Interested Article - Самойлов, Василий Михайлович
- 2020-02-11
- 1
Василий Михайлович Самойлов ( 1782 — 1839 ) — русский драматический и оперный артист (лирико-драматический тенор) Петербургской труппы императорских театров .
Родоначальник известной актёрской династии Самойловых . Муж Софьи Самойловой , отец нескольких артистов императорской сцены, дед и прадед следующих поколений артистов Самойловых.
Портрет певца работы художника Ф. Солнцева (первая треть XIX века) хранится в Мемориальном музее-квартире семьи актёров Самойловых (филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства).
Биография
Василий Самойлов родился в Москве, в купеческой семье 6 (17) апреля 1782 года . Рано проявив музыкальность, научился игре на кларнете. Пел в московском церковном хоре купца Колокольникова при св. Никиты Мученика . Его голос привлек внимание актёра и певца А. Померанцева , который стал первым театральным педагогом Василия. Ушёл из дома, так как отец не позволял ему идти в артисты и пешком добрался до Санкт-Петербурга , где определился в капитульский хор и стал брать уроки пения у А. М. Крутицкого и сценического мастерства у И. А. Дмитревского .
В 1803 году состоялся его дебют в петербургском Большом Каменном театре : сначала в драме «Суд царя Соломона» на музыку А. Н. Титова , затем в партии Инфанта в опере В. Мартин-и-Солера «Редкая вещь». Одновременно с ним на той же сцене дебютировала воспитанница Императорского театрального училища Софья Черникова , происходившая из известной артистической семьи Черниковых. Оба дебютанта были приняты на сцену, вскоре они поженились .
Самойлов был взят в императорскую труппу с окладом в 1000 рублей , однако, по мнению критики, молодой артист поначалу «не подавал тех блестящих надежд, которые он впоследствии осуществил» . Много работая, он добивался успеха постепенно. Его вокальными уроками руководили К. Кавос и Ф. Антонолини . Журнал « Сын Отечества » писал о Самойлове: «Сей редкий певец и актёр служит доказательством, до какой степени совершенства возвыситься можно, если соединить счастливые дары природы с охотою и старанием» .
Певец «обладал высоким грудным голосом, звучным и гибким, был актёром яркого темперамента, большого сценического мастерства. Исполнял также партии баритона, выступал в драматических спектаклях» .
От природы красивый звучный голос певца баритонального тембра и обширного диапазона (легко брал верхнее ре) с годами приобрел необходимую гибкость
Актёрской игрой и голосом Самойлова восхищался император Александр I , вероятно за это в театре Василий Михайлович был прозван Царевичем .
Служа в петербургской труппе императорских театров более 35 лет, вплоть до своей гибели в 1839 году , исполнил огромное количество трагедийных, комедийных и характерных ролей как в оперных, так и в драматических спектаклях. Пел под управлением дирижёров К. Кавоса и Ф. Е. Шольца . Участвовал в концертах хора Петербургского театрального училища под упроавлением Г. Я. Ломакина , исполняя сольные партии в произведениях А. Л. Гурилева и С. А. Дегтярева . Стал первым исполнителем в России сольных партий в «Сотворении мира» и «Временах года» Й. Гайдна (5 марта 1808 года и 16 марта 1810 года соответственно) а также первым исполнителем партии Лициния в опере Г. Спонтини « Весталка » (26 октября 1812 года). 27 июля 1814 года по случаю возвращения из Франции императора Александра и русских войск — победителей в Отечественной войне с Наполеоном, исполнил кантату Ф. Антонолини «Ты возвратился, благодатный» .
Погиб в результате несчастного случая 11 (23) июля 1839 года , утонув в Финском заливе .
Вас. Мих. Самойлов 11 июля 1839 г. отправился в Сергиевскую пустынь к обедне. Когда он возвращался домой, шквал опрокинул лодку, и артист утонул. 16 июля тело его было найдено, а 17 июля предано земле в Сергиевской пустыни
Похоронен в Сергиевой Приморской пустыни . В 1931 г. перезахоронен вместе с дочерьми в .
