Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Шахматистки» ( англ. «The Chess Players» ) — одна из наиболее известных картин ирландского художника Джона Лавери . Первоначально создавалась художником как эскиз к большой картине «Семья Говарда де Уолдена», изображает двух дочерей заказчика, играющих в шахматы .
В 1929 году Джон Лавери получил заказ нарисовать « портретный интерьер » , и его семьи в замке Чирк в Денбишире . Томас Эвелин Скотт-Эллис родился в 1880 году. Он получил образование в Итонском колледже и Королевской Военной академии в Вулидже . Томас Эвелин Скотт-Эллис участвовал в англо-бурской войне , а затем — в Первой мировой войне . Он покровительствовал валлийским и лондонским драматургам и музыкантам. Скотт-Эллис сам был незаурядным писателем, известность получили его литературные обработки валлийского фольклора и легенд о короле Артуре . Также ему принадлежали несколько исследований по истории средневековой Британии, за которые ему была присвоена почётная учёная степень доктора наук Уэльского университета . Он стал президентом Национального музея Уэльса и директором Национальной библиотеки Уэльса . В 1938 он был избран членом правления Галереи Тейт .
Процессу создания картины мешали родственники барона , которые пытались занять место перед художником в центре комнаты, надеясь быть включёнными в картину. Тем не менее, они были полностью исключены из композиции полотна по настоянию леди Говард де Уолден, которая потребовала от художника изобразить только членов её семьи .
В итоге на картине «Семья Говарда де Уолдена» ( англ. «The Howard de Walden Family» ) (NT 1171535, масляная живопись по холсту , её обычно осторожно датируют 1929—1941 годами, она находится в замке Чирк ) изображена только вся многочисленная семья барона, включающая супругов и их шесть детей. Две дочери и супруга музицируют (фортепиано, альт , виолончель), сам он (сидит на подоконнике, закинув ногу на ногу) со старшим сыном Джоном (который держит в руке теннисную ракетку, опираясь на неё) беседует у окна. Ещё одна дочь барона стоит в центре картины, пристально глядя на зрителя. Две дочери играют в шахматы на ковре. Ни одна из них не смотрит на доску. Одна девушка оборачивается на отца, другая рассматривает снятые с доски фигуры. На шахматной доске присутствуют четыре плохо различимые фигуры .
Внучка барона так описывет эту картину:
«Я смотрю на картину, написанную в 1930 году. На переднем плане две худенькие девочки-подростки стоят на коленях на полу, играя в шахматы. Это сестры моей матери, Генор и Пип. За ними рядом с камином моя бабушка сидит за фортепиано , подбородок её высоко поднят. Бронвен, её старшая дочь, известная как „красотка“, играет на альте; Элизабет, музыкальный вундеркинд семьи, играет на дорогой её сердцу виолончели. В глубине комнаты их брат стоит вполоборота; теннисную ракетку он сжимает в руке, как охотничий трофей, намекая на нетерпение, которое он, несомненно, испытывал, когда ему приходилось позировать для семейного портрета. Лицом к нему, сидя на широком подоконнике, мой дед, которого легко узнать по лысой голове… Ирландский художник Джон Лавери нарисовал эту домашнюю сцену в глубоких, светящихся красках, которые привлекают взгляд к центру, где стоит ребёнок в коротком лимонно -жёлтом платье. Её ноги, как у танцовщицы. Она наблюдает за игрой в шахматы, но художник поставил её вдали… Сёстры изображены на переднем плане, рядом, но Лавери отобразил её одиночество. Это моя мама. Ей восемь лет, она стоит, как юный воин в замке Чирк»
— Miranda Seymour. In My Father's House: Elegy for an Obsessive Love
Из-за сложности композиции основной картины Лавери создал предварительно два изображения, по мнению искусствоведа, первоначально воспринимавшиеся как этюды, первое — младших детей, играющих в шахматы, и второе — картину, изображающую вторую дочь Говарда де Уолдена, Элизабет Скотт-Эллис (1914—1976), виолончелистку . Двадцать пять лет назад, когда картина «Виолончелистка» впервые оказалась у дилера из Дублина Патрика Ф. Брауна, было высказано ошибочное предположение, что героиня является дочерью самого художника (миссис Алис Гвинн) в детстве. Это мнение в настоящее время опровергнуто. Размер картины «Виолончелистка» — 51 на 34 сантиметров, она была продана на аукционе Sotheby's за 112 500 фунтов стерлингов 13 сентября 2016 года .
Техника исполнения «Шахматисток» — масляная живопись по холсту. Размер в раме — 1490 x 2170 x 110 миллиметров , размер полотна — 1232 x 1922 миллиметров. Картина принадлежит Галерее Тейт, Лондон , Великобритания , Инвентарный N 04544. Подпись на картине — «J. Lavery» , а на обороте — «By John Lavery 5 Cromwell Place London S.W. The Chess Players 1929» . Картина была куплена галереей Тейт у самого художника в 1930 году на средства «Фонда Чантри» . В настоящее время картина предоставлена для демонстрации в экспозиции замка Чирк, в Рексеме, на севере Уэльса (NT 1171527) .
Собрание картин (включая данные две) и фотографий, запечатлевших семью барона Говарда де Уолдена, экспонировалось на выставке в замке Чирк, который на протяжении почти 30 лет принадлежал ей .
Местом действия является интерьер гостиной в замке Чирк, в котором семья проживала с 1911 по 1946 годы .
Принято считать, что на картине представлены две дочери Томаса Эвелин Скотт-Эллиса, 8-го барона Говарда де Уолдена, 5-го барона Сифорда. Изображены две девочки-подростка, сидящие прямо на ковре, рядом с ними отброшенная в сторону раскрытая книга. Одежда девочек не выглажена, чулки небрежно приспущены, шахматные фигуры, снятые с доски, стоят и лежат в беспорядке рядом с доской. Принято отождествлять двух изображённых девочек с двумя младшими дочерьми Томаса Эвелин Скотта-Эллиса :
Внучка барона, Миранда Сеймур, утверждает, что изображены Маргарет и Присцилла (другая дочь барона, родившаяся в 1916 году, а впоследствии ставшая супругой испанского писателя, актёра и политического деятеля Хосе Луиса Де Вильялонга )
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Греческий искусствовед Николас Сфикас реконструировал позицию, которая стоит на доске, и дал её интерпретацию. По его мнению, художник предлагает зрителю две логические задачи: А) какая чёрная фигура скрывается за чёрным королём на g6 (она едва видна, в данном случае это — ладья ), Б) как должна развиваться сама партия. По мнению Сфикаса, на доске может быть поставлен достаточно изящный мат в два хода. После хода белых королём (например, 1. Кре2… ) неудачный ответ чёрных приводит к мату следующим ходом: