Interested Article - Марло, Кристофер

Кри́стофер Ма́рло ( англ. Christopher Marlowe ) (крещён 26 февраля 1564 , Кентербери 30 мая 1593 , Дептфорд ) — английский поэт, переводчик и драматург-трагик елизаветинской эпохи , наиболее выдающийся из предшественников Шекспира , шпион .

Благодаря ему в елизаветинской Англии получил распространение не только рифмованный, но и белый стих .

Биография

Юность

Марло родился в один год с Шекспиром (1564) в семье сапожника из Кентербери . До 1580 года посещал местную школу, где изучал латынь, основы греческого языка, а также пение и стихосложение. Затем с марта 1581 года учился, как стипендиат архиепископа Паркера, в Кембриджском университете . В Кембридже Марло сблизился с Томасом Нэшем и Томасом Уолсингемом, племянником члена Тайного совета Ф. Уолсингема . Марло окончил Колледж Тела Христова в Кембриджском университете, став бакалавром (1584), а затем — вероятно, по протекции Уолсингема-старшего — магистром (1587).

Связь Марло с Уолсингемом, по-видимому, объясняет вольности в его поведении ещё во время учёбы в Кембридже. Например, с середины 1584 года в документах университета отмечаются продолжительные отлучки Марло. Однажды он побывал в родном Кентербери, но куда он ездил в остальных случаях (например, с февраля по июнь 1587), точно не известно. Тайный совет потребовал от руководства университета допустить Марло к выпускным испытаниям, ссылаясь на то, что «он хорошо поработал на благо королевы» во время пребывания на континенте . Предполагается, что Марло собирал во Франции сведения о деятельности английского католического подполья, пытавшегося бросить вызов протестантскому режиму королевы Елизаветы I . По возвращении с континента Марло стал тратить крупные суммы на выпивку и хороший стол .

В 1592 году Марло был задержан властями Соединённых провинций в портовом городе Флиссингене и обвинён в фальшивомонетничестве . Его выслали в Англию, где он должен был предстать перед лордом Бёрли ; по возвращении на родину никаких обвинений ему предъявлено не было. Биографы Марло связывают этот эпизод с его разведывательной деятельностью .

Марло в Лондоне

Пользуясь своими обширными связями, Кристофер Марло переехал в Лондон , где занялся активной литературной деятельностью. Он сблизился с т. н. «университетскими умами», кругом драматургов, писавших для общедоступного театра, куда входили поэты Д. Лили , Т. Нэш , Р. Грин , Дж. Пил и Т. Лодж . В английской столице за ним закрепилась репутация курильщика, распутника, скандалиста, дуэлянта, колдуна, вольнодумца и содомита . Тогда же была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух», которая пользовалась таким колоссальным успехом, что Марло вынужден был написать её продолжение (чего раньше на лондонской сцене не случалось) . В этой пьесе в полной мере проявился вкус Марло к напряжённой экспрессии, к живописной экзотике и сценическим эффектам.

Приблизительно с этого времени его отношения с правительством резко меняются. Вольнодумный кружок У. Рэйли , в который вступил Марло, не был на хорошем счету у правительства. Считалось, что там проводились некие «кощунственные обряды». В мае 1593 года в Лондоне произошли волнения, в которых участвовали католики и протестанты. В городе распространялись памфлеты с выпадами против рабочих-иммигрантов из Фландрии. Тайный совет искал авторов этих воззваний среди лондонской литературной богемы. Были произведены обыски, в том числе на квартире, которую Марло делил с драматургом Томасом Кидом . Среди его бумаг были обнаружены заметки, содержащие крамольные высказывания, как то: «Кто не любит табака и мальчиков — дураки» и « Евангелист Иоанн делил ложе с Иисусом » .

Убийство

Томас Кид , помещённый в тюрьму, под пытками показал, что бумаги принадлежали Марло и остались от совместной работы над пьесой два года назад. Был или не был Марло тайным агентом, формально совет должен был допросить его, тем более что королева оставила на рапорте резолюцию: «Довести расследование до конца» . Поэта, гостившего у Томаса Уолсингема в поместье Скедбери (Кент), вызвали на заседание Тайного совета 12 мая 1593 года, временно арестовали, отпустили, но велели каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу. Однако допрос, вероятно, не состоялся, так как поэт был убит.

