Interested Article - Джоселин Бракелондский
- 2020-12-06
- 1
Джоселин Бракелондский , или Брэклондский , он же Жослен де Бракелонд ( англ. Jocelyn de Brakelond, Jocelin de Brakelonde , лат. Iocelinus de Brakelonda , около 1155 — после 1210 или 24 апреля 1215 ) — английский хронист , монах- бенедиктинец из в Суффолке , автор латинской «Хроники деяний Самсона, настоятеля обители Святого Эдмунда» ( лат. Chronica Jocelini de Brakelonda de Rebus Gestis Samsonis Abbatis Monasterii Sancti Edmundi ).
Биография
Являлся уроженцем Бери-Сент-Эдмундс , где в Средние века две улицы носили название Бракелонд . Судя по имени и особенностям употребляемой им церковной латыни , семья его имела нормандские корни . Не позже 1170 года, в возрасте 14 или 15 лет , он стал послушником в аббатстве , под началом , который сам принял там монашеский сан в 1166-м, четырьмя годами ранее , но уже курировал обучение новичков, а спустя несколько лет стал сначала подризничим , а затем библиотекарем .
Известный антикварий эпохи Тюдоров Джон Бейл в четвёртом издании своего «Каталога наиболее прославленных писателей Британии» (1559) ошибочно утверждал, что Джоселин учился в Кембридже , где университет возник лишь в конце его жизни (1209). Более вероятно, что он получил образование в Сент-Эдмундсбери, где в 1173 году, при настоятеле Хьюго (1157—1181), принял постриг , вступив в бенедиктинский орден .
В своей хронике он позже писал, что хотя аббат Хьюго был кротким и благочестивым, управлять общиной он не умел, находясь «под влиянием дурных советников», в результате чего монастырь пришёл в упадок, его владения были разорены, а братия не соблюдала предписаний устава . В 1181 году, отправившись в паломничество в Кентербери к гробнице Св. Томаса Бекета , одряхлевший Хьюго упал с лошади близ Рочестера и сломал ногу. Несмотря на все усилия врачей, он скончался вскоре по возвращении в монастырь, и место настоятеля оказалось вакантным. В феврале 1182 года монахи Сент-Эдмундсбери избрали новым аббатом завоевавшего себе к тому времени непререкаемый авторитет Самсона Тоттингтонского, который вполне оправдал ожидания братии. Судьба обители заметно изменилась при нём к лучшему, и Джоселин, в течение шести лет, с 1182 по 1188 год, служивший ему капелланом , подробно описывает все его полезные начинания.
Десять лет спустя Джоселин заведовал монастырской гостиницей в должности госпитиариуса ( лат. hospitiarius ) , а затем отвечал за раздачу милостыни, в каковой должности ( лат. elemosinarius ) фигурирует в документах ещё в 1212 году . Записей о смерти его не сохранилось, ясно лишь, что он пережил своего покровителя Самсона Тоттингтонского (ум. 1211). Несомненно, он принимал участие в избрании преемника последнего (1215—1229), и в последний раз упоминается 24 апреля 1215 года, когда советовался с новым настоятелем по поводу монастырских земельных угодий .
Сочинения
Хроника Джоселина Бракелондского была закончена им вскоре после 1202 года и испытала на себе сильное влияние агиографической традиции Сент-Эдмундсбери . Хронологически она охватывает время с 1173 года , событий мятежа сыновей Генриха II , в частности, , до 1202 года, ознаменовавшегося конфликтом аббатства Св. Эдмунда с аббатством Св. Этельреды в Или ( Кембриджшир ) из-за рынка в Лейкенхите . Она даёт подробное представление о повседневной жизни, хозяйственных занятиях и религиозных практиках монашеской общины Англии конца XII столетия. Помимо традиционных рассказов о церковных праздниках, стихийных бедствиях, пожарах , знамениях и чудесах , в ней приводятся интересные бытовые подробности, вплоть до устройства уборных и водяных часов аббатства, сообщаются сведения о рационе и распорядке дня его насельников, а также детали избрания и утверждения новых настоятелей. Уникальность труда заключается и в обстоятельном описании политики монастырской администрации, которую в своё время считали чуть ли не образцовой .
