Чебышёв, Пафнутий Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Пафну́тий (в миру Полика́рп Петро́вич Овчи́нников ; 1827 , посад Воронок , Стародубский уезд , Черниговская губерния — 23 февраля 1907 , Белая Криница , Буковина , Австро-Венгрия ) — деятель старообрядчества и единоверия, был епископом Коломенским Белокриницкой иерархии , затем стал единоверческим иеромонахом , и некоторое время был настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве , церковный писатель. Последние 25 лет жизни был старообрядческим иноком .
Сын купца 3-й гильдии. С самого раннего детства в нём пробудилась склонность к религиозному созерцанию.
В 19 лет он удалился в уединенное место для молитвы и размышлений и так прожил четыре года. В 1851 году , разуверившись в беглопоповстве , ушёл за границу, в Молдавию , а затем по приглашению инока Павла Белокриницкого перешёл в Белую Криницу , где и присоединился к белокриницкой иерархии.
Через некоторое время принял постриг. В 1853 году был рукоположён в сан диакона , затем возведён в архидиаконы .
После смерти инока Павла, в 1855 года , архидиакон Пафнутий удалился в для уединенной жизни и безмолвия.
В конце 1857 года по просьбе московского архиепископа Антония он отправляется в Москву , где его рукополагают в сан священноинока .
20 сентября 1858 года по просьбе старообрядцев и согласно желанию архиепископа он поставлен в епископа Коломенского.
Из-за личного столкновения с некоторыми видными мирянами 7 июля 1860 года по собственной просьбе освобождён от управления епархией.
В это время он вместе с другими молодыми старообрядцами всецело предался работе по распространению и укреплению старообрядчества посредством организации различных культурно-просветительских учреждений: школ, училищ, типографий и пр.
В 1861 года ездил в Лондон , где встречался с Герценом , Огарёвым , Бакуниным и Кельсиевым . В результате знакомства епископ Пафнутий вынес самые негативные впечатления о целях их деятельности.
23 июня 1865 года епископ Пафнутий (Овчинников) вместе с епископом Браиловским Онуфрием (Парусовым) , иеромонахом Иоасафом, архидиаконом и секретарём-письмоводителем Белокриницкой митрополии Филаретом (Захаровием) и иеродьяконом Мельхиседеком, в Московском Троицком единоверческом храме, епископом Дмитровским Леонидом , викарием Московской епархии были присоединены к Православной Церкви на правах единоверия .
Вскоре Пафнутий был рукоположён в сан иеромонаха .
С середины 1867 года по 10 июня 1868 года с благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета , в должности настоятеля управлял Московским Никольским единоверческим монастырем .
Впоследствии Пафнутий оставил единоверие, поступив в число братии Кремлёвского Чудова монастыря . Имел природный дар слова и почти 15 лет по воскресеньям произносил проповеди, и вел миссионерские «народные беседы» с Кремлёвского Красного крыльца.
За миссионерские труды был награждён наперсным крестом и получал от Святейшего Синода ежегодное жалование в размере 500 рублей .
Отрицая старообрядческую раскольническую иерархию, оставался последовательным защитником «старых обрядов». Ещё будучи миссионером синодальной церкви, Пафнутий составил «Апологию христиан-старообрядцев, или рассмотрение и опровержение обвинений, возводимых на старообрядчество духовно-господствующей литературой», из-за которой у него возник конфликт со священноначалием Российской Православной Церкви и он был лишён ежегодного жалования выдававшегося за миссионерские труды против раскола.
В 1882 году бежал за границу — в Австрию , поселившись сначала в старообрядческом , а потом вернувшись в старообрядческий Белокриницкий монастырь , где жил как простой инок.
По отзывам близко знавших его имел заносчивый и неуживчивый характер: был самолюбив, горд и властолюбив, поэтому не смог долго управлять Никольским единоверческим монастырём , потом так же настроил против себя настоятеля и братию Чудова монастыря , и даже в последнем старообрядческом Белокриницком монастыре Пафнутий настроил обитателей против себя, так, что был вынужден покинуть ограду монастыря и поселиться где-то поблизости .
Так же по некоторым свидетельствам до самой смерти относился недоброжелательно к старообрядческому расколу, почему и не подверг себя старообрядческому чиноприёму (формально оставаясь православным иеромонахом): Белокницкого митрополита не признавал за архиерея , посты не соблюдал и в старообрядческую церковь на богослужение ходил очень редко и даже когда приходил, то в церкви не молился и не причащался .
Умер 23 февраля 1907 года в Белой Кринице.