Interested Article - Батт (мифология)

Батт ( др.-греч. Βάττος «болтун»; лат. Battus ) — персонаж древнегреческой мифологии , пастух царя Пилоса Нелея . Согласно классической версии мифа, Гермес гнал украденное у Аполлона стадо коров. По пути ему встретился Батт. Молодой бог пообещал или подарил пастуху одну из коров за его молчание. Надёжно укрыв стадо, Гермес изменил свой вид и голос, после чего вернулся к Батту. Выдав себя за хозяина похищенных коров и пообещав награду, он выведал у болтливого пастуха всё, что тот видел. Тогда Гермес рассердился и превратил Батта в камень.

Мифы

Согласно классической версии мифа, когда Гермес выкрал стадо, выпасаемых Аполлоном коров, то ему на обратном пути встретился пастух Батт. Он служил у Нелея, царя Пилоса в Мессении , славившегося своим богатством. Пастух по разным версиям мифа либо был на горе и услышал мычание коров, либо находился на равнине рядом со стадами Нелея, когда Гермес гнал похищенных животных .

Гермес взял у Батта обещание, что тот будет нем как камень и не выдаст похитителя. В награду бог подарил, или, по другой версии, пообещал подарить пастуху корову. После того, как стадо было надёжно спрятано в одной из пещер, Гермес изменил облик и голос и вернулся к Батту. Он выдал себя за хозяина похищенных коров. Также он пообещал Батту за помощь по одной версии мифа плащ, по другой — корову и быка .

Пастух с радостью, в надежде на двойную награду, рассказал всё, что видел. Гермес рассердился, ударил Батта жезлом, и тот превратился в камень или скалу, которую «не щадит ни зной, ни холод». В историческое время место, где предположительно произошло событие называли «Баттовой стражей», а камень, в который согласно мифу превратился Батт, «Указчиком» .

В гомеровском гимне «К Гермесу» описана отличная от вышеизложенной версия мифа о похищении Гермесом стад Аполлона. Действие перенесено из Пелопоннеса в беотийскую равнину около города Онхест . В нём бог встречает на пути старика, который мотыжит землю. Гермес обратился к нему со словами: « Если и видишь — не видь! Оглохни если и слышишь! Сделайся нем, раз тебе самому здесь не будет убытка! » Однако старик ослушался бога, и, когда Аполлон в поисках пропавших стад прибыл к Онхесту, честно рассказал всё что видел. Никакого наказания от Гермеса в гомеровском гимне не последовало. Также, как отмечают антиковеды, в гомеровском гимне имя старика не приведено .

В искусстве

В античной литературе миф о болтливом пастухе Батте описывали, согласно Памфилу Александрийскому (I век н. э.), Никандр Колофонский (250—170 гг. до н. э.) в книге I «Превращений», Гесиод (VIII—VII века до н. э.) в Великих Эоях , в книге III «Метаморфоз», Антигон Каристский (III век до н. э.) в «Превращениях» и Аполлоний Родосский (III век до н. э.) в эпиграммах . Литературная обработка мифа о Батте в античных произведениях содержится у Овидия и Антонина Либерала .

Батт упоминается во французской поэме XIV века « », где вся история о похищении Гермесом стад Аполлона представлена в виде аллегории .

К мифу о Гермесе и Батте обращались художники Нового времени . Картины с соответствующим сюжетом создали, в частности, Якоб Симон Пинас и Адам Эльсхаймер . Французский живописец Клод Лоррен в «Пейзаже с Аполлоном и Меркурием» изобразил играющего на скрипке Аполлона, позади которого Гермес угоняет стадо коров. Вдалеке на мосту помещена еле заметная фигура Батта, который наблюдает за происходящим . Известен также ряд гравюр с Баттом и Гермесом, украшающих издания «Метаморфоз» Овидия.

«Пейзаж с Меркурием и Баттом».
Якоб Симон Пинас , 1618 год. Частная коллекция Винера, Нью-Йорк , США
«Пейзаж с Меркурием и Баттом».
Якоб Симон Пинас , 1637 год. Национальная галерея Шотландии , Эдинбург , Великобритания
«Пейзаж с Аполлоном и Меркурием».
Клод Лоррен , 1645 год. Галерея Дориа-Памфили , Рим , Италия
«Меркурий и Батт».
Адам Эльсхаймер , 1676 год. Штеделевский художественный институт , Франкфурт-на-Майне , Германия
«Гермес превращает Батта в камень».
Гравюра к книге « Метаморфозы » Овидия 1685 года выпуска

Примечания

  1. , Фрагмент 256, с. 170.
  2. , XXIII. Батт.
  3. , II. 685—690.
  4. .
  5. .
  6. , II. 691—699.
  7. , II. 700—708.
  8. , Ибис. 585—586.
  9. , III. К Гермесу. 90—94, с. 76.
  10. , S. 347.
  11. , S. 349.

Источники и литература

Источники

  • Античные гимны / сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — М. : Издательство Московского университета, 1988. — 359 с. — (Университетская библиотека). — 30 000 экз. ISBN 5-211-00182-6 .
  • Антонин Либерал . // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В.Н. Ярхо. — 1997. — № 3—4 .
  • Гесиод . Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М. : Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
  • Овидий . / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского.. — М. : Художественная литература, 1977.
  • Овидий . // Скорбные элегии. Письма с Понта / Перевод и комментарии М. Л. Гаспарова. Издание подготовили М. Л. Гаспаров, С. А. Ошеров. — М. : Наука, 1978.

Литература

Источник —

Same as Батт (мифология)