Interested Article - Кюи, Цезарь Антонович

Портрет Цезаря Кюи кисти Константина Маковского

Це́зарь Анто́нович Кюи́ (имя при рождении Цезарий-Вениамин Кюи ; 6 [18] января 1835 , Вильна 26 марта 1918 , Петроград ) — русский композитор и музыкальный критик , член « Могучей кучки » и Беляевского кружка , заслуженный профессор фортификации , инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер , в их числе « Сын мандарина » (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне , 1869), « Анджело » (на сюжет драмы Виктора Гюго , 1875), « Сарацин » (по сюжету Александра Дюма-отца , 1898), « Капитанская дочка » (по А. С. Пушкину , 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей , фортепиано , скрипки , виолончели ; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации . Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), « Эоловы арфы » (слова А. Н. Майкова ) и др.

Биография

Родился 6 января 1835 года в городе Вильне (современный Вильнюс ). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии . Раненный в 1812 году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года , обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич , преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Цезарь Кюи общался на французском, с другими членами семьи на литовском либо на польском, а с братьями-гимназистами с 5 лет общался на русском . Старший брат Цезаря, Александр (1824—1909), стал впоследствии известным архитектором .

В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена , оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся всего семь месяцев.

В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в прапорщики . В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики . Был оставлен при академии репетитором топографии , а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника . В связи с началом русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева , в 1877 году был командирован на театр военных действий, где производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем . В 1878 году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба , Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской . В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры .

Ц. А. Кюи в 1870

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II , а также нескольким великим князьям. В 1906 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала .

Ученики профессора Кюи

  • Цесаревич Николай, будущий император Николай II
  • Великие князья: Сергей Александрович, Александр Александрович, Николай, Михаил, Георгий и Сергей Михайловичи, Пётр Николаевич
  • герцоги Г. Г. Макленбург-Стрелицкий и М. М. Макленбург-Стрелицкий
  • Принц Сиама Чакрабон и его адъютант Найпум
  • Яблочков П. Н , русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен» , изданы в Москве в 1901 г.), но всерьёз заниматься сочинением музыки начал лишь после окончания академии . На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова — дуэт «Так и рвётся душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советчиком, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг (1836—1899), ученице Даргомыжского. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы её фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) — идея, явно навеянная Шуманом , имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества (14 декабря 1859 года) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы « Кавказский пленник » (1857—1858), позже переделанную в трёхактную и поставленную в 1883 году на сцене Мариинского театра в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в лёгком жанре « Сын Мандарина » (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично — в Клубе художников в Петербурге (1878).

Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке . В 1896—1904 годах Кюи — председатель Дирекции Санкт-петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества , а в 1904 г. — его почётный член.

Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище . В 1936 г. его прах перезахоронен в Некрополе мастеров искусств .

В Харькове именем Цезаря Кюи названа улица .

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1867—1868 — доходный дом Синебрюховой — Гагаринская набережная (ныне — набережная Кутузова), 16, кв. 11
  • 1891 — 26.03.1918 года — доходный дом Степанова — набережная реки Фонтанки, 38.

Музыка

И. Е. Репин . Портрет Ц. А. Кюи

Реформаторские начинания в области драматической музыки, отчасти под влиянием Даргомыжского , в противовес условностям и банальностям итальянской оперы выразились в опере « Вильям Ратклиф » (на сюжет Гейне ), начатой (в 1861 г.) ещё ранее «Каменного гостя». Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них не столько кантилены (всё же являющейся там, где требует текст), сколько мелодического, певучего речитатива, трактовка хора как выразителя жизни масс, симфоничность оркестрового сопровождения — все эти особенности, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной (особенно в гармонии) сделали «Ратклифа» новым этапом в развитии русской оперы, хотя музыка «Ратклифа» и не имеет национального отпечатка. Слабейшей стороной партитуры «Ратклифа» была оркестровка. Значение «Ратклифа», поставленного в Мариинском театре (1869), не было оценено публикой, может быть, и ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор (письмом в редакцию « Санкт-Петербургских Ведомостей »), прося публику не посещать представлений его оперы (о «Ратклифе» см. статью Римского-Корсакова в «Санкт-Петербургских Ведомостях» 14 февраля 1869 г. и в посмертном издании его статей). «Ратклиф» вновь появился в репертуаре лишь спустя 30 (29) лет (на частной сцене в Москве). Подобная же участь постигла « Анджело » (1871—1875, на сюжет В. Гюго ), где те же оперные принципы получили своё полное завершение. Поставленная в Мариинском театре (1876), опера в репертуаре не удержалась и была возобновлена лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910 г., в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Больший успех «Анджело» имел в Москве (Большой театр, 1901). К тому же времени (1872) относится и «Млада» (1 акт; см. Бородин). Рядом с «Анджело» по художественной законченности и значительности музыки можно поставить оперу «Flibustier» (русский перевод — «У моря»), написанную (1888—1889) на текст Жана Ришпена и шедшую, без особого успеха, только в Париже, на сцене Opera Comique (1894). В музыке её французский текст трактован с той же правдивой выразительностью, как русский — в русских операх Кюи. В остальных произведениях драматической музыки: «Сарацин» (на сюжет «Карл VII у своих вассалов» А. Дюма , соч. 1896—1898; Мариинский театр, 1899); «Пир во время чумы» (соч. 1900; исполнена в Санкт-Петербурге и Москве); «M-lle Фифи» (соч. 1900, на сюжет Мопассана; исполнена в Москве и Петрограде); « Матео Фальконе » (соч. 1901, по Мериме и Жуковскому , исполнена в Москве) и « Капитанская дочка » (соч. 1907—1909, Мариинский театр, 1911; в Москве, 1913) Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдаёт (отчасти в зависимости от текста) явное предпочтение кантилене.

В отдельную рубрику следует выделить музыкальные произведения для детей . Композитор создал ряд разнообразных и разнохарактерных произведений для детей, в которых проявил много простоты, нежности, грации и остроумия:

После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи (около 400), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепианной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические — область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи даёт целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремится выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта ( Ришпена , Пушкина , Некрасова , графа А. К. Толстого ).

К вокально-хоровой музыке относится около 70 хоров и 2 кантаты: 1) «В честь 300-летия Дома Романовых» (1913) и 2) «Твой стих» (1914, слова И. Гриневской), в память М. Ю. Лермонтова . В инструментальной музыке — для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов — Кюи не так типичен, но и в этой области им написаны: 4 сюиты (одна из них — 4 — посвящена M-me Mercy d’Argenteau, большому другу Кюи, для распространения сочинений которого во Франции и Бельгии она сделала очень много), 2 скерцо, тарантелла (есть блестящая фортепьянная транскрипция Ф. Листа), «Marche solennelle» и вальс (ор. 65). Затем идут 3 струнных квартета, много пьес для фортепиано, для скрипки и для виолончели. Всего композитором издано (до 1915 г.) 96 опусов; в это число не входят оперы и другие сочинения (свыше 10): например конец 1-й сцены в «Каменном Госте» Даргомыжского (дописанный согласно предсмертной воле последнего).

Талант Кюи — более лирический, чем драматический, хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма; особенно ему удаются женские характеры. Мощь, грандиозность чужды его музыке. Всё грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен в ритмике, имеет редкое обращение к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полёта мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера.

