Interested Article - Ишмуратов, Айрат Рафаилович

Айрат Рафаилович Ишмуратов ( тат. Айрат Рафаил улы Ишмурат , англ. Airat Ichmouratov ) — канадско-российский композитор , дирижёр и кларнетист татарского происхождения , с 1998 года живёт в Канаде . Он является одним из основателей и кларнетистом отмеченной наградами монреальской клезмер группы « Клезтори » и профессором в Университете Лаваля в городе Квебек в Канаде.

Биография

Казанской Государственной Консерватории имени Н.Жиганова, которую Ишмуратов окончил в 1996 году .

Айрат Ишмуратов родился 28 Июня 1973 в городе Казань , столице Республики Татарстан . Отец — Рафаил Ризаевич Ишмуратов, мать — Разима Ахматгалиевна Ишмуратова (урождённая Гатина). Айрат Ишмуратов является представителем татарской театральной династии , его дед — Риза Фахрутдинович Ишмурат (Ишмуратов), драматург, общественный деятель, публицист и режиссёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР , бабушка — Рашида Абдуллазяновна Зиганшина , актриса татарского театра, общественный деятель, драматург, народная артистка Республики Татарстан и Российской Федерации .

Композитор Айрат Ишмуратов с канадским виолончелистом и дирижером Юлием Туровским и его женой, скрипачкой Элеонорой Туровской, лето 2001 г.

Ишмуратов вырос в Казани, где в 7-летнем возрасте начал свое музыкальное образование в детской музыкальной школе № 3 имени Рустема Яхина . Сначала он начал учиться игре на блокфлейте , а к 10 годам стал осваивать кларнет. Его первым учителем был Ильдус Гиниятович Алмазов, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан . Ишмуратов продолжил образование в Казанском музыкальном училище имени И.В. Аухадеева и в Казанской Государственной Консерватории имени Н.Жиганова , где учился у Народного артиста Республики Татарстан, Гильфанова Альберта Гилемхановича . С 1993 года работал в составе Государственного Симфонического Оркестра республики Татарстан и в оркестре Татарского Академического Государственного Театра Оперы и Балета имени Мусы Джалиля . Летом 1997ого года, Ишмуратов приезжает в Канаду для участия в Мастер классах в Орфордском центре искусств , где знакомится с известным канадским виолончелистом советского происхождения , дирижером и педагогом Юлием Туровским , которого Ишмуратов считал своим наставником и с которым тесно сотрудничает до самой смерти Туровского в 2013 . По собственному признанию Ишмуратова, Юлий Туровский оказал большое влияние на формирование его личности как музыканта-исполнителя и индивида . В 2007 году Туровский заказывает, исполняет и записывает произведение Ишмуратова «Фантастические танцы» для кларнета, виолончели и фортепиано со струнным оркестром и ударными, которое становится важной вехой в развитии карьеры молодого композитора .

Творчество

В 1998 году Ишмуратов переезжает в г. Монреаль (Канада) на постоянное место жительство, где получает степень Магистра в Монреальском Университетe по классу кларнета у Андре Муазана. В 2000 году вместе со своими коллегами Луо Ди (виолончель) и Евгенией Киржнер (фортепиано) основал Muczynski Trio , которое выиграло 1 премию и Высшую награду на Национальном Музыкальном Фестивале Канады (2002) и первую премию на Восьмом Международном Конкурсе Камерной Музыки в Кракове ( Польша 2004) . Примечательно, что по прибытии в Канаду, испытывая, как и многие новоприбывшие эмигранты, финансовые трудности, Ишмуратов был вынужден играть на улицах и на станциях метро в течение первых четырех лет . В интервью « Вечерней Казани » он рассказал о приобретенных у уличных музыкантов ценных навыков, в том числе импровизации , джаза , клезмера и фольклорной музыки народов мира. Со слов Ишмуратова, этот опыт, необходимый для исполнения всего того, что было востребовано на улицах, значительно улучшил, обогатил и укрепил его самооценку, а также сыграл важную роль на его пути к становлению дирижером . В другом интервью Le Devoir композитор упомянул, что стал композитором почти случайно. В 2000 году он начал обучение дирижерскому искусству в Монреальском университете. Во время своего обучения он записался на курс оркестровки у композитора Алана Белкина (с которым позже, в 2017 году году Ишмуратов изучал композицию ), На этом курсе студентам было предложено сочинить и оркестровать короткую мелодию тремя различными способами. Он сразу же очень увлекся этим упражнением. Первоначально сочинив восемь тактов, он обнаружил, что просто не может остановиться. Работая над этим упражнением он в итоге создал свое первое произведение — 45-минутный струнный квартет. Начав свой путь уличного музыканта, Айрат Ишмуратов сегодня выступает в качестве дирижера оркестра, клезмерского кларнетиста и композитора-классика, написав значительное количество произведений .

Дирижёр

В 2005 году Ишмуратов получает Докторскую степень в Монреальском Университетe на кафедре оперно-симфонического дирижирования. В 2007 году он становится ассистентом канадского дирижёра Бернара Лабади , одного из наиболее признанных исполнителей музыки эпохи барокко , в его камерном оркестре «Скрипки Короля» (Les Violons du Roy) . Концерт Les Violons du Roy 5 декабря 2008 года под руководством Ишмуратова, который также представил мировую премьеру его собственного Концерта для виолончели, получил приз «Опус» в номинации – Лучший концерт года . В 2009 году Ишмуратов выигрывает позицию дирижёра в резиденции в Квебекском симфоническом оркестре , где он становится ассистентом израильского дирижёра и композитора Иоава Талми . В 2011 году Ишмуратов экстренно заменяет за дирижёрским пультом заболевшего Юлия Туровского на гастролях камерного оркестра I Musici de Montréal в США , Бразилии и Перу . С Октября 2011 начинает сотрудничество с Татарским Академическим Государственным Театром Оперы и Балета имени Мусы Джалиля, где в феврале 2013 дебютирует с оперой Пуччини Турандот на Международном оперном фестивале имени Ф. И. Шаляпина и в марте 2013 дирижирует оперу Верди Риголетто на гастролях театра в Голландии . С 2012 года, по приглашению Яника Незе-Сеген , неоднократно дирижирует Столичным оркестром Большого Монреаля . В 2018–2021 годах он получает позицию композитора и дирижёра в резиденции Лонгёйского Симфонического оркестра . Айрат Ишмуратов выступал в качестве приглашенного дирижера с многочисленными оркестрами по всему миру, включая Государственный симфонический оркестр города Измира (Турция), Симфонический оркестр города Блумфонтейн (Южная Африка), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (Россия), Оркестр Национального центра искусств , Столичный оркестр Большого Монреаля и Les Grand Ballets Canadiens (Канада). В Апреле 2022 года Айрат Ишмуратов дирижировал Лондонским симфоническим оркестром во время записи своих собственных концертов для фортепиано и альта на Chandos Records .

Клезтори

Клезтори на шоукейс-фестивале в г. Квебеке, Канада. 18 Февраля 2015
Айрат Ишмуратов во время выступления Клезтори в Шанхае , Китай, Август 2013

С 2000 года Айрат Ишмуратов является кларнетистом, композитором и аранжировщиком монреальской клезмер группы « Клезтори» (Kleztory) . В 2004 году, Клезтори по приглашению Юлия Туровского записывает на Chandos Records ( Великобритания ) альбом вместе с камерным оркестром I Musici de Montréal . В 2007 альбом Клезтори «Nomade» выигрывает Канадский приз «Опус» в номинации лучший альбом года . Альбом 2014 года «Arrival» вошёл в номинацию на премию ADISQ в категории «Лучший альбом года в традиционной музыке» . В 2012 Клезтори выигрывает Furth Klezmer Prize на 3ем Международном Фестивале и Конкурсе Еврейской Музыки в Амстердаме и в качестве премии приглашается в марте 2013 года с концертом на Фюртский клезмерский фестиваль . В 2018 году концерт Клезтори Mundial Tour выигрывает приз «Опус» в категории - Лучший концерт года в Квебеке и в 2022 году альбом Клезтори Momentum выигрывает приз «Опус» в категории - Лучший альбом года в мировой музыке в Квебеке . Вместе с группой Клезтори Ишмуратов выступал в качестве солиста с многочисленными оркестрами, включая Монреальский симфонический оркестр , Симфонический оркестр города Квебека , Столичный оркестр Большого Монреаля , Камерный оркестр I Musici de Montréal, Les Violons du Roy и Брюссельский камерный оркестр, а также гастролировал в Канаде, США, Нидерландах, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Румынии, Бразилии, Мексике, Норвегии, Швейцарии, Венгрии, Коста-Рике и Китае .


