Interested Article - Жанна д’Арк (опера)

Жа́нна д’Арк ( итал. Giovanna d'Arco ) — опера Джузеппе Верди в трёх действиях с прологом, премьера которой состоялась 15 февраля 1845 года в театре Ла Скала , Милан . В основе либретто , написанного Темистокле Солера лежит драма Орлеанская дева Фридриха Шиллера и события из жизни Жанны д’Арк .

История создания

Партия Жанны писалась специально для Эрминии Фреццолини . Позднее опера была поставлена на другое либретто. По требованию цензуры были удалены намёки на освободительную борьбу, а повествование перенесено в древнюю Грецию .

Роли

Роль Голос Исполнитель на премьере
15 февраля 1845 года
Дирижёр:
Жанна д’Арк сопрано Эрминия Фреццолини
Карл VII , король Франции тенор Антонио Поджи
Тальбот , английский командир бас Франческо Лодетти
Джакомо, отец Жанны, пастух в Дом-Реми, (вымышленный персонаж) баритон Филиппо Колини
Делил, французский офицер, (вымышленный персонаж) тенор Наполеоне Маркони
Хор: французский народ, французские офицеры, английские солдаты, демоны, ангелы

Сюжет

Пролог

1 сцена : Домреми , большой зал замка, 1429 ( Столетняя война ).
Ситуация, в которой оказались арманьяки кажется безвыходной: Орлеан , город, в котором проживает королевская династия, осаждён английскими солдатами и вот-вот падёт. Народное ополчение Домреми и обитатели дворца проклинают англичан (Qual v’ha speme? — Maledetti cui spinge rea voglia) . Король выступает перед народом и объявляет о своём уходе. Он обосновывает это тем, что ему приснился сон, в котором ему предложили сложить его шлем и меч в точно указанном месте — в самом центре леса под дубом, а рядом — образ девы Марии, — чтобы спасти Францию. Когда он узнаёт, что подобное место есть неподалёку от деревни (Dipinta imago, e simile loco fra noi qui v’è) , он желает немедленно отправиться туда, однако народ удерживает его от этого опрометчивого поступка, ведь в том самом месте царит зло (Allor che i flebili — nell’orribile foresta) . Но вопреки этому Карл уходит в лес.

2 сцена : ночью в лесу у деревни Домреми; часовня на скале рядом с церковью, под ней — каменная скамья. Небо тёмное и беспокойное.

Жак один: он напуган тем, что Жанна часто спит во время ночных бурь под этой сосной, поэтому она связана со злыми силами. И теперь он, желая узнать правду, спрятался в дупле.

Жанна появляется на сцене и становится на колени перед часовней. Она искренне верит в то, что она избрана спасти Францию, однако она сомневается, что груз этой божьей миссии ей по силам. На сцене появляется Карл. Он понимает, что попал туда, куда стремился, кладёт свои шлем и меч и начинает молиться. Звучит хор злых и добрых духов, слышимый лишь для Жанны. Демоны насмехаются над Жанной (Tu sei bella, tu sei bella! Pazzerella, che fai tu?) , в то время как ангелы напоминают ей о её миссии. Как только Жанна замечает Карла, она сразу узнаёт в нём короля и представляется ему как будущая защитница Орлеана. Карл видит в её взгляде божье пламя.

Оба уходят со сцены уже более обнадёженные. Но Жак, который стал свидетелем этой сцены, думает, что он-то знает правду: Жанна из безумной любви к королю (per folle amor del re!) позволила демонам овладеть её сердцем.

Акт первый

1 сцена : Лагерь английских войск где-то в поле. В удалении виден город Реймс . Английские солдаты разбились на группы по несколько человек.
Английские солдаты требуют у своего предводителя Тальбота командовать отступление и отправляться в Англию, ведь Орлеан для них потерян и многие храбрые солдаты пали под его стенами, против «Легионов демонов» они, увы, бессильны. Появляется Жак, его душа в смятении (i suoi atti dimostrano il disordino della mente) . Он объясняет, что мог бы помочь пленить виновников поражения английского войска. На вопрос, кто он, собственно, такой, Жак отвечает, что он, хотя и француз, но его родина, в первую очередь, — это его честь в его сердце. И так как Карл Бесчестный разочаровал его, он хочет сразиться вместе с англичанами против недостойного. Это вновь окрылило англичан, и они провозгласили, что сожгут своих врагов на пылающих кострах возмездия. В Жаке вновь просыпаются отцовские чувства, он оплакивает свою дочь в арии «Воспоминания о дочери, предавшей отца» (È memoria d’una figlia che tradiva il genitor) . Но, в конце концов, английские солдаты вместе с Тальботом и Жаком отправляются в путь, чтобы отомстить «трусливому обманщику» (Карлу).

