Interested Article - Теккерей, Уильям Мейкпис

Уи́льям Ме́йкпис Те́ккерей ( англ. William Makepeace Thackeray ; в русских текстах встречается вариант транслитерации Таккерей ; 1811 1863 ) — английский писатель - сатирик , мастер реалистического романа .

Биография

Уильям Теккерей родился 18 июля 1811 года в Калькутте , где служили его отец и дед. В раннем детстве его перевезли в Лондон, где он начал учиться в школе Чартерхаус . В возрасте 18 лет он поступил в Кембриджский университет , однако пробыл студентом не более года. В университете он издавал юмористический студенческий журнал, заглавие которого, «Сноб» ( англ. Snob ), показывает, что вопрос о « снобах », столь много занимавший его впоследствии, уже тогда вызывал у него интерес. Теккерей с детства славился среди товарищей своими остроумными пародиями. Его поэма «Тимбукту», напечатанная в этом журнале, свидетельствовала о несомненном сатирическом таланте начинающего автора.

Оставив Кембридж в 1830 году, Теккерей отправился в путешествие по Европе: он жил в Веймаре и затем в Париже, где учился рисованию у английского художника Ричарда Бонингтона . Хотя рисование не стало для Теккерея основным занятием, впоследствии он иллюстрировал собственные романы, демонстрируя умение передавать характерные черты своих героев в карикатурном виде.

В 1832 году, достигнув совершеннолетия, Теккерей получил наследство — доход примерно в 500 фунтов в год. Он быстро растратил его, отчасти проиграв в карты, отчасти — в неудачных попытках литературного издательства (обе финансируемые им газеты, The National Standard и The Constitutional , обанкротились).

В 1836 году под псевдонимом Теофиль Вагстаф он выпустил томик под названием «Флора и Зефир», представлявший собой серию карикатур на Марию Тальони и её партнёра Альбера , гастролировавших в лондонском Королевском театре в 1833 году. Обложка издания пародировала знаменитую литографию Шалона , изображающую Тальони в роли Флоры :338 .

В 1837 году Теккерей женился, но семейная жизнь принесла ему немало горечи вследствие психического недуга жены. После того как жену пришлось изолировать, Теккерей жил в обществе двух дочерей (третья умерла в младенчестве). Его старшая дочь, Анна-Изабелла (в замужестве леди Ричмонд Ритчи), также стала писательницей, её воспоминания об отце — источник ценной информации; младшую, после замужества, звали .

Первый роман Теккерея «Кэтрин» ( Catherine ) был напечатан в журнале Frazer’s Magazine в 1839—1840 годах. Кроме постоянного сотрудничества с этим журналом, Теккерей писал для The New Monthly Magazine , где под псевдонимом Майкла Титмарша появилась его «Книга парижских зарисовок» ( The Paris Sketch Book ). В 1843 году вышла его «Книга ирландских зарисовок» ( Irish Sketch Book ).

По распространённому тогда обычаю Теккерей печатался под псевдонимом. Публикуя роман « Ярмарка тщеславия », он впервые подписался своим настоящим именем. Тогда же он начинает сотрудничать с сатирическим журналом « Панч », в котором появляются его «Записки сноба» ( Snob Papers ) и «Баллады о полисмене Икс» ( Ballads of the Policeman X ).

Акварельный портрет Теккерея ( 1845 ), сделанный его другом и компаньоном Айрой Кроу

«Ярмарка тщеславия», увидевшая свет в 1847—1848 годах, принесла своему автору настоящую известность. Роман писался без точно определённого плана: Теккерей задумал нескольких главных персонажей и группировал вокруг них разные события с таким расчётом, чтобы публикацию в журнале можно было растянуть или же быстро закончить — в зависимости от реакции читателей.

За «Ярмаркой тщеславия» последовали романы «Пенденнис» ( Pendennis , 1848—1850), «История Генри Эсмонда» ( The History of Henry Esmond , 1852) и «Ньюкомы» ( The Newcomes , 1855).

В 1854 году Теккерей отказался от сотрудничества с «Панчем». В журнале Quarterly Review он опубликовал статью об иллюстраторе Джоне Личе ( J. Leech’s Pictures of Life and Character ), в которой дал характеристику этого карикатуриста. К этому времени относится начало новой деятельности Теккерея: он стал читать публичные лекции в Европе, а потом и в Америке, побуждаемый к этому отчасти успехами Диккенса. Однако, в отличие от последнего, он читал не романы, а историко-литературные очерки. Из этих лекций, имевших успех у публики, составились две его книги: «Английские юмористы XVIII века» и «Четыре Георга».

