Энгберг, Лотта
- 1 year ago
- 0
- 0
Лотта Генриетта Эйснер (вариант передачи имени — Лотте Айснер , нем. Lotte Henriette Eisner ; 5 марта 1896 , Берлин — 25 ноября 1983 , Париж ) — кинокритик, историк кино, одна из крупнейших специалистов по немецкому экспрессионизму .
Родилась в Берлине в семье еврейского коммерсанта. В 1927 году в берлинской газете «Фильм-курьер» были напечатаны её первые рецензии, и она стала «первой в Германии женщиной-кинокритиком» .
В 1933 году иммигрировала из Германии во Францию, спасаясь от нацистских преследований. Во время оккупации Франции фашистской Германией ей удавалось какое-то время скрываться, но в конечном итоге она была интернирована в лагерь, расположенный на юге Франции, в городе Гюрс . После освобождения Франции вернулась в Париж.
Лотта Эйснер стала правой рукой Анри Ланглуа , одного из основателей Французской синематеки — там она работала главой архива на протяжении 30 лет (с 1945 по 1975 год). Среди прочего, Французская синематека обязана ей обширной коллекцией немецких фильмов и раритетных киноаппаратов из коллекции Уилла Дэя — они были приобретены при её непосредственном участии.
Лотта Эйснер писала статьи и рецензии для многих журналов, посвященных кино, в том числе для « Кайе дю синема », ставшим знаковым изданием в истории французской новой волны . В 1970-е гг. поощряла и вдохновляла режиссёров нового немецкого кино .
В 1974 году, узнав о том, что Лотта Эйснер тяжело больна, режиссёр Вернер Херцог преодолел пешком 400 миль от Мюнхена до Парижа, с картой и компасом в руках, «ночуя под мостами», чтобы своей жертвой «выкупить» её жизнь .
В 1982 году Лотте Эйснер был присужден орден Почётного легиона . Она скончалась 25 ноября 1983 года. Вим Вендерс посвятил её памяти фильм « Париж, Техас » (1984).
Лотта Эйснер — автор фундаментальных монографий о Фрице Ланге и о Фридрихе Вильгельме Мурнау . Главный её труд — «Демонический экран» (1955), второе классическое исследование о немецком киноэкспрессионизме наряду с книгой Зигфрида Кракауэра «От Калигари до Гитлера».