Interested Article - Роман в стихах
- 2020-09-03
- 1
Роман в стихах — литературный жанр , сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой. Хотя возможны определённые аналогии между романом в стихах и стихотворным эпосом , особенно в его поздних авторских разновидностях, становление романа в стихах как жанра происходило на фоне уже развитого романного жанра в прозе — при этом в жанровой системе поэзии новейшего времени роман в стихах соотносился со сформировавшимся ранее жанром поэмы так, как в жанровой системе художественной прозы роман — с повестью ; в обоих случаях границы между жанрами зыбки и условны .
По мнению Вячеслава Иванова , переход от романтической поэмы к роману в стихах связан с романом А. С. Пушкина « Евгений Онегин » ( 1831 ), наследовавшим знаменитой поэме Джорджа Гордона Байрона «Дон Жуан» ( 1824 ), но изменившим ряд важных аспектов жанровой характеристики: Иванов указывает, что пушкинскому тексту присущи «объективная и аналитическая установка» и «постепенное развитие характеров», отсутствующие у Байрона .
История жанра
После пушкинского «Евгения Онегина» и появившегося вслед за ним романа в стихах Адама Мицкевича « Пан Тадеуш » ( 1834 ) роман в стихах на протяжении долгого времени не дал, как считается, значительных образцов в основных национальных литературах, хотя в обоих случаях влияние данных стихотворных текстов на последующее развитие национального романа в прозе было значительно. Тем не менее, из русских авторов к жанру романа в стихах обращался в XIX веке Яков Полонский («Свежее преданье», 1862 ), в начале XX века — Илья Эренбург («В звёздах», 1919 ) и Игорь Северянин («Падучая стремнина», 1922 ). Новый импульс развитию русского романа в стихах дал возникший в советской литературе на рубеже 1920-30-х гг. запрос на возвращение в поэзию эпического начала с опорой на реалии новейшего времени — откликом на этот запрос стали, в частности, романы в стихах «Пушторг» Ильи Сельвинского ( 1928 ) и «Спекторский» Бориса Пастернака ( 1931 ). В послевоенный период определённый резонанс в советской прессе вызвали романы в стихах Василия Казанского «Сквозь грозы» ( 1957 ) и Евгения Долматовского «Добровольцы» ( 1969 ), на рубеже XX—XXI веков специалисты проявили некоторый интерес к роману Александра Дольского «Анна» ( 2005 ) и серии романов в стихах . Много откликов вызвал роман в стихах Марии Рыбаковой «Гнедич» (2011), включённый в короткие списки Премии Андрея Белого и премии «Нос» в прозаической номинации. В то же время есть мнение, что потенциал этого жанра невелик: так, поэт Максим Амелин полагает, что «„роману в стихах“ у нас повезло один-единственный раз. Остальные попытки — а их было немало — были неудачными, включая „Спекторского“ Пастернака» .
В англоязычном пространстве жанр романа в стихах пережил возрождение, напротив, во второй половине XX века и особенно ближе к его концу — особенно в творчестве авторов, принадлежавших к окраинным национальным литературам: так, успехом пользовался роман индийского автора Викрама Сета «Золотые ворота» ( англ. The Golden Gate ; 1986 ), написанный по-английски онегинской строфой . С романом в стихах сближается и распространённый в англоязычной литературе жанр стихотворной автобиографии (примеры у Джона Бетжемена , Дерека Уолкота и др.).
Примечания
- А. А. Александров. Роман в стихах // Краткая литературная энциклопедия / Ред. А. А. Сурков — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6, стлб. 363.
- от 14 мая 2011 на Wayback Machine (1937) // Иванов В. И. Собр. соч. — Брюссель, 1987. — Т. 4, с. 324—329.
- от 26 января 2012 на Wayback Machine : Интервью Максима Амелина Лизе Новиковой // «Известия», 25 января 2012.
- от 25 июня 2018 на Wayback Machine — Continuum International Publishing Group, 2002. — P. 13. (англ.)
- 2020-09-03
- 1