Сверхтвёрдые материалы
- 1 year ago
- 0
- 0
Твёрдая форма ( фр. forme fixe ) — тип поэтической формы.
Понятие о твёрдой форме сложилось в литературоведении применительно к клишированным песенным формам во французской поэзии и музыке XIII — первой половины XV веков: это баллада , виреле и рондо . В широком смысле к твёрдым формам относят также локальные разновидности виреле XIV—XVI веков: итальянскую баллату , испанскую кантигу , английскую кэрол XV века, испанские песни XVI века вильянсико и (в одном из значений [песня в итальянском вкусе на испанском языке]), итальянскую песню XVI в. бардзеллетту (см. Фроттола ) и некоторые другие .
Развивая теорию твёрдой формы, А. П. Квятковский ввёл дополнительно понятие монострофы — короткого композиционно замкнутого стихотворения ; к монострофам он относил, впрочем, не только рондо, триолет или сонет , но и частушку , что вызвало ряд возражений у фольклористов .
М. И. Шапир определил твёрдую форму как «парадигматическую константу, охватывающую произведение в целом» , иными словами — совокупность тех или иных характеристик стихотворения ( метрических , строфических , рифменных и др.), являющуюся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющую обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя. «Форма, введённая одним поэтом или (чаще) группой их, становится твёрдой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами» ( Иван Рукавишников ) .
От твёрдых форм принято отличать строфы , также обладающие устойчивым набором просодических характеристик, но при этом позволяющие свободное комбинирование и умножение в пределах текста. В то же время устоявшиеся строфы способны автономизироваться и превращаться в твёрдую форму (см. онегинская строфа ), и наоборот, устоявшиеся твёрдые формы могут функционировать как строфы в текстах более сложной структуры, в том числе также являющихся твёрдыми формами (см. венок сонетов ).
В современной поэзии твёрдые формы употребляются заметно реже, чем в поэзии классического периода, хотя высказывается и мнение о том, что такое положение вещей обедняет поэзию и лишает читателей удобных ориентиров, а потому желательно появление новых твёрдых форм .