2 сцена : Сад в стенах Реймса.
Жанна одна: Она знает, что её миссия исполнена, но тем не менее её преследуют ощущения, к которым она не желает прислушиваться (Le mie fibre scuote un senso, un turbamento, che interrogar pavento) . В смятении чувств она принимает окончательное решение, возвращаться домой. Появляется Карл. Он не понимает, почему Жанна хочет его покинуть — ведь он её любит. Пока Жанна остаётся при своём решении, вернуться на родину, но она признаёт в себе любовь к Карлу и открывается ему. И в этот момент она снова слышит голоса ангелов, которые остерегают её доверять обманчивым чувствам (Guai se terreno affetto accoglierai nel cor!) . Пред ней является образ отца и она слышит его голос: «Умри, неверная!» (Muori, o Sacrilega!) . Тут появляется Делил с отрядом солдат, чтобы препроводить короля на коронацию. Жанна должна сопровождать короля. Жанна идёт рядом с Карлом, который расписывает её будущее в ярких красках, однако она желает лишь пасть чистой и невинной на поле битвы. В своей дальнейшей жизни она видит лишь ежедневные муки (Ogni giorno di mia vita sia pur giorno di dolor!) . Её убеждают в этом снова лишь ей слышимые победные голоса злых духов (Vittoria, vittoria! Plaudiamo a Satàna).

Акт второй

Реймс, площадь перед кафедральным собором . Народ радуется предстоящей коронации, и особенно воспевает свою «избавительницу» (nostra redentrice) Жанну.

На сцене появляется Жак (Ecco il luogo e il momento!) . Он окончательно прощается со своей ролью отца и становится «Карающим пламенем Христа Распятого» (Io qui di padre tutte fibre detergo, e del Signor crucciato or fulmine divento).

После окончания церемонии коронации Жанна хочет бежать, но Карл выводит её к народу, встаёт на глазах у всех пред ней на колени и провозглашает её второй повелительницей Франции после него. В этот момент появляется Жак и обвиняет Жанну в союзе с демонами. Все глубоко поражены (Un gel trascorrere sento per l’ossa) . На трёхкратный вопрос отца (пред именем Божьим, родителей, а также её матери) Жанна отвечает молчанием. И после третьего вопроса внезапно гремит гром и сверкает молния — теперь все уверены в виновности Жанны (Si, la colpa è manifesta) . Народ проклинает Жанну и изгоняет «ведьму» из города (Via la strega! — Fuggi, o donna maledetta).

Акт третий

Лагерь английского войска, лестница, ведущая на вершину башни, с которой видно расположенное неподалёку поле битвы.

Жанна, закованная в цепи, ожидает своей казни. У основания башни уже сложен костёр для её сожжения. Слышны звуки сражения и раздаётся крик: «Французы!» Жанна молится: она любила, но ей хватит и единого мига, чтоб снова стать чистой пред Богом. Все её мысли и чувства обращены лишь к нему. Жак, незримый для Жанны, слышит её молитву и осознаёт, насколько неправильно и несправедливо он поступил со своей дочерью. И он освобождает её — и она бросается в битву. И вот англичане повержены, однако Жанна смертельно ранена. Её несут на носилках и оплакивают её смерть. Очнувшись на миг из забытья, Жанна в бреду спрашивает о её знамени, которое ей якобы вручает Карл. В миг её смерти небеса освещаются тысячами падающих звёзд (una siderea luce) .

Комментарии к содержанию

Общественное устройство

Низкое происхождение Жанны в опере мало отображено. Лишь голоса злых духов упоминают об этом: Vedete stoltezza di questa villana che nunzia è del cielo, che dicesi pura! (Эта глупая крестьянская девчонка считает, что она чиста и послана Богом). Карл говорит, что он полюбил Жанну с первого взгляда, и, кажется, её происхождение не играет для него никакой роли. При первой же встрече она покорила его: Parla, imponi al tuo suddito! …(повелевай мной, приказывай мне). И народ считает, что Жанна должна была сопровождать Карла на коронацию. И это чествование плохо вяжется с её происхождением, и не ясно, чем вызвано её возвышение — её харизмой и великолепием или же славой, добытой в сражениях. Верди в своей опере совсем не отображает типичную для средневековья иерархическую картину, несмотря на то, что для этого предоставлено много возможностей. И гендерная проблема затронута здесь едва-едва. Лишь в прологе была возможность уяснить, что изначально Жанне, как женщине, не суждено было стать воительницей, и лишь по воле Бога и для исполнения порученной им миссии она взялась за оружие.

Характеристика

Сюжет оперы разворачивается вокруг трёх главных действующих лиц: Жанна, Карл и Жак, отец Жанны. Драматургически важной фигурой является Жак. Он постоянно совершает действия, форсирующие разворачивающиеся события и, к тому же, обладает интересным характером. Особенно ярко представлено его превращение из заботливого отца, переживающего за судьбу дочери, в религиозного фанатика, одержимого предрассудками.

Основные конфликты

  • Жак против Жанны, Жак против Карла
  • Внутренний конфликт Жанны: религиозность против «лживых» чувств (вера против любви)
  • Война между Англией и Францией

Примечания

  1. (англ.) : an encyclopedia of world premieres and significant performances, singers, composers, librettists, arias and conductors, 1597-2000 — Jefferson: McFarland & Company , 2007. — P. 110. — ISBN 978-0-7864-0959-4
  2. — 1808.
  3. . Дата обращения: 5 августа 2013. Архивировано из 5 октября 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Жанна д’Арк (опера)