 27.5 см
Частная коллекция |
Париж, Мобилье Насьональ | |||
4 | Битва у Мульвийского моста | Битва у Мульвийского моста | ||
«Битва у Мульвийского моста»
( La bataiile de Constantin contre Maxence ) |
||||
36.83 x 63.5 см
Лондон, Собрание Уоллеса |
485.14 x 744.22 см |