Марло был зарезан в таверне Дептфорда 30 мая 1593 года. В последний день своей жизни он обедал в ней с компанией подозрительных личностей: Инграмом Фризером , Николасом Скирсом и Робертом Пули . Есть основания считать, что эти люди были связаны с секретными службами . Вскоре между ними возникла ссора. Марло выхватил из рук Фризера кинжал и нанёс тому несколько ударов. Фризер пытался вырвать оружие из рук Марло, в потасовке кинжал вонзился над правым глазом Марло и прошёл прямо в мозг. Его тело было предано земле 1 июня там же.

По поводу обстоятельств и причин смерти поэта до сих пор существуют противоречивые версии. Некоторые исследователи считают, что бытовая ссора, приведшая к фатальному исходу, была подстроена. По этой версии поэт намеревался уехать из Англии через Дептфорд , но правительство решило помешать этому ввиду его причастности к секретам английской разведки.

В этом деле действительно много странного, начиная от путаницы с точной датой смерти поэта (по одним данным — 30 мая, по другим — 1 или 2 июня) до имен убийц (их имена несколько раз менялись, а основные подозреваемые — Фризер, Скирс и Пули — считались агентами секретной службы, что и помогло им впоследствии уйти от наказания). Расследование преступления велось крайне неопрятно. Вердикт судьи гласил, что Фризер действовал в пределах самообороны . Складывалось впечатление, что власти хотели быстрее замять это дело.

Марло и Шекспир

Кристофер Марло — единственный современник, которого Шекспир прямо цитирует в одном из своих сочинений . Когда в Лондоне был опубликован памфлет, поносивший Марло и Шекспира за дурновкусие, оба поэта парировали обвинения лёгкими эротическими поэмами в классицизирующей, овидиевской манере (« Геро и Леандр » Марло и «Венера и Адонис» Шекспира). Есть мнение, что в пьесе « Убийство Гонзаго », которую ставит Гамлет (т. н. сцена мышеловки), Шекспиром спародирован стиль монологов Марло .

Одна из конспирологических версий исследователей т. н. « шекспировского вопроса » приписывает Марло (якобы не погибшему в 1593 году) произведения, известные под именем Шекспира. Согласно этой версии, смерть Марло была инсценирована им самим, возможно, при содействии Уолсингема.

Творчество

Издание «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста», 1620

Марло внёс большие изменения в английскую драму. До него здесь хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды. Он первым сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство. Марло преобразовал стихотворную ткань драмы введением белого стиха , существовавшего до него лишь в зачаточном состоянии. Он начал более свободно, чем его предшественники, обращаться с ударными слогами: трохей , дактиль , трибрахий и спондей заменяют у него властвовавший у его предшественников ямб . Этим он приблизил трагедию к классической драме типа Сенеки , популярной тогда в английских университетах. Современников поражал мощный, полный аллитерационных повторов стих Марло, звучавший для елизаветинской эпохи свежо и необычно. Майкл Дрейтон назвал его вдохновение « прекрасным безумием, которое по праву и должно овладевать поэтом », чтобы он смог достичь таких высот.

Главные герои произведений Марло — борцы с огромным честолюбием и грандиозной жизненной энергией. Они выплёскивают свою душу в полных патетики длинных монологах, которые Марло ввёл в арсенал приёмов елизаветинской драмы. Поэт видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних душевных противоречиях, раздирающих исполинскую личность, поднявшуюся над обыденностью и расхожими нормами:

  • Тамерлан , бывший пастух, появляется на сцене в триумфальной колеснице, которую тащат зубами за верёвки покорённые им цари.
  • « Мальтийский жид » по имени Барабас (Варавва) борется с целым христианским миром за освобождение своей порабощённой нации и побеждает этот мир единственным доступным ему орудием — золотом.
  • Фауст продаёт душу из-за жажды знаний и стремления владеть миром. Мечты и желания Фауста — целая программа экспансии , осуществляемой руками жадных авантюристов , начинавших свою социальную карьеру в Британии .