Рассказывая о деятельности аббата Самсона (1182—1211), Джоселин говорит, что «пребывал с ним денно и нощно в течение шести лет» . Восторженная картина, которую он рисует со своего настоятеля, на редкость интимна и откровенна . Прежде всего он повествует о юных годах аббата, якобы увидевшего Сент-Эдмундсбери во сне и уговорившего свою мать отдать его туда на обучение и пострижение. Получив образование в Париже и побывав в Риме , Самсон сызмальства отличался мудростью и красноречием, но отнюдь не ангельским характером, за что в годы настоятельства своего предшественника побывал даже в монастырской темнице . Однако безвременная кончина Хьюго I и внутренние неурядицы заставили избранную монастырским приором коллегию из двенадцати монахов 22 февраля 1182 года утвердить его кандидатуру у короля в в Эссексе .
В описанных хронистом выборах нового аббата Сент-Эдмундсбери известный британский историк и философ XIX века Томас Карлейль видит «в высшей степени важный общественный акт» . По его утверждению, «героический народ избирает героев» , а «избирательные приемы народа суть точный образ его избирательного таланта» , в силу чего любой народ достоен избранного им лидера или вождя, становящегося для него примером для подражания .
Невзирая на то, что аббат Самсон не только не имел, по словам своего летописца, какого-либо опыта управления, но и ни разу не участвовал в заседании суда, ему удалось поправить дела обители, защитив от притязаний и освоив немало её земель, отстроив в ней больницу, школу и соборный алтарь , а также украсив раку Св. Эдмунда . В заслугу ему Джоселин ставит и поездки во Францию для переговоров с Ричардом Львиное Сердце по поводу условий военной службы как местного рыцарства , так и пэров королевства . В частности, настоятелю удалось повысить размер собиравшихся с каждого из 50 рыцарей монастыря «щитовых денег» с 29 пенсов до 3 шиллингов .
Обращает на себя внимание заметное равнодушие Джоселина к событиям внешнеполитическим, не говоря уже о столичных интригах. Интересы его сосредоточены на его родной обители, и о начале, к примеру, Третьего крестового похода (1189) он лишь упоминает, не забыв при этом под 1193 годом отметить, что когда король Ричард по возвращении из Святой земли попал в австрийский плен, аббат Самсон публично пообещал вызволить своего государя. При этом под 1198 годом он уже бесстрастно замечает, что хотя деньги для выкупа короля собирали по всей стране, Сент-Эдмундсбери оказалось одной из немногих обителей, уклонившихся от этого . Преемник Ричарда Иоанн Безземельный фигурирует в хронике лишь в сообщениях о визите его в аббатство в 1199 году накануне своей коронации и об избрании там в 1215 году настоятелем его ставленника Хьюго II.
Значительный интерес представляет рассказ Джоселина о судьбе англонормандского аристократа барона Генри де Эссекса (ум. 1170) , попавшего в опалу при короле Генрихе II Плантагенете из-за трусости, проявленной в походе 1157 года в Уэльс . Несмотя на то, что история эта была при дворе забыта, претендовавший на земли барона Роберт де Монфор вызвал его в 1163 году на судебный поединок в Рединге ( Беркшир ), который тот проиграл. Раненого Генри оставили умирать на поле боя, но монахи соседнего аббатства Апостола Иоанна сумели выходить его, после чего король позволил опальному барону постричься в этой обители, конфисковав его земли. И ушедший от мира Генри скончался в 1170 году в Редингском аббатстве в молитве и покаянии.
Литературный стиль Джоселина доступен и прост, но язык не отличается изяществом и далёк от классической латыни . «Этот человек, — пишет о нём Карлейль, — терпелив, миролюбив, любвеобилен, радостен и открыт для любого общения. В нём мудрость простоты и бездна естественности, правдивость, что глубже всяких слов» .