Композитор

Согласно словам Атеса Орга (Ateş Orga), Айрат Ишмуратов отличается своим стилем, в котором переплетаются нити русского романтизма, татарского наследия, франко-канадского фольклора и еврейских клезмерских традиций . Его композиции отражают разнообразные влияния, ссылаясь на таких русских композиторов, как Шостакович и Прокофьев. Его произведения часто включают сочетание инструментов, объединяющее элементы классической, народной и мировой музыки. Это взаимодействие культурных влияний создает уникальное и мультикультурное звучание, выделяя Ишмуратова среди современных композиторов. Среди его сочинений - опера , симфония , восемь увертюр , симфонические поэмы , восемь концертов , концерты гросси , многочисленные произведения для камерных ансамблей, сольных инструментов, клезмерского ансамбля и сочинения, специально созданные для детей. В 2017 году Айрат Ишмуратов получил степень магистра музыки по композиции в Университете Монреаля .

Музыкальный стиль

Музыку Ишмуратова принято классифицировать как неоромантическую . Фредерик Карден (Frédéric Cardin), рецензируя записи концертов Ишмуратова для фортепиано и альта с Лондонским симфоническим оркестром, назвал его «лидером современной неоромантической музыки в мире» . В интервью для La Scena Musicale, где его назвали «романтиком XXI века» , Ишмуратов упоминает, что отдает свое предпочтение композициям известных русских мастеров, таких как Чайковский , Рахманинов , Шостакович , Прокофьев , Мусоргский и Бородин . Выросший в России, он выражает свою глубокую связь с этим музыкальным наследием. Помимо этого, он восхищается немецкими композиторами, такими как Малер , Штраус и Вагнер , признавая, что их композиции особенно вдохновляют его творчество . Некоторые рецензенты отмечают, что музыка Ишмуратова является тональной и хорошо оркестрированной; её часто сравнивают с музыкой Хачатуряна , Калинникова , Рахманинова , и Прокофьева . В своем обзоре Кэтрин Купер (Katherine Cooper) из PrestoMusic отметила, что, если бы слушать произведения Ишмуратова без предварительного знания, то можно было бы предположить, что большая часть его оркестровой музыки была создана в первой половине двадцатого века . По мнению Янника Незе-Сеген , который неоднократно исполнял музыку композитора , Ишмуратов является коммуникатором в самом полном смысле этого слова. Незе-Сеген утверждает, что произведения композитора мгновенно вовлекают слушателя, отправляя его в путешествие по повествованию, пейзажам и эмоциям . Также существуют разнонаправленные мнения относительно музыкального языка композитора. Майкл Уилкинсон (Michael Wilkinson) из MusicWebInternational в своем обзоре охарактеризовал Симфонию Ишмуратова как малоинтересную, выражая сложности в выделении в ней отличительного стиля . Дэвид Найс (David Nice) из BBC Classical Music отметил, что «Молодежная» увертюра Ишмуратова имеет «жутко странную побочную тему и общую синтетическую мелодию» . Между тем, Атес Орга (Ateş Orga) из Classical Source утверждает, что Ишмуратов обладает безупречным мастерством, чувством оркестровки и богатой тонально-ладовой мелодией . Майкл Чёрч (Michael Church) из BBC Classical Music отозвался о второй части Альтового концерта №1 Ишмуратова, описав её как «великолепную и очень выразительную музыку» . Энциклопедия Британика утверждает, что эпоха музыкального романтизма характеризовалась акцентом на индивидуальность, личное эмоциональное выражение и свободу формы . Все эти элементы мы можем увидеть в музыке Ишмуратова сегодня, в 21 веке. В интервью с La Presse композитор высказывает оценку своей музыки, отмечая:

...Моя музыка - возможно лучший способ выразить то, что я чувствую в своем сердце. Это эмоция, которую я преобразую в язык, доступный во всем мире...

Oркестровка

Айрат Ихмуратов, Увертюра «Миф о соколе», такты1–4, Первая страница дирижерской партитуры демонстрирует оркестровку для полноразмерного оркестра.

По многим мнениям, Айрат Ишмуратов признан компетентным оркестровщиком . Большинство его оркестровых композиций, включая оперы , симфонии, увертюры и концерты, написаны для полноразмерного оркестра, напоминающего конец 19-го - середину 20-го века, и часто включают в себя в среднем от 80 до 100 исполнителей . В своей дипломной работе в Монреальском университете , где он рассказывает о своей увертюре «Молодежная», композитор отмечает свое восхищение искусными оркестровками Чайковского, Шостаковича и Рахманинова:

... Оркестровка моей увертюры вдохновлена великими русскими композиторами: Чайковским, Рахманиновым и Шостаковичем. Меня всегда увлекали мастерство оркестровки этих композиторов. Я обратил внимание на идею Чайковского, который часто использует в кульминациях брассовые гармонические педали с короткими паузами между ними. Это придает большую ясность мелодии и гармоническим изменениям. Мне нравится, как Рахманинов использует всю секцию струн для исполнения мелодии унисоном, сопровождаемой деревянными и медными духовыми, поэтому я решил использовать подобный прием для побочной темы. Вступительная фанфара Шостаковича в его «Праздничной увертюре» послужила вдохновением для оркестровки открывающей и средней фанфар моей увертюры...

Мотив «Судьбы»: восходящая большая септима во внешних нотах (A – C – G ♯)

А.Ишмуратов, 3 Романса для Альта Соч.22, III ч. такты 11-13. Пример мотива «Судьбы»

В своем интервью с Китом Хорнером (Keith Horner), в ходе работы над своей первой записью тональной поэмы "Письмо Незнакомки" для лейбла Chandos, композитор упоминает о мотиве "Судьбы", характеризующемся восходящей большой септимой во внешних нотах (A - C - G ♯ ) . Этот мотив представляет собой повторяющуюся музыкальную фигуру, обладающую глубоким тематическим значением в творчестве композитора. Ставший своеобразной музыкальной подписью композитора, мотив возник из фразы в соло-партии английского рожка в начале третьей части Четвертой симфонии Д. Шостаковича. Ишмуратов внес небольшие изменения в этот мотив, заменив чистую кварту внутри большой септимы малой терцией, и впоследствии интегрировал его во многие свои произведения, включая такие как «3 Романса для Альта и Струнного Оркестра с Арфой » Соч. 22 (2009), Струнный Квартет № 4 Соч. 35. (2013), Концерт для виолончели № 2 Соч.57 (2018), Concerto Grosso N2 Соч.60 (2018), тональные поэмы для струнных, такие как «Письмо Незнакомки» Соч.56 (2017) и «Девятый Вал» Соч.61 (2019), Двойной концерт для скрипки и виолончели Соч.66 (2020), Концерт для флейты Соч.64 (2020) и Опера «Человек, который смеется» Соч.75 (2023). Этот мотив, часто ассоциируемый с темами судьбы и настойчивости, находит разнообразное выражение в музыке композитора: от острых моментов до сильных диссонансов. Постоянное присутствие этого мотива во многих композициях подчеркивает художественное исследование Ишмуратова и тематическую связность его творчества .

Трибьют Квебеку

Внешние аудиофайлы

21 октября 2020 года Айрат Ишмуратов получил премию Чарльза Биддла . Премия Чарльза Биддла подчеркивает значительный вклад людей, иммигрировавших в провинцию Квебек , и чьи личные или профессиональные обязательства способствуют культурному и художественному развитию Квебека .

