Керзон Аштон
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэр Фредери́к Уильям Малландейн А́штон ( англ. Frederick William Mallandaine Ashton ; 17 сентября 1904 , Гуаякиль — 18 октября 1988 , Суффолк ) — английский балетмейстер , один из ведущих западноевропейских хореографов своего времени. Возглавлял труппу Королевского балета в 1963—1970 годах. Наравне с Кеннетом Макмилланом — создатель английского балетного репертуара ; автор первого национального английского балета (« », 1926 ).
Родился в эквадорском городе Гуаякиль в 1904 году, где его отец служил дипломатом . В возрасте трёх лет вместе с родителями переехал в Лиму , Перу , где прошли его детские годы и юность . В 1917 году, когда ему было 13 лет, Аштон увидел выступление Анны Павловой в муниципальном театре Лимы, которое изменило его жизнь — он влюбился в балет и с этого времени решил стать танцовщиком. Позже он признавался, что выступление русской балерины произвело на него впечатление на всю жизнь: «Она была духом, она была пламенем, но только не человеком <…> Она заразила меня своим ядом, и с этого вечера я хотел исключительно танцевать» . В 1919 году родители отправили его учиться в Великобританию, в , который он не окончил .
Бросив колледж, Аштон переехал в Лондон, где благодаря знанию испанского и французского языков смог найти работу в Сити , так как в 1924 году его отец покончил жизнь самоубийством, мать с детьми переехала в Англию и на плечи Фредерика легли заботы о содержании семьи. Большую часть своей зарплаты он тратил на частные занятия с танцовщиком Русского балета Дягилева Леонидом Мясиным . Уезжая из Лондона, Мясин посоветовал Аштону пойти учиться к хореографу и балетному педагогу Мари Рамбер , которая наравне с Нинет де Валуа , Леонидом Мясиным, Лидией Лопуховой , Алисией Марковой и другими, заложила основы английского балета . Среди её учеников были также Энтони Тюдор , Агнес де Милль , , , «первый британский виртуоз» , , и многие другие, а про её балетную школу говорили, что она со временем станет представлять собой «плодотворный питомник английских танцовщиков и хореографов» .
Во время лондонских гастролей дягилевской антрепризы Аштон увидел балет Петра Чайковского « Спящая красавица » с Ольгой Спесивцевой в роли принцессы Авроры, который произвёл на него огромное впечатление и заставил ещё сильнее полюбить классический балет. Его мечтой было стать танцовщиком, однако его физические данные не позволяли этого. Тем не менее, Мари Рамбер, обнаружив в ученике способности к хореографии, дала ему возможность поставить свой первый балет: « », показанная силами её « клуба Рамбер » 15 июня 1926 года в составе программы-ревю на сцене . Это постановка не только стала первым полноценным спектаклем её труппы и дебютом Аштона в качестве балетмейстера , но и считается первым английским национальным балетным спектаклем. Его характеризуют как «поворотный момент в истории балета», поскольку он положил начало карьере как Эштона, так и балета Рамбер .
В 1928 году он становится танцовщиком интернациональной труппы Иды Рубинштейн в Париже, в котором на тот момент была хореографом Бронислава Нижинская . Аштон позже с большим одобрением и благодарностью вспоминал о её школе и влиянии на своё творчество, а про своё участие в труппе отзывался следующим образом: «Компания очень большая, и ощущается острая конкуренция. Но мне беспокоиться не о чем — я, безусловно, самый худший танцовщик» . Нижинская отмечала его усердие и любовь к балету, выделяла его отношение среди своих танцовщиков. Так, он был единственным, кому из труппы разрешалось бывать на всех репетициях, независимо от того, был ли он задействован в постановке или нет . В антрепризе Рубинштейн Аштон выступал около года, побывав с гастролями во многих европейских городах ( Вена , Неаполь , Париж , Монте-Карло и др.) . После того как Нижинская покинула труппу Аштон решает также уйти из неё и переезжает в Лондон, где Рамбер предлагает поставить балеты для её «Балетного клуба». В этот период он осуществляет ряд «одноразовых» миниатюр для своего педагога, а также для кинематографа . В 1931 создал для Общества Камарго ( Camargo Society ) пародийный балет , который оставался в репертуаре многих балетных коллективов. В 1933 году создал балет для лондонского коллектива Нинет де Валуа «Вик Уэллс» (позже ставшего «Сэдлерс-Уэллс балле» — « Sadler's Wells Ballet », с 1957 года Королевский балет ) , а в 1935 году стал ведущим балетмейстером и одним из художественных руководителей этой труппы .
