Театр повествования
- 1 year ago
- 0
- 0
Театр повествования , или повествовательный театр ( итал. teatro di narrazione, teatro-narrazione , фр. théâtre de narration, théâtre-récit ) — направление в драматургии и театре Италии.
Движение начало складываться во второй половине 1980-х годов и оформилось в 1990-е, включает сегодня уже два поколения драматургов, режиссёров, актёров (часто они объединяются в одном лице), поддержано и развито переводчиками, постановщиками, театральными критиками, театроведами Франции (Оливье Фавье, Шарль Торджман, Даг Жаннере), Бельгии (Эрве Герризи) и ряда других стран. Есть попытки перенести опыт театра повествования в кино ( Паршивая овца и др. ).
В России к театру повествования в определенной мере близки поиски документального театра , тоже восходящие к концу 1980-х годов, жанр докудрамы , постановки московского Театр.doc .
Отталкивается от сценических поисков и опыта театрального монолога в постановках Питера Брука , Тьерри Сальмона , Дарио Фо . Развивает принципы исповедальности и социальной ангажированности художника ( Пазолини ), идеи Вальтера Беньямина о фигуре и роли рассказчика (эссе Рассказчик ). Авторы и постановщики активно обращаются к проблематике индивидуальной, семейной, исторической памяти и свидетельства, трансформируют жанры дневника и письма, практикуют своего рода археологию повседневности. В постановках театра повествования реконструирован ряд ключевых эпизодов итальянской истории, долгое время вытеснявшихся из публичного обсуждения ( Массовая казнь в Ардеатинских пещерах , 1944; катастрофа на плотине Вайонт , 1963; Устика , 1980; и др.). Авторы обращаются также к событиям мировой истории — Чернобыльская катастрофа , Боснийская война — и не ограничиваются политикой (спектакль Italia-Brasile 3 a 2 ). Парадокс театра повествования в том, что, по-своему возвращая к традициям устной и непрофессиональной, народной словесности, включая переход на местные диалекты и проч., он существует и развивается в условиях девальвации слова механизмами пропаганды, политическими технологиями, печатными и аудиовизуальными массмедиа и т.п. Это по-новому поворачивает проблематику театральности в современной общественной и культурной ситуации.
Поиски театра повествования представлены в изданиях, руководимых Франко Куадри , во французском театроведческом журнале Frictions и др. Многие из представителей движения отмечены национальными и международными премиями, им посвящены монографии и сборники.