Герои Марло неоднозначны, они вызывали у зрителей одновременно ужас и восхищение. Он восстаёт против средневекового смирения человека перед силами природы, против смиренного принятия жизненных обстоятельств. Пьесы Марло были рассчитаны на то, чтобы поражать современников неожиданными театральными эффектами. Например, в финале «Мальтийского жида» на сцене появляется гигантский котёл, где главный герой оказывается сварен заживо . «Эдуард II» — трагедия гомосексуала в гетеросексуальном обществе с многочисленными двусмысленными пассажами в духе Овидия — заканчивается тем, что король погибает от раскалённой кочерги, воткнутой в задний проход .

Пьесы

Стихи и переводы

Библиография

Переводы, издания
  • На русск. яз. :
  • Гербель Н. В. Английские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1875 (перев. из «Фауста» и «Эдуарда II»);
  • Works, ed. C. F. Tucker Brooker, Oxford University Press , 1910.
  • . М.: Худлит , 1961 .
  • Трагическая история доктора Фауста / изд. подгот. А. Н. Горбунов , В. С. Макаров, Д. Н. Жаткин, А. А. Рябова ; отв. ред. Н. Э. Микеладзе ; ред. изд-ва Т. Л. Ломакина. — М. : Наука , 2019. — 321, [1] с. — ( Литературные памятники ). — 700 экз. ISBN 978-5-02-039585-5 .
Исследования
  • Бёрджес Э. Уильям Шекспир. Гений и его эпоха. М.: ЗАО « Центрполиграф », 2001 . С. 245. ISBN 5-227-01302-0 .
  • : коллективная монография / Н. В. Захаров (рук. авт. колл.), Б. Н. Гайдин, И. И. Лисович, В. С. Макаров, Н. В. Шипилова, Е. Н. Черноземова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та , 2022. 338 с.
  • Легенда о докторе Фаусте. М.: , 1978 .
  • [: предисловие] // Марло, Кристофер. Сочинения. М.: Худлит , 1961 .
  • Стороженко Н. Предшественники Шекспира. Лили и Марло. СПб., 1872. Т. I. 4-е изд. М., 1916.
  • Alter R . The Art of Biblical Poetry. NY: Basic Books, 1985 .
  • Baker G. P. Dramatic technique in Marlowe. 1913.
  • Chambers E. K., d-r. The Medieval Stage: 2 vv. Clarendon Press, 1903.
  • Ellis-Fermor C. Marlowe, 1927.
  • Levin H. Christopher Marlowe: The Overreacher. Lnd., 1965 .
  • Lewis J. G. Marlowe’s Life. Canterbury, 1891.
  • Verity A. W. Influence of Marlowe on Shkespeare’s earlier style. 1886;

В кино

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Christopher Marlowe // (англ.) — 1995.
  3. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  4. Christopher Marlowe // (англ.) — 2000.
  5. (англ.) / — Oxford: OUP , 2004.
  6. Кристофер Марло // Марло К. Сочинения. М., 1961.
  7. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  8. . Дата обращения: 22 сентября 2012. 24 ноября 2020 года.
  9. См. Е. Черняк, «Пять столетий тайной войны».
  10. Nicholl, Charles (1992). «12». The Reckoning: The Murder of Christopher Marlowe . London: Jonathan Cape. ISBN 0-224-03100-7 .
  11. Steane, J.B. (1969). Introduction to Christopher Marlowe: The Complete Plays . Aylesbury, UK: Penguin. ISBN 0-14-043037-7 .
  12. Bruce R. Smith. Homosexual Desire in Shakespeare’s England: A Cultural Poetics . University of Chicago Press, 1995. ISBN 9780226763668 . Page 173.
  13. Park Honan. Christopher Marlowe: Poet & Spy: Poet & Spy . Oxford University Press, 2005. Page 340.
  14. Bernard D. N. Grebanier. The heart of Hamlet: the play Shakespeare wrote, with the text of the play . Crowell, 1960. Page 366.
  15. Patrick Cheney. The Cambridge Companion to Christopher Marlowe . Cambridge University Press, 2004. Page 84.

Ссылки

  • Черноземова Е. Н., . Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира» (2012). Дата обращения: 29 февраля 2012.
Источник —

Same as Марло, Кристофер