Вокальные партии
- 1805 — «Князь-невидимка, или Личарда-волшебник» К. Кавоса — Всеслав (первый исполнитель)
- 1805 — « Леста, днепровская русалка » С. И. Давыдова — Видостан (первый исполнитель)
- 1805 — «Ям» А. Н. Титова — Модест (первый исполнитель)
- 1806 — «Илья-богатырь» К. Кавоса — Владисил (первый исполнитель)
- 1806 — «Любовная почта» К. Кавоса — Граф Брянский (первый исполнитель)
- 1807 — « Русалка » С. И. Давыдова или К. Кавоса — Видостан (первый исполнитель)
- 1808 — «Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся» на музыку разных композиторов — Миловзор (первый исполнитель; исполнял в одном спектакле сразу три партии )
- 1808 — «Посиделки, следствие Яма» А. Н. Титова — Алексей (первый исполнитель)
- 1808 — «Три брата горбуны» К. Кавоса — Изур (первый исполнитель; Кавос написал эту оперу специально для Василия и Софьи Самойловых )
- 1809 — «Девишник, или Филаткина свадьба» А. Н. Титова — Модест (первый исполнитель)
- 1813 — «Водовоз, или Двухдневное приключение» Л. Керубини, — Арман (впервые в Петербурге; есть упоминания, что он исполнял также басовую партию Микели )
- 1813 — « » Э. Мегюля — Симеон (впервые в Петербурге)
- 1814 — «Крестьяне, или Встреча незваных» С. Н. Титова — Граф Радугин (первый исполнитель)
- 1814 — «Сандрильона» Д. Штейбельта — Рамир
- 1814 — «Весталка» Г. Спонтини, — Лициний
- 1815 — «Жоконд, или Искатели приключений» Н. Изуара — Жоконд
- 1815 — «Алина, королева Голкондская» Ф. Буальдьё — Дон Леон де Монтемара
- 1815 — «Фаниска» Л. Керубини — Замоский
- 1815 — «Жёлтый Карло, или Волшебница мрачной пустыни» Ф. Антонолини — Флоридор (первый исполнитель)
- 1815 — «Иван Сусанин» К. Кавоса — Матвей (первый исполнитель)
- 1816 — « Похищение из сераля » В. А. Моцарта — Селим (впервые в Петербурге)
- 1816 — «Титово милосердие» В. А. Моцарта — Секстий
- 1816 — « » Ф. Буальдьё, — Жан Парижский
- 1816 — « Так поступают все женщины, или Школа влюбленных » В. А. Моцарта — Феррандо
- 1816 — «Зораима и Зюльнар» Ф. Буальдьё — Зюльнар
- 1817 — «Удача от неудачи, или Приключение в жидовской корчме» И. А. Ленгарда — Граф Боеславский (первый исполнитель)
- 1818 — «Вавилонские развалины, или Торжество и падение Гиафара Бармесида» К. Кавоса — Гиафар Бармесид (первый исполнитель)
- 1818 — «Добрыня Никитич, или Страшный замок» К. Кавоса и Ф. Антонолини — Добрыня Никитич (первый исполнитель)
- 1818 — « Волшебная флейта » В. А. Моцарта — Тамино
- 1821 — «Молодая вспыльчивая жена» Ф. Буальдьё — Эмиль де Вальрива
- 1821 — « Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности » Дж. Россини — Фернандо
- « » М. Соколовского — Филимон
- «Старинные святки» Ф. Блимы — Любим
- « » Р. Крейцера — Павел (В.Самойлов выбрал это произведения в собственный бенефис )
- « » Н. Далейрака — Альберт
- « » Н. Далейрака — Леон
- «Стратоника» Э. Мегюля — Зелевк
- «Евфросина и Корадин, или Исправленный тиран» Э. Мегюля — Корадин
- «Подложный клад, или Опасно подслушивать у дверей» Э. Мегюля — Дорваль
- « » Э. Мегюля — Мендоза
- « Гризельда » Ф. Паэра — Маркиз
- « Ричард Львиное Сердце » А. Гретри " — Ричард Львиное Сердце
- «Рауль Синяя Борода» А. Гретри — Виржи
- «Каирский караван» А. Гретри — Сен-Фар
- 1822 — « » («Отец и дочь») Ф. Паэра — Уберт (впервые в Петербурге; во время подготовки партии посещал психиатрическую лечебницу, где наблюдал за поведением больных .)
