Викторианская архитектура
- 1 year ago
- 0
- 0
Викторианская литература ( англ. Victorian literature ) — литературные произведения, созданные в Великобритании в викторианскую эпоху (1837—1901). В европейском контексте этот период соответствует эпохе критического реализма . Прямым продолжением викторианской была начала XX века.
По мере того, как эстетика романтизма сменяется реалистической, а философский позитивизм вытесняет спекулятивные философские построения, на смену поэзии в качестве основной формы литературного самовыражения по всей Европе приходит длинная проза . В этом отношении Британия не была исключением. В 1840-е и особенно 1850-е годы наиболее востребованным жанром становится социальный роман с морализаторским уклоном.
Наиболее последовательно в этом жанре работали два крупнейших беллетриста викторианской эпохи — У. М. Теккерей , автор монументальной исторической сатиры « Ярмарка тщеславия », и особенно Чарльз Диккенс , любимый писатель самой королевы Виктории и самый читаемый автор викторианской Англии. Отличительные черты диккенсовских романов — живая, иногда несколько карикатурная обрисовка десятков и сотен персонажей, панорамный охват общества, некоторая рыхлость структуры, остросюжетность с оттенком сенсационности, обилие авторских отступлений, склонность к счастливым развязкам.
В тени Диккенса и Теккерея плодотворно работали многие другие талантливые беллетристы. Трагическое миросозерцание сестёр Бронте (« Джейн Эйр », « Грозовой перевал », « Незнакомка из Уайлдфелл-Холла ») наследует традициям романтизма начала века. Элизабет Гаскелл — приятельница и первый биограф Шарлотты Бронте — в собственных романах тяготела к социальной проблематике. Традиции бытописательного романа Джейн Остин продолжают семейные саги Э. Троллопа . Большой успех в своё время имели его же политические романы, равно как и трилогия о политиках за авторством будущего премьер-министра Дизраэли .
После смерти Диккенса в 1870 году на первый план выдвигаются мастера социального романа с позитивистским уклоном во главе с Джордж Элиот . Крайним пессимизмом проникнут цикл романов Томаса Харди о страстях, бушующих в душах обитателей полупатриархального Уэссекса . Джордж Мередит — мастер тонко психологизированной комедии в прозе. Ещё более изощрённый психологизм отличает сочинения Генри Джеймса , перебравшегося в Англию из-за океана.
Для первой половины викторианского периода характерен расцвет описательной и документальной прозы. Преклонением перед культурой прошлых лет проникнуты искусствоведческие и культурологические работы Джона Рёскина , Мэтью Арнольда , Уолтера Патера . «Трудный», вязкий слог описательной прозы Рёскина — значимый вклад в сокровищницу англоязычной стилистики, равно как и высокая риторика исторических сочинений Карлайля и Маколея . Высокой оценки современников удостоились богословские и автобиографические труды кардинала Ньюмена .
Во второй половине XIX века проза становится более разнообразной и демократичной. В этот период впервые оформляется как обособленное направление детская литература (« Алиса в стране чудес » Льюиса Кэролла , «Принцесса и Гоблин» Джорджа Макдональда , « Остров сокровищ » Стивенсона ).
« Второе издание романтизма » порождает многочисленные сенсационно-бульварные ( У. Коллинс , Э. Бульвер-Литтон ), утопические ( С. Батлер , У. Моррис ) и приключенческие романы ( Т. Майн Рид , Р. Л. Стивенсон , Г. Р. Хаггард ). Развивается жанр исторического романа ( «Лорна Дун» Р. Д. Блэкмора , « Белый отряд » А. Конан Дойла ).
Получает запоздалое развитие малая прозаическая форма ( Г. Уэллс , Р. Киплинг ), в том числе детективная (рассказы о Шерлоке Холмсе ) и мистическая ( рассказы о привидениях Ш. Ле Фаню ). Благодаря росту грамотности рабочих и обилию «толстых» журналов вся эта многообразная литературная продукция находит благодарных читателей.
Официальным поэтом викторианской Англии считался лорд Теннисон , однако наиболее смелые с художественной точки зрения находки связаны с именем Роберта Браунинга , который довёл до совершенства введённую Теннисоном форму . По сложности синтаксиса , утончённости психологической разработки лирических героев, многообразию повествовательных ракурсов, широкому использованию выразительных возможностей подтекста поэзия Браунинга смыкается с реалистической прозой того времени.
Из поэтов более молодого поколения первое место принадлежит Харди , поэтическое дарование которого было в полной мере оценено уже в XX веке. Как заметил И. Бродский , в плане строфики и применяемых поэтических форм даже в XX веке не было поэта более разнообразного . Многие стихотворцы второй половины XIX века отдали дань идеалам прерафаэлитского движения ( Д. Г. Россетти , У. Моррис , молодой У. Б. Йейтс ). Стих Морриса и Суинберна , наследующий спенсеровской и китсовской традиции, предельно сладкозвучен и живописен.
Несколько в стороне от основного русла развития национальной поэзии стоят возвышенная философская лирика оксфордского профессора М. Арнольда и предмодернистский, во многом экспериментальный стих ирландского клирика Дж. М. Хопкинса .
На протяжении всего викторианского периода большим успехом у читателей пользовались юмористическая проза (« Записки Пиквикского клуба », « Трое в лодке, не считая собаки ») и шуточные стихи , подчас с налётом бессмыслицы и абсурда ( Льюис Кэрролл , Эдвард Лир ). Они служили своеобразным противовесом морализаторству и практицизму викторианского общественного сознания. Комическая составляющая преобладает и в наиболее популярных пьесах, будь то комедия нравов (« Как важно быть серьёзным » О. Уайлда ) или фарс (« Тётка Чарлея » Б. Томаса ). Лишь на исходе викторианского периода намечается возрождение «серьёзной» английской драматургии (ранние пьесы Дж. Б. Шоу ).