Interested Article - Полевицкая, Елена Александровна

Еле́на Алекса́ндровна Полеви́цкая ( 3 июня ( 15 июня ) 1881 , Ташкент 4 ноября 1973 , Москва ) — русская и советская актриса театра и кино, театральный педагог .

Биография

Годы учения

Родилась в Ташкенте в семье управляющего Ташкентской конторой Государственного банка Александра Павловича Полевицкого. В 1888 году семья Полевицких переехала в Петербург . В 1893 была принята в Александровский институт в Петербурге, основанный в 1765 году по указу Екатерины II для девушек « мещанского происхождения», в отличие от расположенного рядом Смольного института благородных девиц , в который принимались девушки из дворянских семей. Учебная программа включала общеобразовательные предметы, французский и немецкий языки, занятия пением, танцами, живописью, посещение театров. По завершении 5 лет учёбы в институте её оставили на двухгодичные педагогические курсы, которые она окончила в мае 1900 года с большой серебряной медалью и дипломом, дающим право работать преподавателем и воспитателем. Брала уроки пения у З. П. Ивановой-Иваницкой .

Е. А. Полевицкая. Портрет работы Б. М. Кустодиева. 1905 г.

В 1901 году по настоянию отца, в юности получившего художественное образование, поступила в Художественное училище А. Л. Штиглица . К этому периоду относится знакомство Полевицкой с молодым художником Борисом Кустодиевым , будущая жена которого, Юлия Прошинская, училась вместе с ней. В 1905 году, когда Кустодиев получил мастерскую в Академии художеств , он нарисовал портрет Полевицкой, ныне хранящийся в Национальном музее русского искусства Киева . Обучение в училище шло успешно, она даже получила высшую премию за работы акварелью , а многие её рисунки были приобретены для музея училища. Тем не менее, после четырёхлетнего пребывания в нём была отчислена в июне 1905 года с мотивировкой «за малоуспешность», а фактически за участие в студенческом движении, связанном с событиями 1905 года . Преподавала рисование в младших классах Александровской женской гимназии. В декабре 1905 года уволена без права заниматься педагогической деятельностью по представлению директора гимназии за участие в политической забастовке . В 1906 зачислена на Курсы музыкально-драматического искусства Е. П. Рапгофа , занималась под руководством знаменитого актёра и режиссёра Александринского театра Андрея Петровского .

Начало профессиональной карьеры

Учёба на курсах Рапгофа закончилась досрочно — смерть отца в январе 1908 года вынуждала зарабатывать на жизнь самостоятельно. В марте 1908 года вместе с аттестатом Полевицкая получила назначение в театр Пскова , затем играла в Александровском театре в Гельсингфорсе , в театрах Павловска и Казани , в 1909–1910 в Петербурге, в Ново-Драматическом театре на Офицерской под руководством А. А. Санина . Преподавала в Школе сценического искусства А. П. Петровского на Почтамтской .

В октябре 1910 года вышла замуж за успешного адвоката, театрального мецената , пробовшего себя и в качестве режиссёра театральных постановок Ивана Фёдоровича Шмита . Их совместная личная и творческая жизнь продолжалась до смерти Шмита в 1939 году.

В труппе Синельникова

Весной 1910 года в Петербурге произошла знаменательная для Полевицкой встреча с известным провинциальным режиссёром и антрепренёром Николаем Синельниковым , набирающим актёров для театра в Харькове . С 1910 по 1918 год (с перерывами на недолгие выступления в других театрах) она служит в труппе Синельникова в Харькове и Киеве . Приобрела известность созданием женских образов русской и мировой классики: Катерина (« Гроза ») и Лариса (« Бесприданница » А. Н. Островского ), Лиза Калитина (« Дворянское гнездо » по И. С. Тургеневу ), Лиза (« Живой труп » Л. Н. Толстого ), Софья (« Горе от ума » А. С. Грибоедова ), Маша (« Три сестры » А. П .Чехова ), Маша (« Чайка » А. П. Чехова), Олимпиада в «Савве» Л. Андреева , Мария Стюарт (« Мария Стюарт » Фр. Шиллера ), Порция (« Венецианский купец ») и Катарина (« Укрощение строптивой » У. Шекспира ), Настасья Филипповна («Идиот» по Ф. М. Достоевскому ), Гедда в « Гедде Габлер » Г. Ибсена , Ракел в «Свыше наших сил» Б. Бьёрнсона и многих других.