Музыкальный критик

Могила Ц. А. Кюи и его супруги Мальвины Рафаиловны на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре ( Санкт-Петербург )

Начавшаяся в 1864 году (« Санкт-Петербургские Ведомости ») и продолжавшаяся до 1900 года («Новости») музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой, прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и «новой русской музыкальной школы», литературный блеск, остроумие создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая во французской прессе и издав свои статьи из «Revue et gazette musicale» (1878—1880) отдельной книжкой «La musique en Russie» (П., 1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков ( Моцарта , Мендельсона ) и отрицательное отношение к Рихарду Вагнеру . Отдельно изданы им: «Кольцо Нибелунгов» (1889); «История фортепианной литературы» курс А. Рубинштейна (1889); «Русский романс» (СПб., 1896).

С 1864 года выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки , А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской школы», а также новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского . Опера Кюи ( Мариинский театр , Санкт-Петербург ) отразила эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем Кюи как критику присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные его творчеству и в дальнейшем. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг.

Труды по фортификации

Кюи — автор капитальных научных трудов по фортификации , создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генерального штаба . Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.

Сочинения Кюи по военно-инженерному делу: «Краткий учебник полевой фортификации» (7 изданий); «Путевые заметки инженерного офицера на театре войны в европейской Турции» («Инженерный Журнал»); «Атака и оборона современных крепостей» («Военный Сборник», 1881); «Бельгия, Антверпен и Бриальмон» (1882); «Опыт рационального определения величины гарнизона крепости» («Инженерный Журнал»); «Роль долговременной фортификации при обороне государств» («Курс Ник. Инженерной Академии»); «Краткий исторический очерк долговременной фортификации» (1889); «Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ» (1892); «Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения» (1892). — См. В. Стасов «Биографический очерк» («Артист», 1894, № 34); С. Кругликов «Вильям Ратклиф» (там же); Н. Финдейзен «Библиографический указатель музыкальных произведений и критический статей Кюи» (1894); «С. Cui. Esquisse critique par la C-tesse de Mercy Argenteau» (II, 1888; единственное по обстоятельности сочинение о Кюи); П. Веймарн «Цезарь Кюи как романсист» (СПб., 1896); Коптяев «Фортепианные произведения Кюи» (СПб., 1895).

Награды

Российские:

Иностранные:

Музыкальные произведения

Оперы

Кюи закончил две оперы других композиторов:

Романсы

  • Истомленная горем = Il dolor e l’affano! (

Литературные произведения Кюи

По музыке

Сборники

  • Избранные статьи / Ц. А. Кюи; сост., авт. вступительной ст. и примеч. И. Л. Гусин; Гос. научно-исследовательский ин-т театра и музыки. — Ленинград: Гос. музыкальное изд-во, 1952. — LXVII, [1], 690, [1] с., [1] л. портр.: нот., портр.
  • Избранные статьи об исполнителях / [Сост., ред., вступ. статья, с. 3—18, и примеч. И. Л. Гусина]. — Москва: Музгиз, 1957. — 276 с., 10 л. портр. — (Русская классическая музыкальная критика)
  • Музыкально-критическiя статьи. Т. 1: С портр. автора / Ц. А. Кюи Предисл. А. Н. Римского-Корсакова. — Петроград: ред. журн. «Музыкальный современник», 1918. — VIII, 363 с.

Монографии

  • История литературы фортепианной музыки / Курс А. Г. Рубинштейна. 1888—89; Сост. Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: типо-лит. Р. Голике, 1889. — 79 с.: портр. (Статьи впервые напечатаны в 1889 г. в «Неделе» под загл.: «Сеансы А. Г. Рубинштейна. Курс истории литературы фортепианной музыки»; в «L’Art, revue bimensuelle illustree » под загл.: «Cours de litterature musicale des oeuvres pour le piano au Conservatoire de Saint Petersbourg.»)
  • . (Статьи впервые напечатались в 1876 г. в СПб ведомостях под загл. Байрейтское музыкальное торжество .)
  • La musique en Russie. Paris: G. Fischbacher, 1880; rpt. Leipzig: Zentralantiquariat der Deutschen Demokratischen Republik, 1974. (Статьи впервые напечатаны в 1880 г. в «Revue et Gazette Musicale de Paris.»)
  • Русский романс: Очерк его развития. — Санкт-Петербург: Н. Ф. Финдейзен, 1896. — [6], 209, [3] с., 1 л. портр. (Впервые: «Артист». 1845. № 45, январь, с. 7—13, № 46, февраль, с. 5—16. Продолжение: «Неделя». 1845. № 25—31 под названием: «Очерк развития русского романса [лекция, прочитанная Ц. А. Кюи 23 февраля 1895 г. в С.-Петербургском Обществе музыкальных собраний]» // Русская музыкальная газета. 1895, № 4—6, стлб. 252—263, 362—368)