Некоторые сочинения Ишмуратова черпают вдохновение из истории и народных традиций провинции Квебек, где композитор проживает с 1998 года . Увертюра «Город-Космополит» Соч.29 была написана по заказу Янника Незе-Сегена, премьера которой состоялась под управлением композитора со Столичным оркестром Большого Монреаля 12 января 2012 года в городе Монреале . Увертюра представляет собой празднование разнообразия и космополитичности города Монреаля.  В музыке можно заметить элементы квебекского фольклора, а также фрагменты армянской, русской, еврейской и традиционной татарской мелодии - культурного наследия Ишмуратова. В 2020 году фрагмент из увертюры, вдохновленный квебекским фольклором, был представлен во время церемонии открытия "Национального дня Квебека", исполненный Янником Незе-Сегеном и Столичным оркестром Большого Монреаля . Так же в августе 2022 года тот же оркестр исполнил Увертюру «Город-Космополит» у подножья горы Мон-Руаяль в Монреале, собрав 50 000 зрителей .

Руины крепости Лонгёй, вдохновившие Ишмуратова на создание Симфонии Ля минор «На руинах древней крепости». Картина Джона Пода Дрейка.

Симфония Ля минор «На руинах древней крепости» Соч.55 — еще один пример трибьюта композитора культуре и истории Квебека. Вдохновленная историей города Лонгёй и образом Шарля ле Мойна, Барона де Лонгёй , симфония был заказана и исполнена франко-канадским дирижером Марком Давидом и симфоническим оркестром города Лонгёя . В своем произведении композитор стремился показать динамичность города Лонгёй , расположенного на южном берегу реки Святого Лаврентия , чья история уходит в момент своего зарождения как форпоста Новой Франции (где сохранились только фундаменты крепости Лонгей) и простирается до наших дней . Симфония Ля минор была записана и выпущена лейблом Chandos в августе 2019 года .

Картина Анри Жюльена La Chasse-galerie (1906, Национальный музей изящных искусств Квебека ) по мотивам франко-канадской сказки, вдохновившая Увертюру "Заколдованное каноэ" Соч.70

В 2021 году Айрат Ишмуратов сочиняет увертюру «Заколдованная каноэ» Соч.70, вдохновленную франко-канадской сказкой "La Chasse-galerie", которая рисует образ лесорубов, работающих вдоль реки Гатино . В этой истории лесорубы заключают сделку с дьяволом, представляя одну из версий Дикой Охоты . Самая известная интерпретация этой сказки была написана Оноре Бограном (1848–1906) . Эту сказку можно найти в книге французско-канадских сказок Эдварда К. Вудли под названием "Легенды французской Канады". Книга была изначально опубликована в 1931 году, а затем переиздана в 1938 году . Премьера увертюры состоялась в исполнении Симфонического оркестра Лонгёя в декабре 2021 года, а в августе 2023 года ее дирижировали Ален Трудель и Оркестр Национальной академии Канады .

Пример вдохновения французской канадской традиционной народной темы Алуэтта можно наблюдать в увертюре Ишмуратова «Заколдованное каноэ», Соч.70

такты: 7–8


{  \new PianoStaff << \relative fis {
  \clef "treble" \numericTimeSignature\time 4/4 \key f \major | % 1
  \tempo "Adagio ma non troppo" 4=63 R1 | % 2
  \once \omit TupletBracket
  \times 4/6 {
    \stemUp <fis d'>16 _. [ _\f ^ "Clarinets" \stemUp <g dis'>16 _.
    \stemUp <gis e'>16 _. \stemUp <a f'>16 _. \stemUp <bes fis'>16
    _. \stemUp <b g'>16 _. ] }
  \stemUp <c gis'>4 \times 2/3 {
    \grace { \stemUp e'16*3/2 ( [ \stemUp f16*3/2 \stemUp g16*3/2 )
      ] } \stemDown as8 ^. ^
    "Flutes" [ \grace { \stemUp g16*3/2 ( [ \stemUp
      as16*3/2 \stemUp bes16*3/2 ) ] } \stemDown b8 ^. ] d,8 \rest }
  \acciaccatura { \stemUp <f d'>16 ( } \stemDown <as e'>8 ) ^> r8 \bar
  "|."
  }
  \new Staff \relative bes' {
  \clef "treble" \numericTimeSignature\time 4/4 \key f \major | % 1
  \stemDown bes8. ( [ _\mf ^ "Trumpet" \stemDown c16 ) ] \stemDown d8
  ^. [ \stemDown d8 ^. ] \stemDown c16 ( [ \stemDown bes16 \stemDown c16
  \stemDown d16 ) ] \stemUp bes8 _. [ \stemUp f8 _. ] | % 2
  \stemUp <fis c'>8 _> _\f r8 r4 \times 2/3 {
    \stemDown <as as'>8 ^. [ ^ "Str." \stemDown <b b'>8 ^. ] d8
    \rest }
  \stemDown <f as d f>4 ^ "Harp" \bar "|."
  } >> }

Влияние клезмерских традиций

Айрат Ишмуратов, кларнетист и композитор клезмерского ансамбля «Клезтори», апрель 2017 г.

Клезмер — это инструментальная музыкальная традиция, зародившаяся среди евреев-ашкенази Центральной и Восточной Европы. Основные компоненты этой традиции включают танцевальные, ритуальные мелодии и виртуозные импровизации. Обычно эти элементы исполняются на таких мероприятиях, как свадьбы, бар-мицвы и другие празднества . Обладая обширным исполнительским опытом в клезмерской музыке после более 23 лет работы кларнетистом, композитором, аранжировщиком в клезмерском ансамбле «Клезтори», Айрат Ишмуратов создал и записал совместно с группой «Клезтори» множество произведений в традиционном клезмерском стиле . Кроме того, композитор часто включал элементы клезмерского фольклора в свои классические композиции .

Впервые клезмерские влияния в классических композициях Ишмуратова стали заметны в 2006 году, когда Центральный оркестр вооруженных сил Канады заказал, исполнил и записал "Фантазию на клезмерские темы" Сочv.13 для кларнета и концертного духового оркестра . Затем, в 2007 году, мы можем увидеть клезмерскую тему во второй части «Фантастических танцев» для кларнета, виолончели и фортепиано со струнными и ударными Соч.15 .




Клезмерская тема во второй части «Фантастических танцев» Ишмуратова Соч.15, партия фортепиано

такты: 177–184


{  \new PianoStaff << \new Staff \relative e'' {
  \clef "treble" \time 2/4 \key e \minor | % 1
  \tempo "Allegro" 4=132 \stemDown e8. [ _\mf \stemDown fis16 ]
  \stemDown g8 ^. [ \stemDown e8 ^. ] | % 2
  \stemDown bes'8 ^> [ \stemDown bes8 ^> ] \stemDown bes8 ^> r8 | % 3
  \stemDown bes16 [ \stemDown b16 \stemDown cis16 \stemDown b16 ]
  \stemDown bes8 ^. [ \stemDown g8 ^. ] | % 4
  \stemDown bes16 ^> [ \stemDown bes16 ^> \stemDown bes16 ^> \stemDown
  bes16 ^> ] \stemDown bes8 ^> r8 \break | % 5
  \stemDown bes16 [ \stemDown b16 \stemDown cis16 \stemDown b16 ]
  \stemDown bes16 [ _\< \stemDown b16 \stemDown cis16 \stemDown b16 ]
  | % 6
  \stemDown bes16 [ \stemDown b16 \stemDown cis16 \stemDown b16 ]
  \stemDown bes16 [ \stemDown b16 \stemDown cis16 \stemDown bes16 ]
  -\! | % 7
  \stemDown <g b d>8 ^. [ \stemDown <d g b>8 ^. ] \stemDown <b d g>8
  ^. [ \stemDown <g b d>8 ^. ] | % 8
  \stemUp <d g b d>8 _. r8 r4 \bar "|."
  }
  \new Staff \relative e,, {
  \clef "bass" \time 2/4 \key e \minor | % 1
  \stemUp e8 r8 r4 | % 2
  \stemUp e8 r8 r4 | % 3
  \stemUp e8 r8 r4 | % 4
  \stemUp e8 r8 r4 \break | % 5
  \stemUp e8 r8 \stemDown bes'''16 [ \stemDown b16 \stemDown cis16
  \stemDown b16 ] | % 6
  \stemDown bes16 [ \stemDown b16 \stemDown cis16 \stemDown b16 ]
  \stemDown bes16 [ \stemDown b16 \stemDown cis16 \stemDown bes16 ] | % 7
  \stemDown b8 ^. [ \stemDown g8 ^. ] \stemUp d8 _. [ \stemUp b8 _. ]
  | % 8
  \stemUp <g, g'>2 ^\f \bar "|."
  } >> }

