Interested Article - Аркигрэм
- 2020-09-15
- 1
«Аркигрэм» ( англ. Archigram , иногда неверно «Архиграм» , «Архигрэм», «Арчигрэм») — английская архитектурная группа, оформившаяся в 1960-х годах вокруг журнала «Аркигрэм» и оказавшая большое влияние на развитие постмодернистской архитектуры; положила начало такому направлению дизайна и архитектуры, как « антидизайн » .
Наиболее значимыми членами группы «Аркигрэм» были Питер Кук , , ( англ. Ron Herron ), , ( ) и .
Истоки и влияния
Своими корнями их идеология восходит к необрутализму . Аркигрэмовцы утверждали, что главные свойства современной архитектуры — текучесть, динамизм, ничем не сдерживаемая изменчивость. С одной стороны, это не противоречило концепциям модернизма , в которых утверждалось, что город должен воплощать свою эпоху, а каждая эпоха имеет своё лицо. Но с другой стороны, это уже не был проект «Лучезарного города» , это были совершенно фантастические проекты: «шагающий город» , «компьютер-сити» , «плаг-ин-сити» . Для этих проектов была характерна игра в расширение языка архитектуры путём неожиданных комбинаций, их увлекало ниспровержение понятий и атмосфера мистификации . Сама атмосфера игры не характерна для модернизма, но является ключевой для постмодернизма.
Творческая концепция
Один из приверженцев идей «Аркигрэма» выдвинул концепцию «недетерминирующей архитектуры» , последовательно отвергающей монументальность, образность, вообще стабильную форму и, наконец, саму архитектуру. На её место он предлагает понятие «обслуживания» , обеспечивающее абсолютную несвязанность, свободу поведения. Это не что иное, как доведение до абсурда представления модернизма об архитектуре как о функции, через характерную для последующего этапа постмодернизма иронию (в 1970-е годы — « пастиш »). Точно также меняется представление о человеке и обществе в целом. В этих проектах очень мало места отведено человеку, происходит разрушение индивида, характерное для постмодернизма. Впоследствии эта концепция в рамках позднего «Аркигрэма» перерастёт в представление о городе не как системы архитектуры, но как совокупность бесконечно разнообразных ситуаций, объединяющую людей.
Группа «Аркигрэм» создала серию проектов «вне архитектуры» , в каждом из которых исходная техническая идея, как правило, связанная с реальными техническими экспериментами, доведена до гротеска . В этих проектах, кроме иронии, появляется интерес к массовому искусству ( комиксы ) в противовес элитарности модернизма, а также к американской «архитектуре забегаловок» , в противовес модернистским «правильным» американским небоскрёбам. "Подчёркнута тонкая графика псевдоинженерных чертежей, с пространными надписями, иногда использующая как образцы комиксы, усиливает впечатление сюрреального кошмара./…/ Типичный атрибут американского пригородного ландшафта — кинотеатр «драйв-ин», /…/ дал сюжет для изображённого «очень всерьёз» «драйв-ин-хоум» — дома, в который не входят, а въезжают, и который сам может съезжаться в некое целое и разъезжаться на части. Скафандр космонавта превращён в «дом-одежду», упаковку человеческого тела, которая может быть пальто, домом и даже автомобилем, если ввести в неё мотор. /…/ «Аркигрэм» пророчествует о превращении города в россыпь мобильных капсул среди природной идиллии" . Проекты «Аркигрэм» были и утопичны (в том смысле, что они не были созданы для реального воплощения), и антиутопичны одновременно, так как антигуманны по сути («Место утешающих иллюзий занял чёрный юмор, отрицающий самую мысль о позитивных социальных идеях») .
Значение для современной архитектуры
В целом деятельность «Аркигрэм» имела значительные последствия для архитектуры и становления теории постмодернизма. Для совсем близкого постмодернизма важны её теоретические разработки, чёрный юмор по отношению к модернизму, обращение к массовому искусству. Подвижные здания «Аркигрэма» перевоплотились в концепцию «готовых фабричных деталей», из которых можно было выбирать любую самому заказчику, и которые он мог сам произвольно вставлять в сооружение. Появилась яркая раскраска зданий, перешедшая затем в хай-тек . «Аркигрэм» обыгрывает идеи Ле Корбюзье и Фуллера об индустриализации градостроительства. Механические системы начали восприниматься как орнамент . Возможно, именно с деятельности журнала «Аркигрэм» также следует начинать отсчёт современной «журнальной» архитектуры. «Благодаря иллюстрированным журналам, туристическим путешествиям и „Кодаку“, Средний Человек имеет хорошо укомплектованный „музей воображения“ и является потенциальным эклектиком» .
Журнал стал теоретической базой, где соединялись самые разные архитекторы со своими концепциями, стала возможна вариативность развития (пусть пока только теоретически), фантастическое и иррациональное, отвергаемое модернистами, постепенно стало внедряться в архитектурные теории. «Аркигрэм» внес значительный вклад в развитие теорий архитектуры, но что касается города, то отношение оставалось прежним — их города мало соприкасались с реальными городами и с реальными проблемами сложившегося города. «Бравый новый мир» визионерских проектов и ( англ. Yona Friedman ) с его «городами-мостами» , «городами-кратерами» , «городами-пирамидами» , простёршимися в воздухе над старыми поселениями, долинами и реками, плывущими по водам или укрывающимися под землей, стал вызывать раздражение у тех, кто так или иначе соприкасался с подлинными проблемами городской жизни" .
Проекты
- Плаг-ин-сити (Plug-in-City), Питер Кук , 1964;
- Шагающий город (The Walking City), Рон Херрон, 1964;
- Инстант Сити (Instant City)
- Единственным реализованным воплощением идей группы можно считать Кунстхаус в Граце , Австрия (2003, архитекторы — Питер Кук , Колин Фурнье), в котором располагается галерея современного искусства.
См. также
Примечания
- ↑ , «Антидизайн», с. 254.
- Иконников А. В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982. Стр. 175
- Иконников А. В. Указ. соч. Стр. 176.
- Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985. С.94.
- Иконников А. В. Указ. соч. С.163.
Литература
- . Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству = Styles, Schools and Movements : [пер. с англ. ]. — М. : Искусство — XXI век, 2008. — 304 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-98051-053-4 .
- Archigram, Peter Cook, Princeton Architectural Press, 1999
- Concerning Archigram, Dennis Crompton, Archigram Archives, 1999
- Archigram: Architecture Now, Ron Herron and Dennis Crompton, St Martins Press, 1980
- Peter Cook: Beyond Archigram: A Bibiliography, Sara S. Richardson, Vance Bibiliographies, 1999
- A Guide to Archigram: 1961—1974, Herbert Lachmayer, Wiley-Academy, 1994
- Archigram, Peter Cook, Studio Vista, 1972
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- Фотографии на сайте Flickr.com
- 2020-09-15
- 1