Разные

  • «A Historical Sketch of Music in Russia» («Исторический очерк музыки в России» [на английском языке]) The Century Library of Music. Ed. by Ignace Jan Paderewski. Vol. 7. New York: The Century Co., 1901, pp. 197—219.

По фортификации

  • Атака и оборона современных крепостей: (Разраб. этого вопр. в Пруссии) — Санкт-Петербург: тип. Деп. уделов, 1881. — [2], 36 с., 3 л. черт. (Из «Военного сборника » за 1881, No 7)
  • Бельгия, Антверпен и Бриальмон. Спб: Тип. Деп. уделов, 1882. (Из «Инженерного журнала», 1881, No. 11)
  • Записки полевой фортификации: Курс млад. класса Николаев. инж. и Михайлов. арт. уч-ща / Сост. Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. А. М. Котомина, 1873. — [2], 37 с., 9 л. черт.
  • История крепостей Европы и России / Цезарь Кюи. — Москва: Абрис, 2019. — 255 с.: ил., цв. ил., карты, портр. — ISBN 978-5-00111-479-6
  • Краткий учебник полевой фортификации: с 19 лист. чертежей — Санкт-Петербург: Изд. н.св, 1881. — 161 с.
  • Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения / Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. и лит. В. А. Тиханова, 1892. — [2], 41 с., 1 л. черт.
  • Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей. — Санкт-Петербург: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899. — 18 с. (3-я премия «Инженерного журнала»)
  • Полевая фортификация: Курс Николаев.-инж., Михайлов.-арт. и Николаев.-кавалер. уч-щ / Сост. Ц. Кюи. — 2-е изд., просм. и доп. — Санкт-Петербург: тип.-лит. Арнгольда, 1877. — 45 с., 10 л. черт.
  • Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции / [Соч.] Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. Деп. уделов, 1878. — [2], 42 с., 8 л. ил. (Из «Инженерного журнала » , 1878, No 8, 9.)
  • Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий. Спб: 1901. (Общество ревнителей военных знаний, No 37, 24 янв. 1901 г.)
  • Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ / Сост. заслуж. проф. Николаев. инж. акад. инж. ген.-м. Ц. Кюи. — Казань: Казан. пехот. юнкер. уч-ще, 1892. — IV, 192, II с.

Письма

  • Избранные письма / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. И. Л. Гусин. — Ленинград: Музгиз, 1955. — 754 с., 1 л. портр.: ил., нот. ил.
  • Анри Муселак. Французское происхождение русского композитора Цезаря Антоновича Кюи. . 1979. № 10

