Музей древнебелорусской культуры
- 1 year ago
- 0
- 0
Музе́й живопи́сной культу́ры — московский музей произведений художников начала XX века в основном авангардного направления.
Музей был основан в Москве в 1919 году распоряжением Отдела изобразительного искусства Наркомпроса РСФСР как выставочно-учебный музей современного искусства. Его целью было демонстрировать прогресс живописи в сфере материала, цветовой гаммы, пространства, формы и техники.
В апреле-мае 1919 г. организация Музея живописной культуры обсуждалась в специальной комиссии, в которую входили В. Кандинский , А. Родченко , Р. Фальк , Н. Альтман , П. Кузнецов . В. Кандинский опубликовал свой взгляд на концепцию создания новых музеев .
За время самостоятельного существования у музея было четыре руководителя: В. В. Кандинский (1919—1920), А. М. Родченко (1921—1922), П. В. Вильямс (1922—1923) и Л. Я. Вайнер (1923). Музей живописной культуры должен был ознакомить народные массы с современным искусством, улучшить состояние культуры в государстве. Предполагалось создать одноимённый тип музеев искусства; таким образом аналогичные музеи были организованы в Петербурге , Смоленске , Пензе , Уфе , Витебске , Оренбурге и Рязани .
Музейный фонд заведения был составлен благодаря оперативным закупкам специальной комиссии РОСИЗО произведений русского авангарда; позднее коллекция росла благодаря обменам с другими музеями и Государственным музейным фондом. В музейном фонде были работы О. В. Розановой , К. С. Малевича , В. Е. Татлина , П. В. Кузнецова, Н. А. Удальцовой , Л. С. Поповой , А. А. Экстер , П. П. Кончаловского , И. И. Машкова , В. В. Рождественского , Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова , А. В. Куприна и т. д. Иностранная живопись была в основном представлена работами французских художников П. Пикассо и А. Дерена .
Изначально экспонаты в Музее живописной культуры выставлялись не по школам, а по принципу контраста формы и письма. В 1923 году музей подвергся реорганизации, была предпринята попытка создания нового типа музея — музея-лаборатории. Таким образом экспозиции делились на две половины: «объёмную» и «плоскостную», в итоге можно было отследить разнообразную постановку и решение художниками поставленных задач. Картины некоторых художников ( Машков , Малевич , Попова и др.) были представлены в обеих частях.
В июле 1923 года музей вышел из подчинения РОСИЗО, перейдя на баланс отдела науки Наркомпроса. В 1923—1924 годах был реорганизован в филиал Третьяковской галереи .
Научно-исследовательская работа музея осуществлялась формально-исследовательским отделом, он занимался созданием и утверждением новых методов в сфере искусства. Вокруг музея объединились молодые живописцы, которые позже создали Общество художников-станковистов (ОСТ). Дебютная выставка организации проходила в музее. Успешно прошла устроенная музеем выставка «15 лет левого течения в русском искусстве» (1925). В 1925 году при Формально-исследовательском отделе была открыта исследовательская лаборатория, расширившая круг работы музея. В музее проходили лекции, зачитывались доклады: Малевич прочитал два курса лекций по современному искусству под единым названием «От Сезанна до супрематизма», А. А. Борисов — «О ритмике плоскости», С. Б. Никритин — «О проекционизме» и т. д.
С 23 октября 2019 по 23 февраля 2020 года, в честь столетия Музея живописной культуры, в Третьяковской галерее прошла посвящённая ему выставка-реконструкция, был выпущен подробный каталог .