Головин, Василий Иванович (драматург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Форд ( англ. John Ford ; 17 апреля 1586 , Девон — 1639 , Лондон ) — один из крупнейших английских драматургов шекспировской плеяды . Наиболее известные его произведения — « Разбитое сердце », « Как жаль её развратницей назвать ».
Форд, по всей видимости, учился в Оксфордском университете , изучая, скорее всего, право. Дебютировал как поэт , автор поэм , элегий и сонетов (элегия «Памятник славы» — «Fames Memorial», 1606, и др.). Первые драмы, как это было обычно в тот период, Форд написал в сотрудничестве с другими драматургами: трагедию «Матереубийца» (A late murther of the sonne upon the mother, зарег. 1624) совместно с Уэбстером , трагикомедию «Бристольский купец» (The bristowe merchant, зарег. 1624) — с Деккером , с ним же и Роули (Rawley) трагикомедию «Эдмонтонская ведьма» (The witch of Edmonton, ок. 1621, напеч. 1658); также вместе с Деккером — « маску » «Любимец солнца» (The sun’s darling, A moral masque, 1624, напечатана 1656).
Первой самостоятельной пьесой Форда была трагедия «Меланхолия влюблённого» (The lover’s melancholy, пост. 1628, напеч. 1629), отличающаяся запутанной и сложной интригой. Интермедия «Аллегория меланхолии», включённая в пьесу, написана под влиянием « Анатомии меланхолии » Роберта Бёртона , а вся трагедия носит следы подражания «Гамлету» Шекспира . Следующая трагедия Форда « Разбитое сердце » (The broken heart, напечат. 1633) отличается ещё более сложной интригой, тремя переплетающимися сюжетными линиями; пьеса прославляет мужество спартанской царевны Каталанты.
Теме ревности посвящена трагедия «Жертва любви» (Loves sacrifice, напечат. 1633), в которой сказывается сильное влияние шекспировского «Отелло». Лучшая трагедия Форда являлась «Жаль, что она развратница» (' Tis Pity She’s a Whore , напечат. 1633, экранизирована в 1971 г), где он с гуманистических позиций оправдывает женщину, греховно полюбившую своего брата, что приводит к гибели обоих. В исторической хронике « Перкин Уорбек » (The chronicle historie of Perkin Warbeck, напечат. 1634) с большой художественностью разрабатывалась история самозванца Уорбека , борющегося против Генриха VII.
Комедии Джона — «Вымыслы целомудрия и благородства» (The fancies, chaste and noble, напечат. 1638) и «Испытание леди» (The ladies triall, пост. 1638, напечат. 1639) — менее значительны.
Характеры трагедий Форда очерчены ярко и сильно; они показывали умение изображать человеческую психологию. Композиционное мастерство Форда, напряжённое действие его драм позволяли ему занять крупное место в истории английской драмы . Чрезмерная усложнённость интриги, проникновение романтических элементов, отказ от локализации, сказывающиеся в творчестве Форда, характерны как проявление начавшегося упадка елизаветинской драмы этого периода.
В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как он был опубликован анонимно и имя автора не стало известным до 1 января 1992 года.