Джоселин охотно цитирует в своём труде классиков, в частности, Вергилия , Горация и Овидия , а также заимствует целые пассажи из «Исторических записок» ( лат. Ymagines Historiarum ) декана лондонского собора Св. Павла Радульфа де Дисето (1199) . Помимо этой хроники, он, несомненно, использовал в качестве источников анналы Сент-Эдмундсбери и документы монастырского архива , опираясь также на собственные воспоминания.
Сочинение Джоселина Бракелондского было широко известно в Сент-Эдмундсбери в XIII—XIV столетиях, в частности, им пользовался местный монастырский летописец Джон из Такстера (ум. 1265), но впоследствии оно надолго было забыто.
Вышеназванный антикварий XVI века Роберт Бейл также ошибочно приписывал Джоселину трактат о избрании в 1215 году аббата Хьюго Нортволдского «De Electione Hugonis Abbatis», сохранившийся той же рукописи , что и текст хроники . По словам самого Джоселина, перу его принадлежало агиографическое сочинение о чудесах — отрока, якобы умерщвлённого, подобно Вильяму Норвичскому , в 1181 году в Бери местными евреями , но до наших дней оно не дошло .
Рукопись и издания
Хроника Джоселина Бракелондского дошла до нас в единственном манускрипте XIII века из собрания Харли Британской библиотеки ( Harleian MS 1005 ) . Впервые латинский текст её опубликовал в 1840 году в Лондоне для историк и антикварий , а в 1844-м писатель и правовед выпустил её первый английский перевод под заголовком «Монашеская и общественная жизнь в XII столетии по хронике Джоселина Бракелондского» ( англ. Monastic and Social Life in the Twelfth century, as exemplified in the Chronicle of Jocelin of Brakelond ) . Именно этот перевод использовал вышеназванный Томас Карлейль в своём историко-философском эссе «Прошлое и настоящее» ( англ. Past and present , 1843), где он противопоставил средневековую европейскую культуру новой викторианской , приводя в качестве примера деятельность аббата Самсона Тоттингтонского.
В 1890 году филолог выпустил оригинальное издание хроники в первом томе собрания «Memorials of St. Edmund's Abbey», опубликованного в академической Rolls Series . Новый комментированный английский перевод хроники, выполненный Лайонелом Сесилом Джейном, вышел в 1903 году в Лондоне под редакцией известного историка-фольклориста и в 1907 году там же был переиздан с предисловием церковного историка аббата Фрэнсиса Гаскея . Заново отредактированный перевод с обстоятельным предисловием профессора средневековой истории Лондонского университета и научными комментариями медиевиста Джейн Элеонор Сэйерс увидел свет в 1998 году в Оксфорде , и там же в 2009-м был переиздан.
См. также
Примечания
- от 22 декабря 2022 на Wayback Machine : платформа открытых данных — 2011.
- от 22 декабря 2022 на Wayback Machine // SUDOC .
- ↑ Murdoch Brian. от 14 мая 2022 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston, 2016.
- ↑ Hunt William. от 7 декабря 2022 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography. — Vol. 29. — London, 1892. — p. 397.
- от 5 декабря 2021 на Wayback Machine // VIAF — 2012.
- — Консорциум европейских научных библиотек.
- ↑ Chisholm Hugh (ed.). от 22 декабря 2022 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica, 11'th ed. — Vol. 4. — Cambridge University Press, 1911. — p. 417.
- Clarke Ernest (ed.). . — London, 1903. — p. xx.
- Carlyle Thomas. . — Boston, 1843. — p. 40.
- Gasquet Francis Aidan. — London, 1907. — p. xiv.
- Arnold Thomas (ed.). — Vol. I. — London, 1890. — p. xliv.
- Карлейль Т. Прошлое и настоящее // В кн.: Карлейль Т. Теперь и прежде. — М., 1994. — С. 220.