В кинематографе

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 мая 2016. 11 июня 2016 года.
  2. Назаров, А.ф. Цезарь Антонович Кюи (Moscow: Muzyka, 1989), С. 14-15
  3. С 1854 г. Александр Антонович жил в Воронеже , где в 1858—1859 гг. руководил работами по сооружению монумента Петру I (архитектор Д. И. Гримм /замысел/ и скульптор А. Е. Шварц /реализация/; памятник утрачен в годы Великой Отечественной войны — см. о его реконструкции в статье о скульпторе Г. А. Шульце ). В июле 1870 г. он был назначен губернским архитектором и прослужил в этой должности 36 лет. А. А. Кюи был активным общественным деятелем, в 80-90-е гг. XIX в. он неоднократно был вице-директором Воронежского отделения Русского музыкального общества .
    См.: · Акиньшин А. Зодчие Воронежа // Подъём. — 1988. — № 4. — С. 125.
    · . Воронеж on line. Дата обращения: 15 июля 2015. 22 марта 2014 года.
  4. // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
  5. Е. В. Конюхова. // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. Вып. 20. — М. : Студия ТРИТЭ: Рос. архив, 2011. — С. 683. — 775 с. — ISBN 978-5-85302-520-2 .
  6. Н. Жуковская, А. Шнейдер, научные сотрудники Центрального государственного военно-исторического архива. // Огонёк : журнал. — 1959. — Июнь ( № 25 ). — С. 30 .
  7. . ИСТОРИЯ.РФ . Дата обращения: 25 октября 2019. 25 октября 2019 года.
  8. . classic-online.ru . Дата обращения: 25 октября 2019. 25 октября 2019 года.
  9. воспоминания товарища Кюи, драматурга В. А. Крылова, «Исторический Вестник», 1894, II
  10. . funeral-spb.narod.ru. Дата обращения: 21 сентября 2019. 10 сентября 2019 года.
  11. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859—1909) / По случаю исполнившегося 50-летия Императорского Русского музыкального общества, по поруч. Дир. С.-Петерб. отд. сост. Ник. Финдейзен. — Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1909. — С. 44. — 240 с.
  12. . Улицы и площади Харькова: Историко-информационный справочник (2 января 2012). Дата обращения: 25 октября 2019. 25 октября 2019 года.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Список генералам по старшинству на 15 апреля 1914. — СПб, 1914.
  • Амари. Пятеро и другие / Мих. Цетлин. — 2. изд. — Нью-Йорк: Цетлин, 1953. — 398 с.
  • В. В. Стасов . . Биографический очерк. 1894 .
  • Бернандт Г. Б. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736—1959): словарь — Москва: Советский композитор, 1962. — 554 с.
  • Mercy-Argenteau, (La Comtesse de), César Cui: esquisse critique. Paris: Fischbacher, 1888.
  • Edward Wrocki. Cezary Cui. Życie i działalność. 1835—1918 . Warszawa, 1925. .
  • Назаров А. Ф. Цезарь Антонович Кюи. Moskva: Muzyka, 1989.
  • Neef, Sigrid. Handbuch der russischen und sowjetischen Oper . 1. Aufl. Kassel: Bärenreiter, 1989, c1985.
  • Neef, Sigrid. Die Russischen Fünf: Balakirew, Borodin, Cui, Mussorgski, Rimski-Korsakow . Berlin: E. Kuhn, 1992.
  • Neff, Lyle Kevin. Story, style, and structure in the operas of César Cui . Ph.D. dissertation, Indiana University, United States — Indiana. Retrieved June 20, 2010, from Dissertations & Theses: A&I. (Publication No. AAT 3054368) ( )
  • Norris, Geoffrey and Neff, Lyle. "Cui, César [Kyui, Tsezar' Antonovich], " Grove Music Online . Ed. L. Macy. (Accessed 26 November 2005), < > (Subscription required)
  • Стасов В. В. «Цезарь Антонович Кюи: биографический очерк» // Артист, 1894. № 34. — с. 147—160.
  • Стасов В. В. «Цезарь Антонович Кюи: биографический очерк» / Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка: В трех томах. Т. 3. Москва: Искусство, 1952, с. 387—408.
  • Taruskin R . «Little Star». An Etude in the Folk style // In Memorian. 1881—1981. Ann Arbor., Michigan, 1982.
  • П. А. Боровик. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXIX : « Крисп — ». — С. 534-535. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-033-2 .

Сноски

  1. . «Вторая литература»: Электронный архив зарубежья имени Андрея Синявского . Дата обращения: 25 октября 2019. 25 октября 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Кюи, Цезарь Антонович