Мировая премьера произведения "Фантастические танцы", заказанного и записанного Юлием Туровским с участием камерного оркестра I Musici de Montréal, состоялась в Поллак-холле города Монреаль 20 декабря 2007 года. Композиция вдохновлена сюрреалистическими картинами Наташи Туровской, дочери Юлия Туровского, и включает три части . Затем, в 2011 году, в творчестве Ишмуратова можно отчетливо выделить влияние клезмерских традиций, проявившееся в его Concerto Grosso No.1 Op.28 для кларнета, скрипки, альта, виолончели, фортепиано и струнного оркестра с ударными. Это произведение посвящено Юлию Туровскому, с которым композитор неоднократно сотрудничал. В 2004 году Туровский пригласил клезмерскую группу Ишмуратова, "Клезторы", для записи компакт-диска с участием камерного оркестра I Musici de Montreal (Chandos Records) , что стало значимым этапом в карьере этой группы.

Ближе к завершению второй части, мелизматическая Дойна на кларнете приобретает характерный музыкальный отпечаток. Вступительная фраза этой Дойны занимает центральное место в структуре композиции, выступая ключевым музыкальным мотивом, который Ишмуратов развивает на протяжении всего концерта. Истоки дойны уходят корнями в румынские народные музыкальные традиции, однако в настоящее время эти элементы прочно укоренились в клезмерском стиле музыки .


А. Ишмуратов, Concerto Grosso No. 1, II часть. Партия кларнета, пример клезмерского влияния в музыке Ишмуратова, кларнетовая Дойна.

такты: 318–321


  \relative c' {
  \clef "treble" \time 3/4 \key d \major \tempo "Adagio" 4 = 66 \transposition bes (^"Clarinet"\p | % 1
  \stemUp a16 [ ^\markup{ \bold {at lib.} } \stemUp b16 \stemUp c16
  \grace { \stemUp b16 ( [ \stemUp c16 ) ] } \stemUp b16 ^\trill ]
  \stemUp a16 [ \acciaccatura { \stemUp d16 ( } \stemUp b16 )
  \acciaccatura { \stemUp d16 ( } \stemUp c16 ) \stemUp cis32 (
  \stemUp e32 ) ] \stemUp d8 [ \acciaccatura { \stemUp g16 ( } \stemUp
  d8 ) ] | % 2
  \acciaccatura { \stemUp g16 ( } \stemUp d2 ) ^\fermata \stemUp d4
  _\< \break | % 3
  \stemUp g4 ^\fermata -\! \grace { \stemUp f16 ( [ \stemUp a16 ) ] }
  \stemUp f16 ( [ \stemUp e16 ) \acciaccatura { \stemUp f16 ( }
  \stemUp e16 ) ( \stemUp d16 ) ] \acciaccatura { \stemUp e16 ( }
  \stemUp d16 ) ( [ \stemUp c16 ) \acciaccatura { \stemUp d16 ( }
  \stemUp c16 ) ( \stemUp b16 ) ] | % 4
  \numericTimeSignature\time 4/4 \grace { \stemUp b16 ( [ \stemUp d16
    ] } \stemUp c8 ) [ \acciaccatura { \stemUp d16 ( } \stemUp c8 )
  ] \acciaccatura { \stemUp d16 ( } \stemUp c2 ) ^\fermata r4 _\> -\!
  \bar "|."
  }

Один из наиболее заметных признаков влияния стиля клезмер можно обнаружить в композиции Ишмуратова "Один день почти ординарной жизни" (One day of an almost ordinary life) для кларнета и струнного квартета (струнного оркестра) Op.47, написанной в 2015 году. Это произведение было заказано, впервые исполнено и записано франко-канадским кларнетистом Андре Муазаном (Andre Moisan) и монреальским струнным квартетом Молинари . Композиция, написанная в традициях классических концертных произведений, в трех частях, связанных между собой, демонстрирует виртуозную партию кларнета, часть которой по желанию может быть исполнена на бас-кларнете. На протяжении всего произведения можно выделить различные элементы, заимствованные из традиционной клезмерской музыки, такие как "дойна" и " фрейлехс " , один из самых популярных еврейских народных танцев, который характеризуется тактовым размером 2
4
и может исполняться как одним танцором, так и с участием любого количества участников. В качестве основной темы второй части Ишмуратов использовал традиционную клезмерскую мелодию - "Di Sapozhkelekh".

Влияние мировых культур

Памятник Давиду Сасунскому в Ереване, главному герою армянского национального эпоса вдохновившего Ишмуратова на создание одноименной симфонической фантазии

Помимо вдохновения традиционной клезмерской музыкой и народными темами Квебека, Ишмуратов часто обращается к фольклору различных мировых культур, в том числе венгерской - Увертюра «Миф о соколе», Соч.65 (2020), армянской - «Давид Сассунский» - Симфоническая фантазия. по мотивам армянского эпоса Соч.11 (2006), русской - Увертюра «Петр Великий» Соч.62 (2019), Увертюра «Коляда» Соч.67 (2020), Увертюра «Масленица» Соч.36 (2013), детская музыкальная сказка «Шабарша» для чечеточника и струнного оркестра Соч.39 (2013), 3 Поэмы на стихотворения А. Пушкина Соч.34 для сопрано и камерного оркестра (2012), японской - Трио для арфы, альта и флейты «Сон Фуджина» Соч.58 (2018), хорватской и сербской - Трио для Кларнета, скрипки и аккордеона «Сказки о Динаридах» Соч.48 (2016) .


Пример вдохновения венгерской традиционной народной темой «Marosszéki kerek erdő» в увертюре Ишмуратова «Миф о соколе», Соч.65

такты: 31–34


{  \new PianoStaff << \relative bes' {
  \clef "treble" \numericTimeSignature\time 4/4 \key e \minor \tempo "Allegro maestoso" 4 = 110 | % 1
  \stemDown bes4 ^ "Oboes" _\f \stemDown es4 \acciaccatura { \stemUp es16
    ( } \stemDown d8 ) \stemDown es4. | % 2
  \grace { \stemUp as16 ( [ \stemUp g16 \stemUp ges16 ) ] } \stemDown
  f2 \grace { \stemUp g16 ( [ \stemUp gis16 \stemUp as16 ) ] }
  \stemDown bes2 | % 3
  \stemDown as8. [ \stemDown g16 ^. ] \stemDown f8 ^. [ \stemDown g8
  ^. ] \stemDown f8 ( \stemDown es4 ) \stemDown g16 ( [ \stemDown f16
  ) ] | % 4
  \stemDown bes,4. \stemDown as16 ( [ \stemDown c16 ] \stemDown bes2 )
  \bar "|."
  }
  \new Staff \relative bes,, {
  \clef "bass" \numericTimeSignature\time 4/4 \key e \minor | % 1
  <bes f'>1 ^ "Bassoons" | % 2
  <bes f'>1 | % 3
  <bes f'>1 | % 4
  <bes f'>1 \bar "|."
  } >> }

Критическая оценка

Общий прием произведений Ишмуратова в целом является положительным. Тем не менее, некоторые из его композиций вызвали разноречивые реакции в отзывах: от восхищенных до критических замечаний, указывающих на моменты, которые воспринимаются как скучные и лишенные оригинальности. Дэвид Найс (David Nice) из журнала BBC Music Magazine написал: "Мне пришлось заставить себя дослушать до окончания Симфонию Ля минор, которую можно назвать симфонической поэмой в четырех очень традиционных частях" . Гай Рикардс (Guy Rickards) из Gramophone отметил: "Симфония красочная и образная... Привлекательная, если не великолепная музыка" . Майкл Чёрч (Michael Church) из BBC Music Magazine написал о Концерте №1 для альта Ишмуратова: "Его медленная часть великолепна" . Грегор Тэсси (Gregor Tassie) из MusicWeb International отозвался о том же концерте: "Вступление альта - завораживающе красивaя темa" . Фредерик Карден (Frédéric Cardin) из Panm360 написал: "...музыка богата нежными гармониями и оркестровым муаром" .

Произведения Айрата Ишмуратова исполнялась во многих странах мира многочисленными музыкантами, ансамблями и оркестрами, включая такие имена как Янник Незе-Сеген , Максим Венгеров , Лондонский симфонический оркестр , Евгений Бушков и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы , Александр Гилман и LGT Young Soloists, Роберт Ланжеве , Jonathan Crow, Andrew Wan, Alexis Hauser, Alain Trudel , Andre Moisan , Max Pollak, Stephane Tetreault, Sasha Mirkovic & ensemble Metamorphosis (Сербия), Квебекский симфонический оркестр , Столичный оркестр Большого Монреаля , Тайпейский Симфонический Оркестр , Agnieszka Duczmal и Камерный оркестр Оркестр Польского радио , камерный оркестр Les Violons du Roy, Longueuil Symphony Orchestra, New Orford String Quartet , Юлий Туровский & I Musici de Montreal, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан , Казанский камерный оркестр La Primavera, Alcan Quartet , Molinari Quartet , Sinfonia Toronto в таких концертных залах, как Вена Музикферайн , Концертхаус Берлина , Эльбская филармония , Тонхалле Цюрих, Сиднейский оперный театр , Монреальский симфонический дом и других.

В 2012 году Ишмуратов был выбран композитором в резиденции фестиваля Concerts aux îles du Bic (Канада) , в 2013 композитором в резиденции в Орфордском Центре Искусств (Канада) и в 2015 композитором в резиденции 17ого Классического Фестиваля музыки в Лаврентидах (Канада) С 2010 Ишмуратов является ассоциированным композитором Канадского Музыкального центра .

Дискография

  • Клезмерская музыка / Клезтори (2002)
  • Барбер, Копланд, Бриттен, Брух / Казанский камерный оркестр La Primavera , Ak Bars (2002)
  • Клезмер / Клезтори, Юлий Туровский & I Musici de Montreal Chamber Orchestra, Chandos Records (2004)
  • Номад / Клезтори, приз «Опус» 2007, Amerix (2007)
  • Шостакович, Вайнберг, Ишмуратов / I Musici de Montreal Chamber Orchestra, Analekta (2008)
  • Symphonique / Le Vent du Nord и Квебекский Симфонический оркестр , CBC (2010)
  • Carte Postale / Alcan Quartet, ATMA Classique (2011)
  • Бетховен, Скрипичный концерт (клезмер каденции Ишмуратова), Симфония No. 7 , Alexandre Da Costa, Тайпейский Симфонический Оркестр, Warner Classics (2013)
  • Arrival / Клезтори, Amerix (2014)
  • Tales from the Dinarides, Michael Bridge, Guillaume Tardif, Kornel Wolak, Wirth Institute (2017)
  • Klezmer Dreams, Andre Moisan, Jean Saulnier and Molinari Quartet,ATMA Classique (2017)
  • Nigun, Клезтори, Amerix (2017)
  • Melodies of Nations, Romic – Moynihan Duo, Hedone Records (2017)
  • Поэма для струнных 'Письмо Незнакомки', 3 Романса для Альта, Concerto Grosso No. 1 – Государственный камерный оркестр Республики Беларусь , дирижер Евгений Бушков – Chandos (2019)
  • Увертюра 'Молодёжная', Увертюра 'Масленица', Симфония, Соч.55 'На руинах древней крепости' – Orchestre de la Francophonie, Jean-Philippe Tremblay – Chandos (2020)
  • Momentum, Клезтори - Chandos (2020)
  • Джулия МакЛейн, Прелюдии - Аналекта (2022)
  • Ишмуратов: Концерт № 1 для альта / Фортепианный концерт - Лондонский симфонический оркестр, дирижер Айрат Ишмуратов - Шандос (2023)
  • Место встречи, Клезтори - Америкс (2023)
  • Destins Tragiques, I Musici de Montreal, Альт Эльвирa Мисбаховa - ATMA Classique (2023)

Произведения

Опера

Оркестровые сочинения

  • Симфония, Соч. 55 «На руинах древней крепости» (2017)
  • Симфоническая Фантазия «Давид Сасунский» на темы Армянского эпоса Соч. 11 (2006)
  • Увертюра «Halloweenesque» Соч. 21 (2009)
  • Увертюра «Город Космополит» Соч. 29 (2012)
  • Увертюра «Масленица» Соч. 36 (2013)
  • Увертюра «Молодёжь» Соч. 50 (2016)
  • Увертюра «Петр Великий» Соч. 62 (2019)
  • Увертюра «Миф о Соколе» Соч. 65 (2020)
  • Увертюра «Коляда» Соч. 67 (2020)
  • Увертюра «Заколдованное каноэ» Соч. 70 (2021)

Произведения для солирующего инструмента и оркестра

  • Концерт No1 для Альта с Оркестром Соч. 7 (2004)
  • Концерт No2 для Альта и Струнного Оркестра с Клавесином «Rennsteig» (в стиле барокко) Соч. 41 (2015)
  • Концерт No1 для Виолончели и Струнного Оркестра с ударными Соч. 18 (2009)
  • Концерт No2 для Виолончели и Оркестра Соч. 57 (2018)
  • Концерт для Фортепиано с Оркестром Соч. 40 (2014)
  • Концерт для Гобоя и Струнного Оркестра с ударными Соч. 6 (2004)
  • Концерт для Флейты с Оркестром Соч. 64 (2020)
  • Концерт для Скрипки и Виолончели и Струнного Оркестра с Фортепиано и ударными Соч. 66 (2021)
  • Кончерто Гроссо No1 для Кларнета, Скрипки, Альта, Виолончели , Фортепиано и Струнного Оркестра с ударными Соч. 28 (2011)
  • Кончерто Гроссо No2 для Скрипки, Флейты (блокфлейты), Арфы и Струнного Оркестра Соч. 60 (2018)
  • Кончерто Гроссо No3 «Лихтенште́йн» для 2 Скрипок, Альта, Виолончели и Струнного Оркестра Соч. 68 (2021)
  • Фантазия для Альта с Оркестром на темы оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского Уезда» Соч. 12 (2006)
  • 3 Романса для Альта и Струнного Оркестра с Арфой Соч. 22 (2009)
  • Capriccio Rustico для Виолончели с Оркестром Соч. 26 (2010)
  • The Ride of Cello Vello Buffon для Виолончели с Оркестром Соч. 27 (2010)
  • «Фантастические Танцы» для Кларнета, Виолончели , Фортепиано и Струнного Оркестра с ударными Соч. 15 (2007)
  • «Заключительная процессия» для Кларнета, Виолончели , Фортепиано и Струнного Оркестра с ударными Соч. 37 (2013)
  • «Прибытие в Город» для Кларнета, Виолончели , Фортепиано и Струнного Оркестра с ударными Соч. 38 (2013)
  • «Шабарша» для степ танцовщика и Струнного Оркестра Соч. 39 (2013)
  • «Эллегия» для Скрипки и Струнного Оркестра Соч. 32 (2012)
  • Adagio and Allegro con brio для Скрипки и Струнного Оркестра Соч. 43 (2015)
  • «Ловец Ветра» для Кларнета и Струнного Оркестра Соч. 17 (2008)
  • Фантазаия на Клезмерские Темы No.1 для Кларнета и Духового Оркестра Соч. 13 (2006)
  • «Сарасатиана» для 5 Скрипок и Струнного Оркестра Соч. 20 (2009)