- ↑ Burton Edwin Hubert. от 22 декабря 2022 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . — Vol. 8. — New York, 1913.
- ↑ Arnold Thomas (ed.). . — p. lix.
- ↑ Gransden Antonia. . — London, 1974. — p. 336.
- Карлейль Т. Прошлое и настоящее. — С. 218.
- Карлейль Т. Прошлое и настоящее. — С. 225.
- Карлейль Т. Прошлое и настоящее. — С. 222.
- Карлейль Т. Прошлое и настоящее. — С. 232.
- Карлейль Т. Прошлое и настоящее. — С. 236–237.
- Контамин Ф. Война в Средние века. — СПб.: ИД «Ювента», 2001. — С. 93.
- . — London, 1907. — p. 152.
- Wright Thomas. от 4 января 2023 на Wayback Machine . — London, 1846. — p. 460.
- Carlyle Thomas. . — p. 41.
- Clarke Ernest (ed.). . — p. xxiv.
- Gasquet Francis Aidan. . — p. xvii.
- . Compiled by Steven H Silver.
Публикации
- Chronica Jocelini de Brakelonda, de rebus gestis Samsonis abbatis monasterii Sancti Edmundi. Nunc primu typis mandata curante Johanne Gage Rokewode. — Londini: Sumptibus Societatis Camdenensis, 1840. — xi, 171 p. — (Camden Society old series).
- Memorials of St. Edmund's Abbey, edited by Thomas Arnold. — Volume I. — London: Printed for H. M. Stationery Office by Eyre and Spottiswoode, 1890. — pp. 209–336. — (Rerum Britannicarum Medii Aevi Scriptores).
- The Chronicle of Jocelin Brakelond: A Picture of Monastic Life in the Days of Abbott Samson, newly edited by Sir Ernest Clarke. — London: Alexander Moring, The De La More Press, 1903. — xliii, 285 p. — (The King's Classics).
- The Chronicle of Jocelin of Brakelond, monk of St. Edmundsbury: A Picture of Monastic and Social Life on the XII'th Century. Translated and edited by Lionel Cecil Jane. — London: Chatto and Windus, 1907. — xxxvi, 255 p. — (The King's Classics).
- . Translated with an introduction and notes by Diana Greenway and Jane Eleanor Sayers. — Oxford; New York: Oxford University Press, 1998. — xxix, 152 p. — (Oxford World Classics).
Библиография
- Карлейль Т. Прошлое и настоящее // В кн.: Карлейль Т. Теперь и прежде / Сокр. пер. с англ. Н. М. Горбова . Сост., подг. текста и прим. Р. К. Медведевой. — М.: Республика , 1994. — С. 199–294. — (Библиотека этической мысли). — ISBN 5-250-02425-4 .
- Carlyle Thomas. . — Boston: C. C. Little and J. Brown, 1843. — 296 p.
- Wright Thomas. . — London: John W. Parker, 1846. — xxiii, 491 p.
- Hunt William. // Dictionary of National Biography. — Volume 29. — London: Smith, Elder & Co, 1892. — p. 397.
- Chisholm Hugh (ed.). // Encyclopædia Britannica, 11'th ed. — Volume 4. — Cambridge University Press, 1911. — p. 417.
- Burton Edwin Hubert. // Catholic Encyclopedia . — Volume 8. — New York: Robert Appleton Company, 1913.
- Gransden Antonia. . — London: Routledge and Kegan Paul, 1974. — xxiv, 610 p.
- Gerrard Daniel. Jocelin of Brakelond and the power of Abbot Samson // Journal of Medieval History. — Volume 40. — No. 1. January. — Amsterdam: Elsevier, 2014. — pp. 1–23.
- Murdoch Brian. // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.
Ссылки
- (лондонское издание 1840 г.)
- (лондонское издание 1890 г.)
- (лондонское издание 1903 г.)
- (лондонское издание 1907 г.)
- 2020-12-06
- 1