Interested Article - Казальс, Пабло

Па́бло Каза́льс ( исп. Pablo Casals , полное имя Па́у Ка́рлес Сальвадо́р Каза́льс-и-Дефильо́ ( кат. Pau Carles Salvador Casals i Defilló ; 29 декабря 1876 года , Вендрель , провинция Таррагона , Испания 22 октября 1973 , Сан-Хуан , Пуэрто-Рико ) — каталонский виолончелист, дирижёр, композитор, музыкально-общественный деятель.

Биография

Пабло Казальс (Вендрель, 29 дек. 1876 — Сан Хуан де Пуэрто-Рико, 22 окт. 1973), более известный в Испании как Пау Казальс, а также как Пабло Казальс в Латинской Америке и странах, говорящих на англосаксонских языках, — один из наиболее известных испанских музыкантов XX века. Сын испанца (Carlos Casals i Ribes) и пуэрториканки (Pilar Defilló de Casals), Казальс стал одним из лучших виолончелистов всех времен. Родился в городе Вендрель, в Каталонии, Испания , и рос рядом с матерью в Пуэрто-Рико до 1888 г., а потом они переехали в Барселону, где он поступил в муниципальную школу музыки. С 1901 гастролировал во многих странах мира (в 1905 1913 — ежегодно в России как солист и в ансамбле с С. В. Рахманиновым , А. И. Зилоти , А. Б. Гольденвейзером ). С 1905 года участник фортепианного трио (с А. Корто и Ж. Тибо ). Организатор первого в Барселоне симфонического оркестра ( 1920 , дирижёр до 1936 ), Рабочего музыкального общества (руководил в 1924 1936 ), музыкальной школы, музыкального журнала и воскресных концертов для рабочих в Каталонии . На протяжении карьеры сделано много записей Казальса не только при исполнении музыкальных произведений в сольных и камерных концертах, и в сопровождении оркестра, но также как дирижёра; хотя, пожалуй, более всего известен он по записями Баха для виолончели, сделанным с 1936 по 1939 г. Ученик Х. Гарсиа (виолончель), Т. Бретона (композиция) и Х. Монастерио (камерный ансамбль).

Активно помогал республиканцам во время Гражданской войны 1936 -[1939] (см. главу V его воспоминаний, изданную первоначально на французском языке Альбертом Ю. Каном и переведенную на каталонский под названием «Joia i Tristor» «Радость и грусть»). В знак протеста против франкистского режима в Испании, а также против политики невмешательства со стороны ведущих европейских государств, Казальс отказывается от широкой концертной деятельности. После падения Испанской республики ( 1939 ) он эмигрирует во Францию , а с 1956 живёт в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), где основывает симфонический оркестр ( 1959 ) и консерваторию ( 1960 ). Один из организаторов фестивалей в (Франция, 1950 1966 ) и Сан-Хуане (с 1957 ).

Пау Казальс умер от сердечного приступа 22 октября 1973 года, в возрасте 96 лет, в г. Сан-Хуан, где жили другие известные во всем мире испанцы, такие, как поэт, нобелевский лауреат 1956 г. по литературе Хуан Рамон Хименес и писатель Франсиско Аяла . Он был похоронен на мемориальном кладбище Сан-Хуан-де-Пуэрто-Рико. В этом городе проводится Фестиваль Казальса и расположен музей Пабло Казальса. 9 ноября 1979 года, после восстановления демократии в Испании , его останки были перенесены на кладбище Вендрель, в его родной город, где он сейчас покоится. В центре города Вендрель находится дом-музей Пау Казальса, а в районе Сан-Сальвадор того же города — штаб-квартира фонда Пау Казальса, где располагается другой дом-музей, перед концертным залом, носящим его имя, с его бюстом, автором которого является скульптор Жузеп Мария Субиракс .

Перу Казальса-композитора принадлежат оратория «Ясли» ( 1943 ), «Гимн Организации Объединенных Наций» (известный также как «Гимн Мира») для оркестра ( 1971 ), симфонические, хоровые, камерно-инструментальные и др. произведения. Большую известность приобрела каталонская народная « Песня птиц » в его переложении для виолончели.

Признание

Статуя Казальса, установленная к его столетию на горе Монсеррат .

С 1957 в различных странах проводятся международные конкурсы имени Казальса (1-й — в Париже) и в честь Казальса (в Будапеште). Один из крупнейших исполнителей XX в., Казальс не создал школы в общепринятом смысле этого слова, однако его вклад как в исполнительскую практику (широко известны, например, разработанные Казальсом новые приемы виолончельной аппликатуры и смычковой техники), так и в мировую музыкальную культуру в целом, неоценим. Верность моральным идеалам, бескомпромиссная нравственная позиция Казальса явились образцом и ориентиром для многих в кризисные моменты истории XX века. Вручая в 1945 Казальсу Орден Почётного легиона , премьер-министр Франции Ж.Бидо сказал, обращаясь к музыканту: «Вы — один из голосов мировой совести». Номинация на Нобелевскую премию мира ( 1958 ), Медаль за свободу ( США , 1963 ), Большой крест Ордена «За заслуги» (Франция, 1971 ) и др.

Введён в Зал славы журнала Gramophone .

Примечания

  1. (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. 3 мая 2019 года.

Литература

  • Kirk H.L. Pablo Casals; a biography. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1974.
  • Diran Alexanian. Traite Theorique et Pratique du Violoncelle. Paris : A.Z. Mathot, 1914.
  • Alavedra J. Pablo Casals. Madrid : Publicaciones Españolas, 1976.
  • Blum D. Casals and the art of interpretation. New York: Holmes & Meier Publishers, 1977.
  • Х. М. Корредор. Беседы с Пабло Казальсом. Ленинград : Музгиз, 1960.
  • Гинзбург Л. Пабло Казальс. М.: Музыка, 1966.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 240 . — ISBN 5-85270-033-9 .
  • Кан А. Радости и печали. Размышления Пабло Казальса, поведанные им Альберту Кану. Перев. с английского. М.: Прогресс, 1977.
  • Элизабета Левин . Селестиальные близнецы. — М.: Амрита-Русь, 2006. — 560 с. :илл. ISBN 5-94355-445-9 . — С. 444—467

Ссылки

  • Фонда Казальса
  • музея Казальса в Сан-Хуане
Источник —

Same as Казальс, Пабло