Камерная музыка

  • Трио «Сказки Динарид» для Кларнета, Скрипки и Аккордеона Соч. 48 (2016)
  • Трио для Кларнета, Альта и Фортепиано Соч. 61 (2019)
  • Трио для Флейты, Альта и Арфы "Сон Фуджина" Соч. 58 (2018)
  • Струнный Квартет No. 1 Соч. 1 (2003)
  • Струнный Квартет No.2 Соч. 5 / Камерная Симфония N2 для Струнного Оркестра Op. 5A (2009)
  • Струнный Квартет No. 3 Соч. 25 / Камерная Симфония N3 для Струнного Оркестра Op. 25A (2010)
  • Струнный Квартет N4 Соч. 35 / Камерная Симфония N4 для Струнного Оркестра Op. 35A (2013)
  • Струнный Октет Соч. 56 «Письмо Незнакомки» по новелле Стефана Цвейга / Поэма для Струнного Оркестра «Письмо Незнакомки» Op. 56A (2017)
  • 12 Прелюдий для духового Квинтета Соч. 8 (2005)
  • Духовой Квинтет Соч. 63 (2019)
  • 2 Пьесы для Кларнета и Фортепиано Соч. 9 (2005)
  • 2 Пьесы для Альта и Фортепиано Соч. 10 (2005)
  • Фантазия на Клезмерские темы No. 2 Соч. 16 для Кларнета, Фортепиано и Струнного Квартета (2008)
  • «Largo for Sanja» для Гобоя и Фортепиано Соч. 46 (2015)
  • «Один день из почти ординарной жизни» для Кларнета и Струнного Квартета Соч. 47 /Кларнета и Струнного Оркестра Op. 47A (2015)

Вокально-инструментальная музыка

  • 3 Поемы на стихи Александра Пушкина для Сопрано и Камерного Оркестра Соч. 34 (2012)
  • Ноктюрн для Сопрано, Виолончели и Фортепиано, Соч. 71 (2023)

Произведения для хора

  • «Lux Aeterna» для Хора, Альта, Виолончели и Арфы. Соч. 76 (2023)

Музыка для детей

  • «Вариации на детскую тему» для Струнного Оркестра с Арфой Соч. 23 (2010)
  • «Шляпа Волшебника», музыкальная сказка по мотивам книги Туве Янссон Соч. 24 (2010)
  • Камерная сюита из «Шляпы Волшебника» Соч. 24 A (2010)
  • «Шубуршунчики» Соч. 19 (2010)
  • музыкальная сказка «Шабарша» для Чтеца, Степ Танцовщика и Струнного Оркестра Соч. 39 (2013)
  • музыкальная сказка «Когда суша станет водой» для кукольного театра и камерного оркестра, по книге Ниты Премшанд
  • «Жираф» для Струнного Оркестра Соч. 48 (2016)
  • «Арес, Бог Войны» для детского оркестра Соч. 59 (2019)

Скрипка соло

  • Клезмерские Каденции для Скрипичного Концерта Бетховена Соч. 33 (2012)

Виолончель соло

  • Прелюдия Соль Мажор для Виолончели соло, Соч. 69 (2021)

Фортепиано соло

  • 5 прелюдий для Фортепиано Соч. 44 (2015)

Клезмер

  • Jew in Rio для клезмер группы Соч. 2 (2000)
  • Болеро для клезмер группы Соч. 3 (2000)
  • Песнь Мертвого Моря для клезмер группы Соч. 4 (2006)
  • Clarinet Doina для кларнета, клезмер группы и Оркестра Соч. 30 (2012)
  • Gut Yontev для клезмер группы и Оркестра Соч. 31 (2012)
  • My Mother's Nigun Соч. 45 для клезмер группы (2015)
  • Little Khosidl Соч. 46 для клезмер группы (2016)
  • Hora in G for Соч. 49 для клезмер группы (2016)
  • Churchill street Hora Соч. 51 для клезмер группы (2016)
  • Freilakh для клезмер группы Соч. 52 (2016)
  • Soulmate Соч. 53 для клезмер группы (2016)
  • Allouise Соч. 54 для клезмер группы (2022)­
  • The Wonderer Соч. 71 для клезмер группы (2022)
  • Meeting Point Соч.72 для клезмер группы (2022)

См. также

  • Интервью с Айратом Ишмуратовым на Airelibre.tv
  • Интервью с Айратом Ишмуратовым на Global News Montreal