В 1939 году балетмейстер впервые в своей карьере создал балет для зарубежной компании Русский балет Монте-Карло — «Каникулы дьявола» (« Devil’s Holiday» ) . Аштон также создавал хореографию для кино, драматических спектаклей и оперных постановок. В 1930-е годы он ставил в основном развлекательные балеты, во время Второй мировой войны его произведения стали более мрачными.
В конце 1940-х и в начале 1950-х работал в разных балетных труппах, создавая произведения для парижских балетов — Le Rêve de Léonor, 1949, Вариации на тему Франка Бриджа Бенджамина Бриттена , для Нью-Йорк Сити балет — «Illuminations», 1950 и «Les Britten’s Les» Бриттена. Он ставил танцы для фильмов, в том числе « Сказки Гофмана » (1951) и «Три истории любви» (1953), осуществлял постановки опер для Глайндборнского оперного фестивалья и Ковент-Гарден .
В апреле 1946 года успешно прошла премьера балета «Симфонические вариации») («Symphonic variations») на музыку Сезара Франка . Критика характеризовала его следующим образом: «Звёздный состав танцовщиков возглавили Марго Фонтейн и Майкл Сомс, а лаконичное оформление Софьи Федорович до сих пор считается классическим и единственно возможным» . Это балет признаётся одним из шедевров британского хореографа: «Если бы всё творчество Фредерика Аштона пришлось охарактеризовать всего двумя работами, ими, безусловно, стали бы «Симфонические вариации» и « Тщетная предосторожность », однако в 1960-х балетмейстер продолжает творить, и среди его поздних спектаклей можно выделить яркие и выдающиеся» . С 1963 по 1970 год руководил труппой английского Королевского балета . Отмечается, что за период его руководства коллектив заслужил признание «прекрасных „доморощенных“ танцовщиков и запоминающегося самобытного репертуара». В 1986 году создал свою последнюю работу на музыку Эдуарда Элгара — одноактный балет «Колыбельная» («Nursery suite»); он был предназначен для учеников Королевской академии балета и посвящён королеве-матери и двум её дочерям — королеве Елизавете II и принцессе Маргарет . Умер в 1988 году в Суффолке. Согласно завещанию он передал права на свои постановки танцовщикам и коллегам, с которыми был особенно близок .
Российская танцовщица Илзе Лиепа писала про британского балетмейстера: «Основатель английского балетного театра — сэр Фредерик Аштон — не только создал английский балет, но и совершил множество выдающихся открытий на пути развития хореографического искусства. Он поставил более ста балетов, воспитал целую плеяду хореографов и замечательных артистов». Она также образно называет его «Шопеном в балете» так его работы романтичны и при этом ироничны. Кроме того, его искусство очень английское по своей сути и любимо во всём мире .
Является Командором Ордена Британской империи (1950), обладатель Ордена Кавалеров Почёта (1962) и ордена «За заслуги » (1977). В 1959 году был награждён премией Елизаветы II от , в 1962 году был посвящён в рыцари за заслуги в области балета, в том же году получив французский орден Почётного легиона , а в 1963 году — шведский орден Данеброг . Он получил Звание «свободного гражданина лондонского Сити» и получил почетные докторские степени Даремского университета (1962), Университета Восточной Англии (1967), Лондонского университета (1970), Университета Халла (1971) и Оксфордского университета (1976) .