Елена Полевицкая в роли Лизы Калитиной («Дворянское гнездо» по И.С.Тургеневу в Московском драматическом театре. 1915 г.)

«Театральная энциклопедия» пишет:

«В искусстве Полевицкой, пользовавшейся большой популярностью у зрителя, эмоциональность, непосредственность сочетались с одухотворенной интеллектуальностью, психологической тонкостью, отточенностью формы, мастерством перевоплощения (преображалась в каждой роли до неузнаваемости). Лейтмотив образов актрисы — тема чистоты женской души» .

Синельников отмечал в её игре «отсутствие штампа, по-новому звучавшие слова, фразы, сцены, богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос, необыкновенную восприимчивость» . В 1914—1916 Полевицкая гастролировала в Московском драматическом театре Суходольских. Играла Лизу в «Дворянском гнезде», Тугину в «Последней жертве», Мари Шарден в «Мечте любви» А. И. Косоротова, Веру Мирцеву в одноимённой пьесе Л. Н. Урванцева, Консуэллу («Тот, кто получает пощёчины») и Жанну («Король, закон и свобода») Л. Андреева. Выступления сопровождались многочисленными отзывами в печати . Из «Воспоминаний» П. А. Маркова :

«С первых же дней московскую молодежь покорила Елена Александровна Полевицкая. <...> Она играла на сцене не мнимую, а подлинную правду, которую она обнаруживала и полностью выражала не только в Лизе из «Дворянского гнезда» или Тугиной в «Последней жертве», не только в прелестно сыгранной Консуэлле в андреевском «Тот, кто получает пощечины», но и Мари Шарден и Вере Мирцевой. Поэтому она так и поражала, удивляла, увлекала. Ее движения были всегда гармоничны, роли отделаны до мелочей, фраза закончена и точна, и какое-то особое благородство, целомудрие заставляло относиться к ее образам почтительно, восхищенно» .

Весной 1919 года Синельников получил от А. В. Луначарского приглашение занять место директора и художественного руководителя Александринского театра и привезти с собой ряд актёров по своему выбору . Осенью того же года Синельников и с ним ведущие актёры труппы Полевицкая, Шатрова , Радин , Тарханов и другие должны были выехать на работу в Петроград, однако в июле Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А. И. Деникина и путь в центр был отрезан боевыми действиями . Вместе с другими актёрами труппы Синельникова Полевицкая выступала в театрах Одессы , Симферополя , Ялты , Севастополя (труппа М. П. Ливского).

За рубежом

20 мая 1920 года Полевицкая и Шмит с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис III наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени» . Позже Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене Немецкого театра М. Рейнхардта в Берлине , гастролировала в Латвии, Чехословакии. Особым успехом пользовалось исполнение ею роли Лизы Калитиной в «Дворянском гнезде». Поэт Саша Чёрный в стихотворении, посвящённом Полевицкой, писал :

«Благословен Ваш нежный образ Лизы!

Ее души волнующие ризы

Коснулись нас в час ночи грозовой

Надеждою нетленной и живой.»

В 1927 году на сцене венского «Йозефштадттеатра» М. Рейнхардта состоялось первое выступление Полевицкой на немецком языке, которым владела свободно, в роли Маргариты Готье (« Дама с камелиями » А. Дюма ). В дальнейшем выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии. В 1928 преподавала в венской Школе актёрского мастерства и режиссуры («Актерский и режиссерский семинар» М. Рейнхардта). Снялась фильме « Чёрная пантера » (Берлин, 1921). Вот как описывал этот фильм И.Я. Билибин в письме от 21 мая 1922 года Людмиле Чириковой:

"Вся игра основана на неестественной и напряженной до последнего градуса истеричности. Художник (я бы повесил этого актера на первом дереве!) все время смотрит сумасшедшими глазами, то крадется, как тигр, то как-то дико каменеет. Работает с деланным "надрывом". Есть там и страшная красавица, футуристическая эстетка, сталкивающая художника с пути его семейной жизни, и, наконец, жена художника, эта самая актриса Полевицкая, верх истерики и невыносимого мелодраматизма, который Юрицын рекомендовал чуть ли не как гениальную "русскую" игру."

В 1935 году в Берлине Полевицкая исполняла на немецком языке роль Анны Карениной.

Когда в связи с якобы «неарийским» происхождением Шмит, работавший режиссёром в берлинском театре М. Рейнхардта, был уволен, супруги перебрались в Прибалтику. Сезон 1937 – 1938 годов Полевицкая работала в Таллине. В сентябре 1939 года во время пребывания в Риге Шмит получил тяжёлую травму и вскоре скончался. Полевицкая, имевшая германский паспорт, в декабре 1939 года была репатриирована немецкими властями в Германию и отправлена в лагерь для перемещённых лиц в Деппе на побережье Северного моря .

Через полгода была освобождена благодаря вмешательству влиятельных друзей, в частности, известного немецкого актёра и режиссёра Г. Грюндгенса , и смогла вернуться к работе в театре. В октябре 1940 года сыграла Гурмыжскую (« Лес » Н. А. Островского) на сцене Государственного театра в Берлине. Спектакль шёл недолго — после нападения Германии на Советский Союз он был снят с репертуара, а Полевицкая уволена без права работы на сцене. Не остались незамеченными властями и её неоднократные посещения советского посольства. В результате она смогла устроиться лишь на киностудию «UFA» для участия в эпизодических ролях. С 1943 года жила и работала в Вене, преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств, одновременно играла в венском Бургтеатре , театре «Скала», «Народном театре». После окончания войны Полевицкая неоднократно обращалась за разрешением вернуться на родину, но безрезультатно, несмотря на то, что её просьбы поддерживали ведущие театральные деятели: В. И. Качалов , А. А. Яблочкина , В. И. Рыжова , Н. И. Рыжов . Из письма В. И. Качалова в Верховный Совет СССР в мае 1946 года:

«Елену Александровну Полевицкую знаю как актрису много лет и всегда был её горячим поклонником. <…> Интересный замысел, тонкий психологический рисунок роли, отточенная форма – вот что меня было особенно ценно в артистической личности Е. А. Полевицкой. И благодаря наличию этих артистических качеств для меня совершенно несомненно, что Е. А. Полевицкая могла бы стать интереснейшей и ценнейшей работницей в любом театре нашего Союза как характерная актриса и педагог» .

С 1945 года преподавала актёрское мастерство в театральной школе при Бургтеатре. Затем преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, давала уроки на семинаре М. Рейнхардта в Шенбрунне , работала на венском радиовещании. Вернулась к сценической деятельности — играла на немецком языке в пьесах Островского, Горького, Л. Толстого, Грибоедова и других: в 1946 году — «Лес» и «Горе от ума» в Бургтеатре, в 1947 — « На всякого мудреца довольно простоты », в 1948 сыграла Констанс в «Безумной из Шайо» Ж. Жироду , в 1954 — Антоновну в « Детях солнца » и в 1955 — Каренину в «Живом трупе» в театре «Скала». Снялась в фильме « Господин Пунтила и его слуга Матти » (реж. Альберто Каванкальди, «Венфильм», 1955) в роли Фрау Клинкман.

Возвращение

В 1955 году после неоднократных обращений Полевицкая получила разрешение вернуться в Советский Союз. Газета «Der Abend» в статье «Елена Полевицкая возвращается домой» писала:«Великая актриса, известная во всех городах мира, Елена Полевицкая всегда оставалась связанной с русским театральным искусством» . Была зачислена в труппу Театра им. Е. Вахтангова , но к актёрской деятельности не приступила. Выступала на творческих вечерах в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове. В 1958 году на вечере в Театре имени Е. Вахтангова Полевицкая исполнила роль Тересы в одноактной пьесе Б. Брехта «Винтовка Тересы Каррари» и А. Д. Карениной в отрывке из « Живого трупа ».Читала в концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, с 1961 года преподавала в театральном училище им. Б. Щукина , где одной из её учениц была Людмила Чурсина . Снималась в кино: Барыня в « Муму » (реж. А. Бобровский и Е. Тетерин , 1959), Пелагея Ивановна в « Бессонной ночи » (реж. И. Анненский , 1960), Графиня в « Пиковой даме » (реж. Р. Тихомиров , 1960) .

В роли Графини («Пиковая дама», 1960г.)

«Графиню в фильме пела С. П. Преображенская , на экране зритель видел Полевицкую. <...>. Это потребовало от неё необычайной выразительности — в мимике, жесте, каждом движении. Знатная аристократка, графиня Полевицкой, даже превратившись в зловещий прах и тлен, не потеряла гордой осанки, надменности, привычного ощущения власти над людьми и умения владеть собой. Перед Германом — О. Стриженовым оказывается не дряхлая развалина, а достойная соперница в борьбе за всемогущие «три карты». Ему потребуется немало усилий, чтобы преодолеть этот гипнотический взгляд — мудрый и невидящий, в котором — и отблеск блестящего прошлого и угасание настоящего. Он страшится его, он готов отступить, он не верит в возможность физической смерти старухи.» .

Последний год жизни Полевицкая провела в московском Доме ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной , где и скончалась 4 ноября 1973 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище (9 уч.) .

Литература

  • Полевицкая, Елена Александровна // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4 .
  • Елена Полевицкая. — М. : Искусство, 1980. — 304 с. — ( Корифеи русской и зарубежной сцены ). — 25 000 экз.
  • Марков П. А. Книга воспоминаний. — М. : Искусство, 1983. — С. 80, 88 – 92, 97, 109, 355 – 358, 463, 464, 474, 484, 532, 533. — 607 с. — 30 000 экз.
  • Синельников Н. Н. Шестьдесят лет на сцене (1874—1934). Записки. — Харьков: Харьковский государственный театр русской драмы, 1935. — С. 238, 256-258, 262, 273, 279. — 340 с. — 5200 экз.
  • . — М. : Искусство, 1964. — С. 135—158. — 159 с. — 13 000 экз.

Примечания

  1. Путинцева Т. А. Елена Полевицкая. — Москва: «Искусство», 1980. — 304 с. — 25 000 экз.
  2. Иванова-Иваницкая Зоя Павловна (1862 – 1915) – камерная певица, преподавала на музыкальных курсах И. А. Гляссера
  3. И. Ф. Шмит учился в киевской гимназии вместе с А. П. Петровским, также увлекался театром, но образование получил на юридическом факультете Московского университета. В Москве и затем в Петербурге сделал состояние адвокатской практикой. Постепенно перешёл к театральной и режиссёрской деятельности, организатор благотворительных спектаклей с участием солистов Мариинского театра. Познакомился с Полевицкой в период её учёбы в школе Рапгофа, где преподавал профессиональное мастерство ( Путинцева Т. А. Елена Полевицкая. — Москва: «Искусство», 1980. — С. 39-40. )
  4. Синельников Н. Н. Шестьдесят лет на сцене (1874—1934). Записки. — Харьков: Харьковский государственный театр русской драмы, 1935. — 340 с. — 5200 экз.
  5. Полевицкая, Елена Александровна // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.:: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4 .
  6. Бронштейн С. Н. Герои одного мгновения. Воспоминания зрителя. — Москва: «Искусство», 1964. — С. 135—158. — 159 с. — 13 000 экз.
  7. Марков П. А. Книга воспоминаний. — Москва: «Искусство», 1983. — С. 88 – 92,. — 607 с. — 30 000 экз.
  8. . Дата обращения: 21 февраля 2016. 24 октября 2016 года. Саша Чёрный. Е. А. Полевицкой // Жар-Птица . — Берлин, 1921. — № 3 . — С. 32 .
  9. И.Я.Билибин в Египте 1920-1925 / В.В.Беляков. — Москва: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына: Русский путь, 2009. — С. 106—107. — 320 с. — ISBN 978-5-98854-010-6 .
  10. ЦГАЛИ , ф. 571, оп. 1, ед. хр.921, л. 2.
  11. «Der Abend», 1955, 6 Okt.
  12. . Дата обращения: 5 сентября 2023. 5 сентября 2023 года.
Источник —

Same as Полевицкая, Елена Александровна