Примечания

  1. Irwin Block (2014-04-13). (англ.) . Montreal: The Senior Times. из оригинала 30 июня 2021 . Дата обращения: 7 ноября 2015 .
  2. Heather Solomon (17 April 2017). (англ.) . Montreal: The Canadian Jewish News . Дата обращения: 17 сентября 2023 .
  3. (фр.) . www.mus.ulaval.ca . Дата обращения: 14 октября 2023.
  4. Кадырова. . idelreal.org (22 октября 2022). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  5. . Татарлар.Инфо (28 июня 2023). Дата обращения: 15 октября 2023.
  6. Мамаева. . e-vid.ru . Время и Деньги - Культура (16 декабря 2011). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  7. . «Большая Советская Энциклопедия». 1969. из оригинала 26 февраля 2014 . Дата обращения: 7 ноября 2015 .
  8. . tatpressa.ru . Казань. 2023-12-02 . Дата обращения: 2 декабря 2023 .
  9. Назира Рахматуллина. . rt-online.ru . Газета Республика Татарстан. Дата обращения: 8 ноября 2023.
  10. . millattashlar.ru . Дата обращения: 8 ноября 2023.
  11. business-gazeta.ru . Газета Бизнес Online (28 августа 2019). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  12. Светлана Мигдисова. . montreal-live.ca 14 February 2017. Дата обращения: 8 ноября 2023.
  13. Чеснокова. . rt-online.ru . Газета Республика Татарстан (5 апреля 2022). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  14. Ирина Ульянова (2013-02-02). . Казань: Я Казанец ; рубрика Культура. из оригинала 7 марта 2016 . Дата обращения: 7 ноября 2015 .
  15. . kazancons.ru . Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова (20 ноября 2023).
  16. Dostie. (фр.) . lecourrierdusud.ca (11 ноября 2020). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  17. Arthur Kaptainis, Arthur (2013-01-15). (англ.) . The Gazette (Montreal) . Дата обращения: 18 декабря 2023 .
  18. Nadia Turbide. (англ.) . The Canadian Encyclopedia . Дата обращения: 15 ноября 2023. Архивировано из 22 августа 2012 года.
  19. Heather Solomon, Heather (9 March 2016). (англ.) . The Canadian Jewish News . Дата обращения: 23 сентября 2023 .
  20. (англ.) . CBC News . 2013-01-16 . Дата обращения: 18 декабря 2023 .
  21. Hassan Laghcha. (англ.) . myscena.org . La Scena Musicale (7 февраля 2020). Дата обращения: 15 октября 2023.
  22. (англ.) . Montreal, Canada: analekta.com. из оригинала 10 марта 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  23. Julie Fortier (2005-03-28). (фр.) . Montreal: Forum (University of Montreal). из оригинала 4 марта 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  24. (англ.) . Montreal: Analekta.com. из оригинала 4 апреля 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  25. (польск.) . Krakow: Culture.pl. 2014-04-30. из оригинала 4 апреля 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  26. (англ.) . globalnews.ca . Global News (31 августа 2017). Дата обращения: 9 ноября 2023.
  27. Kadyrova, Aisylu. . Вечерняя Казань. pp. 2 February 2013 . Дата обращения: 9 ноября 2023 .
  28. Kiersten Van Vliet (1 September 2017). (англ.) . Montreal: myscena.org . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  29. Christophe Huss (21 March 2020). (фр.) . La Presse . Дата обращения: 18 октября 2023 .
  30. Richard Boisvert (2008-12-05). (фр.) . Quebec: Le Soleil. из оригинала 26 февраля 2016 . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  31. (фр.) . Quebec: violonsduroy.com / archives. Архивировано из 26 февраля 2016 . Дата обращения: 7 августа 2015 .
  32. Isabelle Houde (2010-05-27). (фр.) . Quebec: Le Soleil. из оригинала 26 февраля 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  33. Timothy Mcdonald, Special to The Star (2011-04-08). (англ.) . Kansas ,USA: Kansas City Star. из оригинала 26 февраля 2016 . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  34. Clarissa Coli (2011-08-21). (порт.) . Rio de Janeiro: Diário do Vale. из оригинала 26 февраля 2016 . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  35. (исп.) . Lima , Peru: sociedadfilarmonica.com.pe. 2011-08-05. из оригинала 4 марта 2016 . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  36. Айсылу Кадырова (2012-09-21). . Казань. из оригинала 24 сентября 2015 . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  37. (фр.) . Montreal: journalmetro.com. из оригинала 25 ноября 2015 . Дата обращения: 10 ноября 2015 .
  38. (англ.) . Montreal: montrealgazette.com. из оригинала 5 марта 2016 . Дата обращения: 10 ноября 2015 .
  39. Julie Vovan (14 April 2018). (фр.) . Montreal: Ludwig van Montréal . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  40. (тур.) . biletinial.com . Дата обращения: 3 ноября 2023.
  41. (англ.) . iwwc.co.za . Дата обращения: 3 ноября 2023.
  42. (неопр.) . kazan-news.net . Новости Казани (5 марта 2022). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  43. McFarlane. (англ.) . capitalcurrent.ca (1 декабря 2022). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  44. Caroline Rodgers. (фр.) . lapresse.ca . La Presse (28 февраля 2016). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  45. (англ.) . grandsballets.com . Дата обращения: 3 ноября 2023.
  46. Ateş Orga. (англ.) . colinscolumn.com . Colin's Column (1 ноября 2023). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  47. (англ.) . Colchester, United Kingdom: chandos.net. из оригинала 24 февраля 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  48. Bruno Deschênes (2008-07-01). (фр.) . Montreal: La Scena Musicale - Vol. 13. из оригинала 20 июня 2017 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  49. Lise Raymond Communications (2008-01-27). (PDF) (фр.) . Montreal: Press release / cqm.qc.ca. (PDF) из оригинала 27 мая 2015 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  50. (фр.) . Montreal: adisq.com. из оригинала 24 сентября 2014 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  51. (нем.) . Fürth, Germany: Stadt Fürth. 2013-03-10. из оригинала 7 октября 2015 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  52. (нем.) . Hannover, Germany: Israel Magazin. 2013-02-07. из оригинала 28 мая 2017 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  53. Conseil québécois de la musique (21 November 2018). (PDF) (фр.) . Montreal: cqm.qc.ca . Дата обращения: 11 августа 2023 .
  54. Newswire (6 March 2022). (англ.) . Montreal: myscena.org . Дата обращения: 11 августа 2023 .
  55. Jocelyne Tourangeau Sons (18 March 2005). (фр.) . Montreal: Planete Quebec. Архивировано из 6 октября 2015 . Дата обращения: 7 августа 2015 .
  56. Richard Boisvert (7 February 2012). (фр.) . Quebec: Le Soleil. Архивировано из 24 февраля 2016 . Дата обращения: 7 августа 2015 .
  57. (фр.) . journalmetro.com . Journal Metro (18 января 2012).
  58. (фр.) . Quebec: violonsduroy.com. 4 April 2009. Архивировано из 7 октября 2015 . Дата обращения: 7 августа 2015 .
  59. (англ.) . westmountmag.ca (19 марта 2021). Дата обращения: 9 ноября 2023.
  60. Ateş Orga. (англ.) . colinscolumn.com . Colin's Column (1 ноября 2023). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  61. (фр.) . papyrus.bib.umontreal.ca . University of Montreal (5 октября 2017). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  62. Kirsten Van Vliet (1 September 2017). (англ.) . Montreal: myscena.org . Дата обращения: 20 октября 2023 .
  63. Frédéric Cardin, Frédéric Cardin (16 June 2023). . panm360.com . Дата обращения: 13 октября 2023 .
  64. Daniel Foley. (англ.) . www.thewholenote.com . Дата обращения: 23 сентября 2023.
  65. Guy Rickards, Guy (8 August 2020). . Gramophone (англ.) . Дата обращения: 14 октября 2023 .
  66. Michael Church. (англ.) . www.classical-music.com . BBC Classical Music (8 августа 2023). Дата обращения: 7 октября 2023.
  67. Carlos Maria Solare, Carlos Maria (25 September 2019). (англ.) . The STRAD . Дата обращения: 14 октября 2023 .
  68. Katherine Cooper. (англ.) . prestomusic.com . Дата обращения: 14 октября 2023.
  69. Emmanuel Bernier (30 July 2022). . La Presse (фр.) . lapresse.ca . Дата обращения: 18 октября 2023 .
  70. Gregor Tassie. (англ.) . musicwebinternational.com (24 июля 2023). Дата обращения: 17 октября 2023.
  71. Michael Wilkinson. (англ.) . www.musicweb-international.com (3 августа 2020). Дата обращения: 14 октября 2023.
  72. David Nice (6 August 2020). . BBC Magazine (англ.) . classical-music.com . Дата обращения: 18 сентября 2023 .
  73. Ateş Orga. (англ.) . classicalsource.com (1 сентября 2019). Дата обращения: 14 октября 2023.
  74. J.E. Luebering. (англ.) . britannica.com . Britannica. Дата обращения: 18 октября 2023.
  75. Huss, Christophe (21 March 2020). (фр.) . La Presse . Дата обращения: 18 октября 2023 .
  76. Geoff Pearce. (англ.) . classicalmusicdaily.com (5 мая 2023). Дата обращения: 19 ноября 2023.
  77. (англ.) . daniels-orchestral.com . Дата обращения: 19 октября 2023.
  78. Ichmouratov, Airat (5 November 2017). . papyrus.bib.umontreal.ca . Montreal: University od Montreal - Library: 28 . Дата обращения: 17 октября 2023 .