В 1857—1859 годах Теккерей опубликовал продолжение «Эсмонда» — роман «Вирджинцы» ( The Virginians ), в 1859 году стал редактором-издателем журнала « Корнхилл ».

Уильям Теккерей умер 24 декабря 1863 года от инсульта и был похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин . Его последний роман, «Дени Дюваль» ( Denis Duval ), остался незаконченным.

Характеристика творчества

«Джозеф Седли и Бекки Шарп», рисунок (?).

Основа романов и юмористических очерков Теккерея — его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни, правду жизни автор хотел противопоставить условной идеализации типичных английских романов. В романе того времени предполагались идеальный герой или героиня, однако Теккерей, назвав своё лучшее произведение — «Ярмарку тщеславия» — романом без героя, — ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Исходя из убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее добра, Теккерей изучал характеры людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность своих персонажей, он тем самым ярче проповедовал положительные идеалы, в то же время, увлекаясь своими порочными героями, он возбуждал к ним больший интерес читателя.

Своеобразным аккордом в произведениях Теккерея звучит пессимизм в сочетании с юмором, придавая им жизненность и, в то же время, — настоящую художественность. Хотя по своим реалистическим приёмам Теккерей сходен с Диккенсом, он отличается от него тем, что не делает уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Его романы превращаются в сатиры, с ярким изображением человеческих пороков в весьма неприглядном виде.

Бекки Шарп, героиня «Ярмарки тщеславия» — бедная девушка, поставившая себе целью «устроиться» в жизни. Она не стесняется в выборе средств, пользуясь своими умом и красотой, чтобы опутать интригами нужных ей людей: она очаровывает богатых старых холостяков, выйдя замуж за полюбившего её молодого офицера, она обманывает его. Несмотря на то, что её проделки открыты, она устраивается так, чтобы сохранить положение в свете и возможность жить в роскоши. В образе Бекки Шарп ярко воплощены жадность, суетность и эгоизм, свойственные людям, поглощённым погоней за житейскими благами.

Героиня романа и другие отрицательные типы выписаны автором особенно интересно, другие персонажи романа — добродетельная Эмилия Седли и другие жертвы Бекки — скорее скучны и бесцветны, за исключением тех, где преобладают комические и некрасивые черты — как в увальне Джозефе Седли.

Главные действующие лица романа «Пенденнис» — эгоист-дядя и его легкомысленный племянник, подверженный слабостям и заблуждениям молодости. Они оба остаются человечными в своих ошибках; таковы и остальные недобродетельные персонажи романа: ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш Амори. В «Ньюкомах» — продолжении «Пенденниса» — Теккерей показывает, как люди склонны обманывать других и сами становиться жертвами обмана. Выводя целую галерею жизненных, с блестящим юмором изображённых типов, Теккерей превращает роман в настоящую сатиру: на семейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством и знатностью, на «гениальных» молодых художников, которые ничего не делают, но тешатся честолюбивыми мечтами. Пессимизм писателя вносит в финал романа трагическую ноту — разорившийся полковник умирает в приютившей его общине. Когда в журнале печатался этот роман, читатели слали автору письма, умоляя поженить симпатичных героев, которым выпали трудные испытания, на что он отвечал: «Это не в моей власти» .

«Эсмонд» и «Виргинцы» — исторические романы из быта XVIII века. Героиня «Эсмонда» — воплощение мелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Хотя в этом романае есть и благородные характеры, выписанные с любовью, общая атмосфера пропитана грустью. Автор демонстрирует, что результат низких побуждений, даже если ими достигаются какие-то внешние блага — всегда печален. В противовес «Эсмонд» можно поставить роман «Виргинцы», описывающий продолжение рода Эсмондов на примере двух братьев, приехавших из американской Виргинии на историческую родину и не нашедших понимания среди родственников. Чистые и честные братья по-разному прошли свои пути, но остались одинаково благородными и достойными мужчинами, чего не скажешь о других членах славного семейства, погрязших в клевете, карточных играх и пьянстве.

