Interested Article - Танцевально-двигательная терапия

Танцева́льно-дви́гательная терапи́я ( ТДТ ) — направление психотерапии , в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида .

История возникновения

Предпосылки

Танец с древности был неотъемлемым атрибутом ритуалов , древних целительных практик и общинной жизни. В первобытном обществе он выполнял ряд важных социально-психологических функций:

  • Сакральная (ритуальная) — танец как первичный символический язык человечества и естественный способ установления связи со священным.
  • Коммуникативная — танец как способ для передачи знаний и кодификации общения между полами и первичными группами.
  • Идентификационная — танец как способ сопричастности и признак принадлежности своему племени, без которого невозможно выживание.
  • Экспрессивная — танец как игра и первое свободное самовыражение.
  • Катарсическая (рекреационная) — танец как разрядка и способ снятия эмоционального и физического напряжения .

Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие ТДТ как отдельного направления психотерапии:

  1. Появление психоаналитических школ, связанных с рассмотрением психики как сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека ( Психоанализ З. Фрейда , Индивидуальная психология А. Адлера , Аналитическая психология К. Г. Юнга )
  2. Возникновение танца модерн , в котором подчёркивалась важность личного, экспрессивного самовыражения и возникла возможность обращения к темам бессознательного. Особый вклад внесли Айседора Дункан , Рудольф Лабан , Мэри Вигман . Ученики Р. Лабана и М. Вигман стали первыми танцевальными терапевтами.
  3. Развитие учения В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире (появление телесно-ориентированной психотерапии ). Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. ТДТ обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы.

История развития ТДТ

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы . Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.

В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в города Вашингтон . Эту дату считают днём рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадёжными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М. Чейз получила национальное признание .

В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» ( ПТСР ), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами .

В 1966 году была учреждена , и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины .

В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась , которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), и .

На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг её применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами , психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями ( болезнь Паркинсона , аутизм , посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.) .

Описание метода

В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов :

  1. Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
  2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трёх уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
  3. Триада мысли - чувства - поведение — единое целое, и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
  4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
  5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии .

Цели

  1. Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
  2. Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путём развития более положительного образа тела.
  3. Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
  4. Интеграция внутреннего опыта — установление связи между чувствами, мыслями и движением.
  5. Создание глубокого группового опыта .

Виды танцевально-двигательной терапии

В танцтерапии можно выделить три группы подходов:

  1. Клиническая танцевальная терапия — вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
  2. Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга .
  3. Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития, — это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник .

ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:

Противопоказания для проведения танцевально-двигательной терапии

  • актуальная продуктивная симптоматика;
  • стойкие суицидальные тенденции;
  • грубые поведенческие нарушения;
  • деменция ;
  • заболевания, симптомы которых могут быть спровоцированы излишней физической активностью .

См. также

Примечания

  1. . tdt-edu.ru. Дата обращения: 17 мая 2016. 31 мая 2016 года.
  2. В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. Интегративная танцевально-двигательная терапия. — 2, расширенное и дополненное. — Санкт-Петербург: Речь, 206. — 286 с. — ISBN 5-9268-0479-5 .
  3. . psyjournal.ru. Дата обращения: 17 мая 2016. 16 июня 2016 года.
  4. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: осуществление в танце жизни. // Психология телесности между душой и телом / ред.сост. В.П.Зинченко, Т.С.Леви. — Москва: АСТ МОСКВА, 2005. — С. 520—544. — 731 с. — ISBN 5-9713-1581-1 .
  5. (англ.) . ADTA. Дата обращения: 18 мая 2016. Архивировано из 9 июля 2017 года.
  6. www.atdt.ru. Дата обращения: 18 мая 2016. 19 мая 2016 года.
  7. psylib.ukrweb.net. Дата обращения: 17 мая 2016. 7 сентября 2016 года.
  8. К.А. Краузе, М.С. Шейфер, О.Б. Мязина. // 4ТЕ Арт : материалы науч.-практ. конф.. — 2012. — С. 107—111 . — ISSN . 15 декабря 2017 года.

Литература

Книги
  • Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. — Изд-во «Речь», 2010. — ISBN 5-9268-0479-5 . (Существуют и более ранние издания.)
  • Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. — СПб.: Речь, 2004
  • Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. — Ярославль, 1994.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
  • Ходоров Дж . Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / пер.с англ. — М., «Когито-Центр», 2009. — 221 с. — ISBN 978-5-89353-261-6 .
Статьи
  • // Московский Психологический журнал. — 2004. — № 8 (ноябрь).
  • Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия. — Москва, 2005. — № 3.
  • Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 31-38.
  • Оганесян Н. Ю. Ильина Д. В. Танцевальная психотерапия больных психосоматическими заболеваниями // Журнал ВАК. Ученые записки СПбМУ им. И. П. Павлова, Изд-во: СПбГМУ СПб.: Т. XVII № 2, 2010. Стр. 101—102.
  • Бирюкова И. В. // Отделение танцевально-двигательной терапии при Институте практической психологии и психоанализа.
Источник —

Same as Танцевально-двигательная терапия