Дочь Сатаны
- 1 year ago
- 0
- 0
Корони́да ( др.-греч. Κορωνίς ) — персонаж древнегреческой мифологии , возлюбленная Аполлона и мать бога врачевания Асклепия . Согласно классической версии мифа, забеременев от бога, Коронида изменила ему с обычным смертным Исхием , и Аполлон в ярости поразил её стрелами. На погребальном костре Аполлон достал ребёнка из чрева убитой и отдал его на обучение кентавру Хирону . Отец Корониды Флегий , чтобы отомстить за неё, сжёг храм Аполлона и за это тоже был убит. Героини с тем же именем и отчасти схожими судьбами фигурируют в ряде античных текстов (это одна из кормилиц Диониса , мать харит , две девушки с одним прозвищем, пожертвовавшие собой ради избавления Беотии от эпидемии). В науке существует мнение, что изначально это был единый персонаж.
Отцом Корониды подавляющее большинство античных источников называет орхоменского царя Флегия (в альтернативных версиях фигурируют Азан , сын Аркада , эпонима Аркадии , и Лапиф , сын Аполлона ). Все они, кроме одного, умалчивают о супруге Флегия. Только Исилл в пеане , посвящённом Аполлону и Асклепию , говорит, что женой Флегия и матерью Корониды была некая Клеофема, дочь Малоса и музы любовных песен Эрато . Ещё в этом пеане говорится, что изначально девочку назвали Эглой , но позже, видя её красоту, прозвали Коронидой ( Κορωνίς ). Это слово похоже на греческие обозначения «вороны» или «изогнутой» вещи. Фраза из античного источника может подчёркивать либо черноту волос, либо изогнутые линии фигуры . При этом в целом значение имени остаётся неясным .
Данные источников о том, где жила Коронида, разнятся. Её называют уроженкой , Ларисы , или других мест в Фессалии , Эпидавра в Арголиде или Мессении .
Большинство источников называет Корониду возлюбленной Аполлона и матерью бога медицины и врачевания Асклепия . Впрочем, согласно некоторым мифам, Асклепий был сыном Арсинои , дочери Левкиппа , и обе версии имели своих сторонников. Их сравнение содержится в схолиях к Пиндару и у Павсания . Так, согласно одному поверию, некий Аполлофан специально отправился в Дельфы и спросил у Аполлона, не является ли Асклепий сыном Арсинои и соответственно мессенцем по происхождению. Пифия , которая, как считалось, передавала слова бога, ответила: « Радость великую всем приносишь ты смертным, Асклепий, / Ты, что мне Флегия дочь родила, сочетавшись любовью, / Вечно желанная мне Коронис, в Эпидавре гористом » .
Согласно эпидаврским сказаниям, отец Корониды Флегий был наиболее воинственным человеком своего времени: его жизнь проходила в постоянных грабежах и походах. Он взял дочь с собой в путешествие на Пелопоннес , предпринятое, чтобы узнать, насколько готов этот регион отражать набеги. Коронида скрыла от отца, что беременна. Она родила сына в области Эпидавра на горе Миртион и оставила его там .
По другой, более драматичной, версии Коронида, забеременев от Аполлона, изменила ему со смертным по имени Исхий (в альтернативных версиях — Альционей либо Лик ), поскольку боялась, что бог её рано или поздно бросит. Псевдо-Аполлодор подчёркивает, что Флегий был против связи с Исхием, но дочь ослушалась отца . Ворон, который по приказу Аполлона сторожил Корониду, рассказал своему господину о том, что случилось. Тот, придя в ярость, поразил Корониду стрелами. На погребальном костре Аполлон вынул из чрева Корониды Асклепия и передал его на воспитание кентавру Хирону . Ворону, который ожидал награды, Аполлон запретил находиться среди белых птиц и из белого превратил в чёрного . В других версиях Корониду убивает сестра Аполлона Артемида , а ребёнка из чрева мёртвой матери достаёт Гермес . В отместку за смерть дочери Флегий сжёг храм Аполлона, за что и был убит богами .