В исторических романах Теккерей старался быть безупречно объективным. Он воссоздавал не только понятия и нравы, но и язык той эпохи. Потом его станут называть «романистом воспоминаний», потому что он был так реалистичен, словно являлся непосредственным свидетелем событий. Издавая «Историю Генри Эсмонда», автор отыскал типографский шрифт и бумагу, которые использовались в начале XVIII века. У читателей возникало чувство, будто это и впрямь исповедь, напечатанная тогда и отчего-то пролежавшая на складе полтора столетия .

Давая в своих романах историю целых семей, Теккерей углубляет реализм и достигает эпичности повествования, выводя персонажей за пределы типичности, свойственной одной лишь Англии.

Весь блеск сатирического таланта Теккерея проявляется в его «Записках сноба» и «Из записок Желтоплюша», представляющих собой остроумные карикатуры на высшее английское общество.

Произведения

Романы

Сказки

Библиография

Издания на русском языке
  • Теккерей У. Собрание сочинений в двенадцати томах . — По общей редакцией А. Аникста , М. Лорие и ; Вступит. статья В. Ивашевой ; Коммент. М. Лорие; Худож. Ю. Боярский. — М. : « Художественная литература », 1974. — 640 с.; 200 000 экз.
    • I том. — Повести 1828—1841 г.г. — Пер. с англ. Вступит. статья В. Ивашевой. Коммент. и ред. пер. М. Лорие. — 592 с.
    • II том. — Повести, пародии, публицистика 1833—1848. — Пер. с англ. Под общ. ред. А. Аникста и др.; Примеч. и ред. пер. Я. Рецкера. — Оформл. худ. Ю. Боярского. — 592 с.
    • III том. — Записки Барри Линдона: Роман.; Книга снобов: Очерки. — Пер. с англ. Под общ. ред. А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова. — 544 с.
    • IV том. — Ярмарка тщеславия: Роман. — Пер. с англ. По общей редакцией А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова.; Послесл. А. Аникста. Примеч. М. Лорие и М. Черневич. —832 с.
    • V том. — История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага: Кн. 1. Роман. — Пер. с англ. М. Лорие. Под общ. ред. А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова.; Комм. М. Лорие. — 430 с.
    • VI том. — История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага: Кн. 2. Роман. — Пер. с англ. М. Лорие. Под общ. ред. А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова.; Комм. М. Лорие. — 416 с.
    • VII том. — История Генри Эсмонда: Роман.; Английские юмористы XVIII века: Лекции. — Пер. с англ. Под общ. ред. А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова.; Комм. Г. Шейнмана. — 779 с.
    • VIII том. — Ньюкомы. Жизнеописание одной весьма почтенной семьи, составленное Артуром Пенденнисом, эсквайром: Кн. 1. Роман. — Пер. с англ. Р. Померанцевой. Под общ. ред. А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова. Ред. перев. И. Бернштейн.; Коммент. Г. Шейнмана. — 494 с.
    • IX том. — Ньюкомы. Жизнеописание одной весьма почтенной семьи, составленное Артуром Пенденнисом, эсквайром: Кн. 2. Роман. — Пер. с англ. Р. Померанцевой. Под общ. ред. А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова. Ред. перев. И. Бернштейн.; Коммент. Г. Шейнмана. — 479 с.
    • X том. — Виргинцы: Роман. Пер. с англ. И. Гуровой. — По общей редакцией А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова.; Коммент. Г. Шейнмана. — 496 с.
    • XI том. — Виргинцы: Роман (Продолжение). Пер. с англ. И. Озерской.; Четыре Георга: Очерки. Пер. с англ. И. Бернштейн. — По общей редакцией А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова.; Коммент. Г. Шейнмана. — 653 с.
    • XII том. — Повести, очерки, роман. 1848—1863 г.г. — Пер. с англ. По общей редакцией А. Аникста, М. Лорие и М. Урнова.; Коммент. Г. Шейнмана. — 414 с.

Экранизации

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. William Makepeace Thackeray // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (англ.) / — Oxford: OUP , 2004.
  4. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. — Л. : Искусство, 1983. — 432 с.
  5. А. Зверев . Уильям Теккерей // Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / глав. ред. В. А. Володин. — М: Аванта+, 2001. — С. 85.

Литература

Ссылки

  • (англ.) (рус.)
  • (англ.) (рус.)
Источник —

Same as Теккерей, Уильям Мейкпис