Марстон, Уильям
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Марстон ( англ. John Marston ; около 1576 , Ковентри (крещён 7 октября) — 25 июня 1634 , Лондон ) — английский сатирик и драматург . Один из самых энергичных сатириков шекспировской эпохи , наиболее известным произведением которого является « Недовольный » ( 1604 ), в котором он обличает беззакония похотливого двора. Он писал её, как и другие крупные произведения, для различных детских трупп , организованных групп мальчиков- актеров , популярных во времена Елизаветы и Якова .
Джон Марстон происходил из зажиточной семьи, по отцу принадлежал к известному роду Марстонов из Шропшира . Отец будущего драматурга, также Джон Марстон, третий сын Ральфа Марстона из Гейтона (или Хейтона). Джон Марстон-старший имел юридическое образование (учился в Миддл-Темпл ) и был адвокатом. Мать, Мэри, в девичестве Гуарси (Guarsi), вероятно, была родственницей Бальтазаре Гуарси, бывшего врачом королевы Екатерины Арагонской . Марстон получил образование в Оксфордском университете , с 1595 года жил в .
В 1598 году дебютировал с поэмой « » («The Metamorphosis of Pigmalion Image»), за которой последовал сборник сатир под заглавием « » («Бич Мерзостей»). Сладострастие картин в первой и смелость обличений в связи с беззастенчивостью подробностей во втором стали причиной того, что оба эти произведения были сожжены по приказу церковных властей. В 1599 году Марстон начал писать для театра, в это время имя Марстона упоминалось в числе драматургов, работавших на антрепренёра Хенслоу.
В 1601 году он поставил на сцене первую часть своей пьесы « » (которая была написана, по некоторым источникам, в 1599 году ), где задел Бена Джонсона , а последний вывел Марстона под именем Криспина в своей комедии «Poetaster» («Рифмоплёт»); полемика между ними обострилась до того, что, по рассказу Бена Джонсона, последний дрался с Марстоном и вырвал из его рук пистолет. Скоро, однако, они примирились: в 1604 году Марстон посвятил Бену Джонсону свою комедию «Недовольный», а в 1605 году они вместе поставили на сцену сатирическую комедию «Eastward Но» (рус. «Эй, к востоку»), за которую подверглись аресту.
После очередного тюремного заключения в 1608 году, предположительно, за клевету, Марстон оставил незаконченной «Ненасытную графиню» , свою самую эротическую пьесу, и вступил в Англиканскую церковь .
Остальные пьесы Марстона: вторая часть «Антонио и Меллиды» (под заглавием « Месть Антонио », 1602); « Недовольный » (1604); «The dutch Courtezan» (1605); трагедия «Софонисба», комедии «Паразит» (1606) и «What you will» и трагедия «The Insatiate Countess», изданная в 1613 году, но почему-то не включённая в вышедшее в 1633 году полное собрание произведений Марстона.
Как сатирик Марстон отличался грубостью тона и смелостью литературных обличений. Не довольствуясь более или менее прозрачными намёками, он нередко называл адресатов своей сатиры чуть не по именам. В предисловии к «Scourge of Villanies» он писал, что обличать пороки, не называя имён, так же бесполезно, как казнить по французскому обычаю, in absentia. Современники называли его английским Аретино . Как драматург Марстон занимал своего рода середину между Кидом и Марло, с одной стороны, и непосредственными последователями Шекспира — с другой. Драмы его по своей постройке напоминают пьесы Уэбстера и Форда. В созданных им образах нет гармонии и меры; он любил выводить характеры исключительные как своими злодействами, так и своими страстями, это, а также сложная интрига в пьесах являлось характерными чертами драмы позднего Возрождения. Его первые пьесы своей напыщенной дикцией напоминают Кида; в последующих уже заметно смягчающее влияние Шекспира. Сочинения Марстона неоднократно переиздавались в последующие столетия (например, Лондон , 1856 и 1887). Сатиры и поэмы Марстона были изданы Гросартом в его «Occasional Issues».
В 1609 году он стал диаконом , женился на дочери капеллана Якова I и в 1616 году принял духовный пост в Крайстчерче, графство Хэмпшир . В 1633 году он, по-видимому, настоял на исключении своего имени из сборника шести его пьес, Сочинений Джона Марстона , который был переиздан анонимно в том же году, что и Трагедии и комедии .
С 1613 года о Марстоне ничего не слышно до самой его смерти. Можно догадываться, что это молчание было со стороны Марстона актом раскаяния в литературной деятельности, ибо он окончил жизнь священником.