Этот миф в различных вариациях изложен Псевдо-Аполлодором, Гигином , Гесиодом , Ферекидом и Овидием .
Корониду в античной Элладе почитали в качестве матери Асклепия. Согласно Павсанию , её деревянная статуя стояла в асклепионе Сикиона . Во время жертвоприношений Асклепию эту статую переносили в храм Афины , где и совершали соответствующие ритуалы в её честь . Из древнегреческих ваз известно как минимум о двух с Коронидой; на одной она изображена с отцом Флегием, на другой — с любовником Исхием . Изображения матери Асклепия появлялись и на монетах — в частности пергамских .
В европейской живописи миф о любви и гибели Корониды от стрел Аполлона пользовался популярностью в XVI—XVII веках. К нему обращались нидерландский художник и гравёр Хендрик Гольциус , итальянский художник Доменикино , немецкий живописец Адам Эльсхаймер и другие. При этом главным героем таких изображений был, как правило, Аполлон .
Древние греки видели в созвездии Ворона птицу, которая очернила Корониду перед Аполлоном . Имя Корониды получил астероид главного пояса , открытый 4 января 1876 года Виктором Кнорре в Берлинской обсерватории . При этом в астрономической литературе не детализируется, в честь какой из мифологических Коронид назвали космическое тело .
Антиковеды обратили внимание на определённые сходства в судьбе дочери Флегия и нескольких других персонажей по имени Коронида. В частности, это имя упоминается в контексте беотийских мифов , связанных с богом виноделия Дионисом . Коронидой звали одну из трёх кормилиц новорождённого бога , которую изнасиловал фракиец Бут . «Тяжко страдая из-за похищения и насилия», Коронида попросила Диониса о помощи, и тот наслал на Бута безумие; насильник прыгнул в колодец и погиб . Коронида упоминается в одной греческой надписи ( CIL IV 8185 b ) как спутница Тесея и у Нонна Панополитанского как возлюбленная Диониса, родившая трёх харит .
Имя Корониды упоминается и в «Метаморфозах» Антонина Либерала . Этот автор пишет, что Корониды — это две сестры, Метиоха и Мениппа, дочери Ориона , жившие в Беотии. Когда началась эпидемия чумы, Гортинский Аполлон изрёк, что для избавления от этого бедствия нужно умилостивить подземных богов добровольным самопожертвованием двух девушек. Метиоха и Мениппа, узнав об этом, принесли себя в жертву. Персефона и Аид над ними сжалились, тела девушек исчезли, а вместо них в небо поднялись две звезды. С тех пор в Беотии появился культ «девушек-Коронид» . Эта версия мифа нашла отражение ещё в одном античном тексте — в « Метаморфозах » Овидия (XIII, 692—699) . Там содержится только совсем короткий пересказ, включающий, правда, важную деталь: когда тела Коронид сожгли, из их пепла «изошли близнецы», которых назвали Коронами . Неясно, использовал ли Овидий в этом эпизоде старую литературно-мифологическую традицию или выдумал Коронов сам .
Существует мнение, что все или некоторые из этих Коронид изначально были единым персонажем, но позже мифологическая традиция разделилась на две основные ветви, связанные с Фессалией и Беотией. Аргументы в пользу этой гипотезы антиковеды видят в сходстве обстоятельств, при которых родились Асклепий и Дионис: оба были извлечены из объятого огнём тела матери, которую убил любовник-бог . Метиоха и Мениппа могли быть беременны на момент жертвоприношения , а их души, превратившиеся в звёзды, могли быть извлечены в изначальной версии мифа прямо из костра подобно тому, как Аполлон извлёк из пламени Асклепия . Вариант Овидия ещё больше схож с мифом о Корониде, дочери Флегия, из-за упоминания о рождении сыновей .
Согласно одной из версий, все упоминающиеся в античных текстах Корониды могли быть поздними ипостасями древнейшей фессалийской богини Корониды-Эглы .