  79. Keith Horner. (англ.) . chandos.net . Chandos Records (2 августа 2019). Дата обращения: 20 октября 2023.
  80. Keith Horner. (англ.) . highresaudio.com (2 августа 2019). Дата обращения: 20 октября 2023.
  81. (фр.) . Montreal: www.quebecinterculturel.gouv.qc.ca. 21 October 2020 . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  82. (фр.) . Montreal: culturepourtous.ca . Дата обращения: 20 ноября 2023 .
  83. (фр.) . quebec.ca . Government of Quebec. Дата обращения: 8 ноября 2023.
  84. Claudio Ricignuolo. (фр.) . orchestremetropolitain.com . Дата обращения: 18 октября 2023.
  85. Stéphane Blais (2020-06-23). (фр.) . lapresse.ca . Дата обращения: 18 декабря 2023 .
  86. Béatrice Cadrin, Béatrice (14 May 2022). (фр.) . ludwig-van.com . Дата обращения: 18 октября 2023 .
  87. (англ.) . radio-canada.ca. 1 August 2022 . Дата обращения: 18 октября 2023 .
  88. Jason Pitkevich. (англ.) . mail.snjm.qc.ca . SNJM Website. Дата обращения: 18 декабря 2023.
  89. (фр.) . longueuil.quebec . Дата обращения: 18 октября 2023.
  90. (англ.) . chandos.net . Chandos Records. Дата обращения: 18 сентября 2023.
  91. (англ.) . www.chandos.net . Дата обращения: 18 сентября 2023.
  92. (англ.) . AllSands.com. Дата обращения: 21 февраля 2009. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  93. Soraya Gallant. (англ.) . editions.covecollective.org (4 апреля 2018). Дата обращения: 2 января 2023.
  94. Edward Carruthers Woodley. . — B. Blom, 1931. — ISBN 0405091028 .
  95. Leonard Turnevicius, Leonard (10 August 2023). (англ.) . The Hamilton Spectator . Дата обращения: 18 октября 2023 .
  96. Beregovsky, Moishe. 4. Jewish Instrumental Folk Music (1937) // : [ англ. ] / Slobin. — Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1982. — P. 530–48. — ISBN 081227833X .
  97. Rubin, Joel E. New York klezmer in the early twentieth century : the music of Naftule Brandwein and Dave Tarras. — Rochester, NY : Boydell & Brewer, 2020. — P. 29. — ISBN 9781580465984 .
  98. Philip Thomas, Philip. (англ.) . folkradio.co.uk . Дата обращения: 23 сентября 2023 .
  99. Roger Blackburn. (англ.) . www.musicweb-international.com . Дата обращения: 23 сентября 2023.
  100. Stephen Barber, Stephen. (англ.) . www.musicweb-international.com . Дата обращения: 23 сентября 2023 .
  101. (англ.) . floriusmusic.com . Дата обращения: 20 октября 2023.
  102. John Threlfall. (англ.) . finearts.uvic.ca . University of Victoria (19 марта 2018). Дата обращения: 20 октября 2023.
  103. Daniel Foley. (англ.) . thewholenote.com (25 февраля 2009). Дата обращения: 18 октября 2023.
  104. Robert Markow. (англ.) . outhere-music.com (16 сентября 2008). Дата обращения: 18 октября 2023.
  105. Nadia Turbide, Nadia (28 June 2011). (англ.) . www.thecanadianencyclopedia.ca . Дата обращения: 23 сентября 2023 .
  106. (англ.) . www.chandos.net (март 2004). Дата обращения: 23 сентября 2023.
  107. (англ.) . musicbrainz.org . Дата обращения: 23 сентября 2023 .
  108. Stephen Barber, Stephen (2 May 2018). (англ.) . musicweb-international.com . Дата обращения: 19 октября 2023 .
  109. Yaakov Mazor. (англ.) . jewish-music.huji.ac.il . Jewish Music Research Centre. Дата обращения: 19 октября 2023.
  110. Ruth Bedevian. (англ.) . Armenian News Network / Groong . University of Southern California (15 февраля 2007). Дата обращения: 19 октября 2023.
  111. (англ.) . collections.cmccanada.org . Canadian Music Centre. Дата обращения: 19 октября 2023.
  112. David Nice, David (6 August 2020). (англ.) . classical-music.com . Дата обращения: 18 сентября 2023 .
  113. Guy Rickards, Guy (1 August 2020). (англ.) . Gramophone Magazine . Дата обращения: 18 сентября 2023 .
  114. Michael Church, Michael (8 August 2023). (англ.) . classical-music.com . Дата обращения: 22 сентября 2023 .
  115. Gregor Tassie, Gregor (24 July 2023). (англ.) . MusicWeb International . Дата обращения: 22 сентября 2023 .
  116. Frédéric Cardin, Frédéric (16 June 2023). (англ.) . panm360.com . Дата обращения: 22 сентября 2023 .
  117. Stéphane Blais (23 June 2020). (фр.) . Montreal, Canada: La Presse Canadienne . Дата обращения: 6 февраля 2020 .
  118. Emmanuel Bernier. (фр.) . plus.lapresse.ca . La Presse. Дата обращения: 7 октября 2023.
  119. Christophe Huss (2010-10-26). (фр.) . Montreal , Canada: Le Devoir. из оригинала 20 февраля 2019 . Дата обращения: 2 февраля 2020 .
  120. (англ.) . outhere-music.com . Дата обращения: 23 сентября 2023.
  121. Культура.РФ (2019-10-06). . Montreal , Canada: Культура.РФ. из оригинала 10 февраля 2021 . Дата обращения: 2 февраля 2020 .
  122. . moscowseasons.com . Moscow Seasons (6 октября 2019). Дата обращения: 7 октября 2023.
  123. (англ.) . theviolinchannel.com . The Violin Channel (17 августа 2021). Дата обращения: 7 октября 2023.
  124. (фр.) . placedesarts.com (2 ноября 2021). Дата обращения: 13 октября 2023.
  125. Christophe Huss. (фр.) . www.ledevoir.com . Le Devoir (3 ноября 2021). Дата обращения: 7 октября 2023.
  126. Josianne Desloges (2011-01-25). (фр.) . Quebec, Canada: Le Soleil. из оригинала 26 февраля 2016 . Дата обращения: 2 февраля 2020 .
  127. Claude Gingras (2012-07-31). (фр.) . Montreal, Canada: La Presse. из оригинала 20 февраля 2019 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  128. Maureen Buja (2015-04-26). (англ.) . interlude.hk. из оригинала 20 июля 2019 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  129. (польск.) . radiopoznan.fm . Дата обращения: 18 октября 2023.
  130. Marianne Dandurand (2013-08-02). (фр.) . Magog, Canada: Le Reflet du Lac – Journal Magog. из оригинала 24 ноября 2015 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  131. (рус.) . kazan-news.net . Новости Казани (5 марта 2022). Дата обращения: 3 ноября 2023.
  132. Julan Haylock (2012-03-12). (фр.) . Quebec, Canada: The Strad. Архивировано из 4 мая 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  133. (фр.) . Longueuil: Les Journees de la Culture. 2015-09-26. Архивировано из 4 марта 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  134. (англ.) . Toronto: www.tocentre.com. из оригинала 1 октября 2015 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  135. (нем.) . puls24.at . Puls 24 (21 сентября 2022). Дата обращения: 19 октября 2023.
  136. (англ.) . young-euro-classic.de . Young Euro Classic. Дата обращения: 19 октября 2023.
  137. (англ.) . theviolinchannel.com . The Violin Channel (13 июня 2021). Дата обращения: 19 октября 2023.
  138. (англ.) . limelightmagazine.com.au . Limelight Magazine (4 декабря 2019). Дата обращения: 19 октября 2023.
  139. (фр.) . Rimouski , Canada: bicmusique.com. 2012-05-11. из оригинала 5 июля 2017 . Дата обращения: 23 ноября 2015 . ,
  140. Claude Gingras (2013-05-15). (фр.) . Montreal , Canada: La Presse. из оригинала 26 февраля 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  141. (фр.) . Дата обращения: 24 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
  142. (англ.) . Montreal , Canada: Canadian Music Centre. из оригинала 16 января 2018 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  143. . Kazan, Russia: la-primavera.org. 2002-12-11. из оригинала 26 февраля 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  144. . Montreal, Canada: Kleztory .com. из оригинала 1 января 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  145. . Montreal, Canada: analekta.com. из оригинала 10 марта 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  146. . Montreal, Canada: archambault.ca. 2012-11-16. из оригинала 24 ноября 2015 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  147. . Montreal, Canada: quatuoralcan.com. Архивировано из 15 сентября 2015 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  148. . USA: lwarnerclassics.com. 2013-08-01. из оригинала 24 ноября 2015 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .
  149. . Canada: www.thewholenote.com. 2017-10-31. из оригинала 1 января 2018 . Дата обращения: 2 февраля 2020 .
  150. . Canada: ledevoir.com. 2017-03-17. из оригинала 31 декабря 2017 . Дата обращения: 2 февраля 2020 .
  151. от 27 июня 2020 на Wayback Machine . Retrieved 9 May 2020
  152. от 6 июня 2020 на Wayback Machine . Retrieved 9 May 2020
  153. от 4 февраля 2021 на Wayback Machine . Retrieved 5 November 2020
  154. (амер. англ.) . Strings Magazine (4 апреля 2022). Дата обращения: 14 октября 2023.
  155. (англ.) . Chandos Records . Дата обращения: 14 октября 2023.
  156. (англ.) . Canada: TED Magazine. 21 September 2023 . Дата обращения: 16 октября 2023 .
  157. (англ.) . Canada: Apple Music. 13 October 2023 . Дата обращения: 16 октября 2023 .
  158. (фр.) . Montreal, Canada: airelibre.tv. 17 November 2015. Архивировано из 25 ноября 2015 . Дата обращения: 23 ноября 2015 .

Ссылки

Источник —

Same as Ишмуратов, Айрат Рафаилович