- 1822 — «Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича» К. Кавоса и Ф. Антонолини — Багарам (первый исполнитель)
- 1822 — «Мнимый невидимка, или Суматоха в трактире» К. А. Кавоса — Любосмехов (впервые в Петербурге)
- 1823 — «Гений Итурбиель, или Тысяча лет в двух днях визиря Гаруна» К. Кавоса и Ф. Антонолини — Султан Альмавива (первый исполнитель)
- 1825 — «Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста» К. Кавоса и И. Ленгарда — Франческо (первый исполнитель)
- 1825 — « » А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Е. Шольца — Гарун-аль-Рашид (впервые в Петербурге)
- 1828 — « Дон Жуан » В. А. Моцарта — Дон Жуан (впервые в Петербурге)
- 1828 — «Пустынник Дикой горы» М. Э. Карафы — Пустынник
- « » Г. Спонтини — Фернанд Кортес
- « » Дж. Россини — Норфольк
- 1829 — « Пан Твардовский » А. Верстовского — Твардовский (впервые в Петербурге)
- 1830 — «Женевьева Брабантская» — Палатин (первый исполнитель)
- 1831 — «Братоубийца» Д. Шелихова — ? (первый исполнитель)
- 1831 — « » Д. Обера — Фра-Дьяволо
- 1834 — « » Л. Ж. Ф. Герольда — Даниель Капуцци (впервые в Петербурге)
- «Горации и Куриации» Д. Чимарозы — Публий Гораций
- «Ромео и Юлия» Д. Штейбельта — Ромео
- «Немой в горах Сьерры-Морены, или Таинственный нищий» Ф. Фрэнцеля — Дон Жуан
Партнёры: В. Алексеева, , С. Биркина-Каратыгина , Е. П. Бобров , , А. Виноградова, Е. Вио, Я. С. Воробьев , А. Глухарев, Ф. Григорьев, А. П. Долбилов, Н. О. Дюр , А. Г. Ефремов , П. В. Злов , А. И. Иванова , В. Иконин, Г. Ф. Климовский , М. Лебедев , А. Е. Пономарев , Х. Ф. Рахманова , С. А. Рождественский, В. Ф. Рыкалов , С. В. Самойлова , Е. С. Сандунова , Е. С. Семёнова , Н. С. Семёнова , Е. Я. Сосницкая , А. Супрунов, П. И. Толченов, А. Фёдоров, Фиялова [Виалá] мл., М. А. Чудин , Василий С. Шарапов, М. Ф. Шелехова , , В. А. Шемаев , М. Г. Шувалов .
Примечания
- ↑ .
- Полтавцев // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- ↑ Самойлов Василий Михайлович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- ↑ Самойлов Василий Михайлович (1782—1839) // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
- . Дата обращения: 27 февраля 2011. 16 марта 2012 года.
- «Сын отечества». 1820. Ч. 65. № 41. С. 7
- ↑ . Дата обращения: 27 февраля 2011. 10 октября 2013 года.
- . Дата обращения: 27 февраля 2011. 10 ноября 2013 года.
Ссылки
- Самойлов Василий Михайлович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- Самойлов Василий Михайлович (1782—1839) // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
- // Энциклопедия « Кругосвет ».
- 2020-02-11
- 1