Размер статей
- 1 year ago
- 0
- 0
Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра , его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двустопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характер каталектики ; некоторые учёные признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.
Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Слов в строке может быть несколько.
Хорей — двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырёхстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет | ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_ |
Ви́хри сне́жные крутя́; | ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́ | |
А. С. Пушкин , « » |
Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, | __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ | |
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть | __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ | |
А. С. Пушкин , « Борис Годунов » |
Для запоминания основных двухсложных и трёхсложных стихотворных размеров существует мнемоническое правило :
Все стихотворные размеры, приведённые выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:
Сего́дня дурно́й де́нь: | __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́ | |
Кузне́чиков хо́р спи́т, | __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́ | |
И су́мрачных ска́л се́нь — | __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́ | |
Мрачне́й гробовы́х пли́т. | __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́ | |
О. Мандельштам |
Трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним. Примеры:
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Н. А. Некрасов , « Кому на Руси жить хорошо »