Белелюбский, Николай Аполлонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Аполло́нович Ма́йков ( 1794 — 1873 ) — русский живописец , академик Императорской Академии художеств , отец Аполлона , Валериана , Владимира , Леонида Майковых. Супруга — Евгения Петровна .
Сын дворянина Аполлона Александровича Майкова (1761— 1838 ), некогда служившего директором Императорских театров, и Наталии Ивановны Серебряковой (1768—1832). С 1801 года воспитывался в Санкт-Петербургском 2-м кадетском корпусе, но не успел окончить курс этого заведения, когда вспыхнула Отечественная война 1812 года . Подобно многим из своих товарищей, он был по этому случаю преждевременно выпущен офицером в действующую армию и попал в корпус Багратиона . На Бородинском поле неприятельская пуля пробила ему ногу навылет. Это несчастие послужило причиной его обращения к искусству: он был уволен, для излечения, в ярославское поместье своего отца и там стал самоучкою упражняться в рисовании, которым не перестал заниматься и по возвращении своём, после выздоровления, в армию, преследовавшую Наполеона . Вместе с ней он прошел Польшу, Германию и Францию, до Парижа, повсюду — в городах, в походе, на стоянках и бивуаках рисуя этюды, портреты сослуживцев, военные сцены и пр.
В Париже впервые взялся за масляные краски и мечтал отправиться для своего художественного образования в Италию, но, повинуясь отцовской воле, возвратился в Россию, вышел в отставку с чином майора и поселился в Москве.
Усовершенствовавшись здесь в живописи копированием картин знаменитых мастеров и этюдами с натуры, перебрался на жительство в Санкт-Петербург, где вскоре обратил на себя внимание любителей искусства и приобрёл благоволение императора Николая I .
По поручению Николая I Майков написал ряд образов для церкви Святой Троицы, что в Измайловском полку . За живопись этого храма Николай I повелел удостоить Майкова званием академика Императорской Академии художеств (1835) .
Другой, ещё более важный высочайший заказ, полученный Майковым, составляли образа для малых иконостасов Исаакиевского собора , над исполнением которых он трудился около 10 лет (впоследствии они были признаны неудобными для воспроизведения мозаикой и заменены оригиналами других художников, отчасти переделанными из композиций Майкова).
Занимаясь работами для двух названных храмов и для других церквей в Петербурге, в Москве и в провинции (иконы «Сошествие Св. Духа», «Богоявление» и «Поклонение волхвов» для малой церкви Зимнего дворца , «Моление о чаше» для подмосковного имения С. В. Панина, иконостасы для церквей св. Николая Чудотворца и св. Владимира в Севастополе и т. д.), Майков посвящал свои досуги исполнению картин на излюбленные им темы — изображения женских голов и нагих красавиц. Как на образец его произведений в этом роде можно указать на «Отдыхающую купальщицу» в Елагинском дворце , в Санкт-Петербурге. Наконец, следует упомянуть о плафонах и медальонах, которыми он украсил залы в роскошном доме княгини Юсуповой на Литейном проспекте . Сочинение и рисунок Майкова свидетельствуют о том, что он не прошел серьёзной художественной школы, но колорит его не лишён силы, гармоничен и отличается если не жизненностью, то изящным правдоподобием; в копиях же своих с хороших мастеров он является живописцем добросовестным и более искусным.
Умер 23 августа 1873 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
Жена (с 30 июля 1820 года) — Евгения Петровна Гусятникова (1803—1880). Их дети: