Манфред, Альберт Захарович
- 1 year ago
- 0
- 0
Манфред Векверт ( нем. Manfred Wekwerth ; 3 декабря 1929 , Кётен — 16 июля 2014 , Берлин ) — немецкий театральный режиссёр . Доктор философии (1970). Президент Академии искусств ГДР в 1982—1990 годах .
Манфред Векверт родился в Кётене, в Саксонии-Анхальт ; вырос без отца, с матерью-телефонисткой. В 1945 году 15-летним подростком был мобилизован в армию, но через три дня самовольно вернулся домой .
В 1946 году Векверт вступил в Либерально-демократическую партию, активно участвовал в её предвыборной кампании, в частности расклеивал плакаты, извещавшие граждан том, что коммунисты намереваются обобществить женщин. Но в 1947 году вышел из партии, обнаружив, что под её крышей нашли себе приют бывшие нацисты . В эти годы, кроме политики, увлекался театральной самодеятельностью: в 1946-м вступил в Театр рабочей группы при Культурбунде, где впервые попробовал свои силы в качестве режиссёра .
В 1950 году Векверт получил педагогическое образование и недолгое время преподавал математику в средней школе в Кётене. В том же году создал собственную любительскую театральную труппу при Обществе германо-советской дружбы. С этой труппой на сцене Городского театра Кётена Векверт поставил « Вассу Железнову » А. М. Горького , рекомендованную ему советским комендантом города .
Следующей постановкой стала случайно попавшая Векверту в руки одноактная пьеса Бертольта Брехта «Винтовки Тересы Карар». Скромностью молодой коллектив, по свидетельству самого Векверта, отягощён не был и пригласил на премьеру автора; Брехт не приехал, но, в свою очередь, пригласил коллектив показать спектакль на сцене театра « Берлинер ансамбль » и прислал в Кётен два автобуса . После показа, состоявшегося в феврале 1951 года , Брехт пригласил в свой театр исполнителя главной роли Эриха Франца, токаря по профессии, и Векверта — в качестве ассистента режиссёра .
Первой режиссёрской работой Векверта стала поставленная в 1953 году под руководством Брехта его пьеса «Мать» в венском Новом театре («Скала») . В 1953—1955 годах Векверт был ассистентом Брехта при постановке ряда спектаклей, в том числе « Кавказского мелового круга » и «Зимней битвы» И. Бехера . После смерти драматурга в течение нескольких лет работал в паре с его более опытным учеником — Петером Паличем ; из их совместных постановок наибольший успех выпал на долю « Карьеры Артуро Уи ». Спектакль, поставленный в «Берлинер ансамбль» в 1959 году, выдержал 532 представления, был удостоен Национальной премии ГДР , а в 1960 году в Париже получил Первую премию Объединения театральных и музыкальных критиков .
В 1961 году Палич эмигрировал в Западную Германию , и Векверт, ещё в 1960 году назначенный главным режиссёром «Берлинер ансамбль» (при интенданте Елене Вайгель и художественном руководителе театра Эрихе Энгеле ), в дальнейшем работал в основном в паре с Йохеном Теншертом. Вместе они поставили, в частности, «Дни Коммуны» Брехта и « » ( In der Sache J. Robert Oppenheimer ) Хайнара Кипхардта . Выдающимся событием театральной жизни была признана их совместная постановка « Кориолана » У. Шекспира в обработке Брехта . Прохладно встреченный восточногерманской критикой, за рубежом этот спектакль, поставленный в 1964 году, стал едва ли не самым большим успехом театра после смерти Брехта . Питер Брук , сам нашедший в « эпическом театре » Брехта ключ к новым прочтениям Шекспира, писал о «Кориолане»: «В ряде отношений этот спектакль можно назвать триумфальным. Многие стороны пьесы словно впервые зазвучали: большая часть её редко бывала так хорошо поставлена. Труппа подошла к пьесе с социальной и политической меркой, а это означало, что штампованные механические способы сценического решения шекспировской толпы больше не годились… Та энергия, которая придавала актёрам силы на протяжении нескольких месяцев работы, высветившая в итоге смысл того, что находится за пределами сюжета, шла от интереса актёра к социальной теме. Маленькие роли не казались исполнителям скучными — они никогда не превращались в фон по той причине, что несли с собой темы, интересные для изучения и обсуждения. И простые люди, и трибуны, и сражение, и массовка были насыщенными: пускались в ход все театральные формы — костюмы носили печать каждодневной жизни, но сами мизансцены шли от трагедии» .
В том же году Векверт сочинил и поставил необычный спекталь, посвящённый Брехту, «Стихи и песни», предвосхищавший «поэтические спектакли» Юрия Любимова в Театре на Таганке : стилизованный под берлинское литературное кабаре 20-х годов (причём репертуар обновлялся от представления к представлению), этот спектакль игрался в фойе, без декораций , актёры читали стихи Брехта, записи из его дневников и афоризмы, порою весьма острые, пели песни на его стихи, но это был, по свидетельству Георгия Товстоногова , не концерт, а «своеобразно организованное сценическое зрелище, объединённое, сцементированное единой художественной волей» . Спектакль пользовался исключительным зрительским успехом ; попытки закрыть его с помощью пожарной охраны, театр, по свидетельству Векверта, отбил вместе со зрителями .
В 1969 году из-за разногласий с Еленой Вайгель по вопросам дальнейшего развития театра Векверт покинул «Берлинер ансамбль». Годом раньше из-за своей чрезмерной политической смелости театр пришлось покинуть молодым талантливым режиссёрам Манфреду Карге и Маттиасу Лангхофу .
В течение ряда лет он был свободым режиссёром, ставил спектакли в Немецком театре в Берлине, а также за рубежом, в том числе в цюрихском «Шаушпильхаузе», где поставил, в частности, пьесу М. Горького « Егор Булычов и другие » и «Жизнь и смерть Ричарда III» У. Шекспира ; в Лондоне, в Королевском Национальном театре, который возглавлял в то время Лоренс Оливье , Векверт в 1971 году ещё раз поставил «Кориолана» .
В эти же годы Векверт занялся преподавательской деятельностью. В 1970 году он защитил в Берлинском университет им. Гумбольдта докторскую диссертацию в области философии («Театр и наука»). В 1974 году основал Институт театральной режиссуры (объединённый в 1981-м с Государственной театральной школой в Высшую школу театрального искусства «Эрнст Буш» ) и стал его первым директором; с 1975 года был профессором. Покинул этот пост в 1977 году в связи с возвращением в «Берлинер ансамбль» .
После смерти Елены Вайгель в 1971 году театр возглавила Рут Бергхауз; её попытки открыть сцену «Берлинер ансамбль» для экспериментов, вызвали недовольство как у коллектива театра, так и у зрителей, и в 1977 году ей пришлось покинуть свой пост. Новым интендантом стал Векверт .
Как и другие непосредственные ученики Брехта, Петер Палич и Бенно Бессон , Векверт на протяжении всей своей режиссёрской карьеры сохранял верность эстетике Брехта, по-своему развивая принципы « эпического театра » . В 1977 году он пригласил в «Берлинер ансамбль» в качестве драматурга Фолькера Брауна , который оставался его правой рукой вплоть до 1990 года, инсценировал в духе «эпического театра» прозаические произведения и обрабатывал пьесы, изначально не эпические. Среди наиболее значительных постановок этого периода — первоначальная, «датская» редакция « Жизни Галилея » (с Эккехардом Шаллем в главной роли), « Турандот, или Конгресс обелителей » Б. Брехта, а также « Самоубийца » Н. Эрдмана .
В 1982 году Векверт в результате тайного голосования стал преемником Конрада Вольфа на посту президента Академии искусств ГДР; в этом качестве он был избран кандидатом, а в 1986 году — членом ЦК СЕПГ .
После объединения Германии Векверт в 1991 году был обвинён в сотрудничестве со « Штази » . В ходе развязанной западногерманской прессой кампании утверждалось, что он не более чем карьерист СЕПГ и не имеет за собой никаких художественных достижений . Сам Векверт отрицал факт доносительства, тем более что это занятие не соответствовало его рангу президента Академии искусств и члена ЦК СЕПГ. Его защищали коллеги; так Петер Цадек писал, что Векверт — «один из тех, кто создавал немецкий театр в последние 30 лет». Джорджо Стрлер называл Векверта «самым витальным» продолжателем дела Брехта; как о большом художнике отзывался о нём и Энтони Хопкинс , игравший заглавную роль в лондонском «Кориолане» . Тем не менее с поста интенданта «Берлинер ансамбль» Векверту пришось уйти . При новом, коллективном руководстве он остался в театре в качестве режиссёра-постановщика, успел поставить «Приключения бравого солдата Швейка» — инсценировку романа Я. Гашека , сделанную Брехтом ещё в 20-х годах для Эрвина Пискатора ; но в 1992 году был вынужден покинуть «Берлинер ансамбль» — после незаконного уволенения сенатом 15 актёров и сотрудников театра .
Несмотря на испорченную политическую репутацию, Векверт оставался востребованным режиссёром, ставил спектакли как в восточной, так и в западной части Германии, а также в венском Бургтеатре , который до 1999 года возглавлял Клаус Пайман .
В объединённой Германии Векверт вступил в Социал-демократическую партию , с 1999 года был членом Совета старейшин СДПГ, но принадлежал к левому крылу партии, которое с 1999 года возглавлял Оскар Лафонтен . В 2004 году он покинул СДПГ вместе с её левым крылом, которое в 2005-м, объединившись с бывшими восточногерманскими коммунистами — Партией демократического социализма , образовало «Левую партию. ПДС», два года спустя преобразованную в партию « Левые » ( Die Linke ) .