Родившиеся в Рамат-Гане
- 1 year ago
- 0
- 0
Руритания ( Ruritania ) — распространённое в англоязычном мире нарицательное обозначение типичной центральноевропейской страны с монархической формой правления. Происходит из романа Энтони Хоупа « Узник Зенды », опубликованного в 1894 году и неоднократно экранизировавшегося.
Руритания дала название явлению «руританских романов» ( ruritanian romances ) — эскапистскому подразделу приключенческой литературы конца XIX и начала XX веков . Их действие происходит в аристократических кругах вымышленных стран, где бурлят политические интриги и романтические страсти. Эталоном руританского романа может служить « » Роберта Льюиса Стивенсона (1885).
Стивенсон, Хоуп, в меньшей степени Конан Дойл и многие другие авторы предпочитали прослеживать судьбы королей , которые по тем или иным причинам потеряли престол. Их попытки вернуть себе отеческое наследство представляли собой благодатное поле для иллюстрации благородства, верности, любви и чести — той патетики, которая была очень востребована публикой и массовой культурой на рубеже XIX—XX веков, и которая улетучивалась из современной реалистической прозы.
Для английского или американского читателя средней руки это было не фэнтези , а нечто укладывающееся в рамки правдоподобия: на Балканах регулярно возникали и меняли название небольшие королевства. С перипетиями руританских романов перекликались реальные факты из политической хроники того времени — потеря греческого трона Оттоном Баварским , свержение первого правителя объединённой Румынии Александра Иона Кузы , двойное отречение первого болгарского князя Александра Баттенберга и т. п.
В промежутке между мировыми войнами в связи со стремительным сокращением числа монархий в Европе (а также девальвацией эксплуатируемых мотивов и образов после ужасов военного времени) популярность руританских фантазий быстро сошла на нет. Они стали излюбленным предметом пародий и политической сатиры — как в литературе, так и кино:
В социалистических странах руританские сюжеты выворачивались наизнанку: в идеально-героическом свете преподносилась борьба жителей вымышленных европейских стран против тирании властей предержащих (« Три толстяка » Ю. Олеши , «Падение республики Итль» Б. Лавренёва , « Два друга » Е. Шварца ). Примечательно, что в русской литературе это направление появилось до официального провозглашения принципов соцреализма и первоначально было, скорее, проявлением левого романтизма, как то: многие произведения А. Грина (в частности, подчёркивавшего, что « Блистающий мир » — «не фантастический, а символический роман») или « Тень » Е. Шварца . Также характерно, что в русской литературе воображаемые «заграничные» миры, как правило, ассоциировались не с Центральной и Юго-Восточной Европой , а с западноевропейскими странами или территориями, колонизированными западноевропейцами (см. Гринландия ), хотя упоминание «Карпатских гор» в «Обыкновенном чуде» Шварца — несомненная дань западной традиции.
В послевоенное время «руританская» тематика активно использовалась в пропаганде. Яркий пример — художественный фильм « Заговор обреченных » (СССР, 1950 г.), который описывает политические интриги и победу левых сил над представителями правых и клерикальных кругов. Действие происходит в неназванной стране Восточной Европы.
В западной литературе второй половины XX века традиционный руританский антураж конца XIX — начала XX вв., помимо пародийно-юмористических произведений, иногда использовался в жанре «женского любовного романа ». Традиционные для руританской литературы условности зачастую содержатся в произведениях, действие которых происходит в восточноевропейских социалистических странах.
Большая часть сюжетов и деталей руританского романа перекочевала в фантастическую литературу, действие которой происходит вне нашего мира. Например, элементы руританской традиции можно найти в цикле романов Владислава Крапивина « В глубине Великого Кристалла », действие которых происходит в параллельных мирах.
Аналогом «руританизации» сюжета, по сей день часто эксплуатируемым в литературе и кинематографе, является локализация действия в вымышленной латиноамериканской стране.