Виткевич, Станислав (живописец)
- 1 year ago
- 0
- 0
Стани́слав Игна́ций Витке́вич ( польск. Stanisław Ignacy Witkiewicz , псевдоним — Витка́ций , Виткацы , польск. Witkacy ; 24 февраля 1885 , Варшава , Царство Польское , Российская империя — 18 сентября 1939 , Великие Озёра , Пинский повет , Полесское воеводство , Польша ) — польский писатель, художник и философ.
Сын художника, писателя, художественного критика Станислава Виткевича ( 1851 — 1915 ). Получил домашнее образование в родительском имении в Закопане , рос в кругу артистов, художников, писателей. С детства дружил с Каролем Шимановским и Брониславом Малиновским , сопровождал последнего в его этнографической экспедиции в Океанию ( 1914 ). Участвовал в Первой мировой войне как российский подданный, был в Петрограде во время Октябрьской революции . Увиденное в эти катастрофические годы в решающей степени определило материал, сюжетику, авторскую позицию в произведениях Виткевича.
В 1925 взял псевдоним Witkacy (Виткацы, транскрибируется также как Виткаций), жестко пересмотрел сделанное им прежде как в словесности, так и в живописи. В 1930-е годы творчески экспериментировал с наркотиками , в частности употреблял мексиканский пейотль . Полтора десятка лет, оказавшихся последними, были для Виткевича временем чрезвычайного творческого подъёма, даже своего рода взрыва. Вместе с Бруно Шульцем и Витольдом Гомбровичем Виткаций обозначил передний край художественно-литературных поисков в Польше межвоенного двадцатилетия.
После вторжения в Польшу войск Германии Виткевич вместе со своей возлюбленной Чеславой Окниньской, переехал из Варшавы в имение Озера своих друзей на восточной окраине Польского государства (теперь село Великие Озёра Ровненской области Украины ). 18 сентября 1939 года, на следующий день после известия о вторжении советских войск , покончил жизнь самоубийством в Озёрах, где и похоронен.
Художественное творчество Виткацы трудно классифицировать, но наиболее близко он подходит к экспрессионизму , нередко его сближают с сюрреализмом . Во многом его творчество близко духу Кафки , хотя без явного пессимизма [ источник не указан 3442 дня ] . Можно считать Виткевича предшественником театра абсурда . Его произведения отличала не только странность и изощрённость, но и стремление отразить новые реалии, новые подходы науки и техники, их воздействие на образ человека.
Музой Виткацы считалась известная писательница и общественная деятельница Изабела Стахович .
Произведения Виткация переведены на многие европейские языки, книги о нём выходят в Европе и США, его романы экранизировались. Он оказал глубокое влияние на эстетику и творческую практику Тадеуша Кантора , который не раз ставил его драмы. С 1985 в Закопане существует Театр им. С. И. Виткевича, реализующий его концепцию «чистой формы» (режиссёр — Анджей Дзюк). Эссе об этико-эстетических поисках Виткевича принадлежит Феликсу Гваттари , оно вошло в его книгу Картографии шизоанализа ( 1989 ).
Виткевич любил мистификации. Нередко он датировал свои письма и открытки будущим временем, иногда весьма отдаленным. Затем он передавал их кому-нибудь из своих друзей и просил отправить ее адресату в указанную дату. Поэтому вдова Виткевича, Чеслава Окнинская-Коженевская продолжала получать от него письма и открытки даже в начале 1960-х годов, а в 1957 году Зузанна Заротинская, одна из многочисленных подруг Виткевича, получила открытку со словами: «Зуза, выручай, пропадаю! Твой Стах». Позднейшая экспертиза подтвердила подлинность почерка писателя. В связи с такими мистификациями Служба безопасности ПНР предприняла целое расследование, чтобы обнаружить якобы скрывающегося Виткевича .
Сюжет криминального фильма Мистификация 2010 года построен на том, будто бы Виткевич мог симулировать свою смерть и остаться живым ещё в 1968 году.