Interested Article - Поклонение пастухов (картина Рубенса)

«Поклонение пастухов (Ночь)» — картина Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа .

Сюжет картины

Картина иллюстрирует собой один из популярнейших евангельских сюжетов, связанный с Рождеством . Вот что об этом говорится в Евангелии :

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

История создания

Полотно является эскизом -моделло (изображением уменьшенного формата для демонстрации заказчику) алтарной картины, заказанной Рубенсу в феврале 1608 года для церкви ордена ораторианцев Сан-Спирито в Фермо . Эскиз создан в промежуток между 9 марта (когда Рубенсу был выплачен аванс за работу) и началом мая 1608 года (к этому времени Рубенс приступил уже к работе непосредственно над картиной в церкви).

Заказчик картины ректор ораторианцев Фламминио Риччи в письме от 12 марта 1608 года дал художнику весьма лестную рекомендацию:

…я не хотел уточнять композицию и другие частности, касающиеся фигур и качества картины, ибо таково было мнение о художнике, что лучше будет оставить всё на его волю, так как он сейчас находится накануне большой славы .

Прообразом эрмитажной картины считается работа Корреджо «Поклонение пастухов» , которую Рубенс мог видеть в церкви Сан-Просперо в Реджо-нель-Эмилия (ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене ), которая и по композиции и по выстраиванию отдельных элементов очень близка к рубенсовской. М. Я. Варшавская писала: «динамика и эмоциональность образов Корреджо чувствуются сильнее, чем в готовой картине: подчеркнута диагональ общего движения слева в глубину, фигуры теснее сдвинуты вокруг яслей и целиком включены в поток света, исходящий от младенца, тогда как в алтарном образе фигуры, выхватываемые светом из темноты, воспринимаются каждая отдельно» . Также в картине заметно влияние Караваджо : старушка с молитвенно поднятыми руками является переработкой фигуры старушки с картины «Мадонна ди Лорето» (церковь Сант-Агостино , Рим ).

Картина была приобретена императрицей Екатериной II в 1769 году вместе со всей коллекцией Генриха фон Брюля и наряду с коллекцией Гоцковского легла в основу Эрмитажного собрания живописи . По неизвестной причине на сайте Эрмитажа сказано что картина была приобретена в 1834 году у Гесслера в Кадисе .

Известен предварительный рисунок пером к картине, на котором изображены два пастуха и человек в тюрбане, который хранится в Амстердамском историческом музее .

По возвращении из Италии Рубенс в период 1609—1612 годов сделал с изменениями повторение алтарной картины из Фермо, которая находится в Антверпене в церкви Св. Павла.

Вопрос авторства

При поступлении картина была атрибутирована как работа Корнелиса Схюта , в Эрмитажном каталоге 1902 года указывалось авторство Якоба Йорданса , хотя еще 1893 году руководитель Берлинской картинной галереи В. фон Боде писал хранителю Эрмитажа А. И. Сомову что авторство картины принадлежит Рубенсу. Версия Боде получила подтверждение в 1927 году, когда итальянский искусствовед Р. Лонги опубликовал репродукцию алтарного образа работы Рубенса из церкви Сан-Спирито . Окончательно все сомнения в авторстве Рубенса исчезли в 1963 году после опубликования документов из архиепископского архива в Фермо , имеющих отношение к обстоятельствам заказа картины. В настоящее время авторство Рубенса считается бесспорным .

Галерея

Примечания

  1. Евангелие от Луки , 2: 15-21
  2. Цитируется по: Грицай Н. Фламандская живопись XVII века. Очерк-путеводитель. — Л. , Искусство, 1990. — С. 34.
  3. Варшавская М. Я. Картины Рубенса в Эрмитаже. — Л. , 1975. — С. 55-60.
  4. Бабина Н. П., Грицай Н. И. «Фламандская живопись XVII—XVIII веков. Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. — С. 9.
  5. Дата обращения: 18 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  6. Longhi R. La Notte del Rubens a Fermo // Vita artistica. — 1927. Settembre. — P. 191—197.
  7. Бабина Н. П., Грицай Н. И. «Фламандская живопись XVII—XVIII веков. Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. — С. 297—298.
Источник —

Same as Поклонение пастухов (картина Рубенса)