Темпл, Ширли
- 1 year ago
- 0
- 0
Ши́рли Верре́тт ( англ. Shirley Verrett ; 31 мая 1931 , Новый Орлеан , Луизиана , США — 5 ноября 2010 , Анн-Арбор , Мичиган ) — американская оперная певица (и педагог ), успешно перешедшая с репертуара меццо-сопрано на репертуар сопрано . Пользовалась большой известностью в репертуаре Верди и Доницетти в 60 — 90 —х годах XX века .
Из афроамериканской семьи адвентистов . Училась пению в Лос-Анджелесе , затем выиграла грант на обучение в Джульярдской школе . В 1958 г. стала лауреатом Наумбурговского конкурса молодых исполнителей .
Ещё студенткой в 1957 г. дебютировала на оперной сцене (в опере Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции»), в 1959 г. впервые гастролировала в Европе, спев в Кёльне ( Германия ) в опере Николая Набокова «Смерть Распутина».
В 1961 году Ширли Верретт стала первой из афроамериканских певиц, гастролировавших в СССР , выступив с программой спиричуэлс . Последний раз в России Ширли Верретт гастролировала в начале 90 -х годов, выступив с концертной программой в Концертном зале им. П. И. Чайковского .
В 1962 году Верретт получила хорошие отзывы критиков за исполнение партии Кармен в Сполето , после чего выступила в этой партии в Большом театре в 1963 году и в Нью-Йорк Сити Опера в 1964 году . В театре « Ковент-Гарден » дебютировала в 1966 году партией Ульрики (« Бал-маскарад » Верди ).
В « Метрополитен-опера » дебютировала в 1968 году партией Кармен , в « Ла Скала » — в 1969 году партией Далилы в опере Сен-Санса « Самсон и Далила ».
В дальнейшем среди заметных партий Верретт были Азучена (« Трубадур » Верди), Амнерис (« Аида » Верди) и особенно Кармен, которую певица пела также в « Ла Скала », « Ковент-Гарден », и других крупных театрах мира. Репертуар меццо-сопрано Верретт включал в себя также партии Эболи (« Дон Карлос » Верди), Елизаветы (« Мария Стюарт » Доницетти ), Леоноры (« Фаворитка » Доницетти), партии в операх « Орфей и Эвридика » Глюк , «Осада Коринфа» и « Моисей в Египте » Россини . Были сделаны коммерческие и некоммерческие записи многих из этих партий.
Вошло в историю выступление Ширли Верретт 23 октября 1973 года на сцене « Метрополитен-опера »: давалась монументальная опера Берлиоза «Троянцы», и партнёрша Верретт Криста Людвиг заболела, но Верретт отказалась от отмены спектакля и исполнила в нём обе главные женские партии — Кассандры и Дидоны . Верретт также пела в «Троянцах» на премьерном спектакле новой парижской « Оперы Бастилия » в 1990 г. В том же году репертуар певицы пополнился партией Сантуццы из оперы « Сельская честь » Масканьи .
Начиная с конца 70 —х годов Ширли Верретт начала также петь партии сопрано : Селика («Африканка» Мейербера ), Джудит («Замок Синей Бороды» Бартока ), леди Макбет (« Макбет »), мадам Лидуан (« Диалоги кармелиток » Пуленка , «Метрополитен-опера», 1977), Тоска , Норма (с 1976 года, Бостон , до 1989 года, Мессина), Аида (Бостон, 1980 и 1989), Дездемона (« Отелло », 1981), Леонора (« Фиделио », «Метрополитен-опера», 1983), Ифигения («Ифигения в Тавриде», 1984—85) и Альцеста (1985) Глюка, ( Керубини , 1986). Тоска , которую она исполняла в дуэте с Лучано Паваротти (в партии Каварадосси) в Метрополитен-опера, транслировалась по телевидению в прямом эфире на канале PBS в декабре 1978 года и выпущена на DVD .
В камерный репертуар Верретт входили песни Шуберта и Малера , произведения Мануэля де Фальи , Дариюса Мийо , Неда Рорема .
Завершив оперную карьеру в 1994 году , Веррет с 1996 года преподавала в Мичиганском университете . В 2003 году опубликовала книгу-автобиографию под названием «Я никогда не ходила одна» ( англ. «I Never Walked Alone» ). Скончалась от сердечной недостаточности .