Весенняя сказка (фильм, 1990)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Сны » ( яп. 夢 юмэ ) , ( англ. Dreams ) или « Сны Акиры Куросавы » — фильм японского кинорежиссёра Акиры Куросавы . Состоит из восьми небольших новелл, затрагивающих взаимоотношения человека с окружающим миром, с жизнью и смертью: «Солнце, светящее сквозь дождь», «Персиковый сад», «Буран», «Туннель», «Вороны», «Гора Фудзи в красном», «Плачущий демон», «Деревня водяных мельниц». В фильме использована компьютерная графика от ILM , которая тогда только входила в моду.
Фильм задумывался Куросавой как последний. Он снимал его в возрасте восьмидесяти лет. Однако после «Снов» до своей смерти Куросава снял ещё два фильма.
Показ фильма открывал 43-й Каннский кинофестиваль в мае 1990 года.
По старинному японскому преданию, когда идёт кицунэ но ёмэири («слепой дождь»), кицунэ празднуют свадьбу. Маленький мальчик, вопреки запретам увидевший их свадебную процессию (в фильме изображены людьми в масках), находит дома меч, который ему оставили кицунэ , дабы он искупил свою вину самоубийством. Прощение он может получить только от самих кицунэ , которые, согласно преданию, живут под радугой. Отвергнутый собственной семьёй за провинность, мальчик проходит сквозь лес, выходит на луг и видит радугу, появившуюся на небе после дождя.
Мальчик, следуя за странной девочкой, встречается с духами персиковых деревьев, из вырубленного его родственниками сада, стоявшего на склоне. Мальчик плачет о судьбе сада, а духи поднимают его на смех: по их мнению, он просто любит есть персики. На это он горячо возражает: персики всегда можно купить на рынке, но нельзя купить персиковый сад в цвету. Тогда духи решают дать ему полюбоваться любимым цветущим садом в последний раз. В конце представления чудо внезапно пропадает и он видит только пни и одинокое молодое цветущее деревце, который он принял за девочку.
Группа альпинистов идёт сквозь буран к лагерю. Путь их сложен, силы на исходе, они блуждают не первый день. Постепенно буря одолевает их, большинство решает сдаться. И только один альпинист настаивает на необходимости идти дальше. Группа всё же решает передохнуть. В метели альпинисту, призывавшему не сдаваться, является смерть в образе женщины, которая хочет укрыть его покрывалом. Альпинист приходит в сознание и пытается разбудить остальных. Неожиданно метель заканчивается и оказывается, что лагерь находится от них в нескольких шагах.
Японский офицер возвращается из плена домой после капитуляции Японии , на пути проходит мрачный туннель, который с одного конца охраняет злобный пёс (возможно, Цербер ). На выходе из туннеля его начинает преследовать его рядовой, умерший у него на руках, которого ждут дома его родители. Потом из мрака выходит взвод погибших солдат, рапортующих о том, что «потерь нет». Их лица окрашены в белый цвет. Офицер испытывает угрызения совести от того, что его подчинённые погибли, а он жив, но ничего не может с этим поделать. Его солдаты так же преданно ждут его приказов и он отправляет их обратно в мрак, из которого они вышли.
« Пшеничное поле с воронами » — картина Винсента Ван Гога . Японский художник, рассматривая в музее работы Ван Гога, втягивается в их атмосферу и совершает виртуальное путешествие по местам и сюжетам картин, где встречается с их автором. Ван Гог спрашивает, почему тот не работает? Нельзя терять времени! Художник безуспешно пытается угнаться за мастером, который в конце концов предстаёт в образе несущегося локомотива.
Авария на АЭС (взрывы всех атомных реакторов) в окрестностях горы Фудзи. Ужас и паника, все пытаются убежать, хотя знают, что некуда. В воздухе облака плутония-239 , стронция-90 , цезия-137 , а один из виновников рассказывает, чем они грозят.
Человек встречает однорогого демона. Тот рассказывает ему о мутациях, происходящих с растениями, животными и даже демонами, из-за радиоактивности. Также показывает трёхрогих демонов, которые хотя и «были важными персонами в жизни и сейчас пытаются всем управлять», но сильно страдают от боли из-за своих рогов ( грехов ).
Молодой человек беседует с 103-летним стариком из захолустной деревеньки. В этой деревне нет никаких «благ» цивилизации, но старик убеждает, что зато все пользуются простыми радостями жизни и вследствие этого живут долго. Потом он уходит на весёлые похороны своей первой любви, умершей в 99-летнем возрасте.
Помимо оригинальной музыки Куросава использует (в последней новелле и на заключительных титрах) музыку из оркестровой сюиты М. М. Ипполитова-Иванова «Кавказские эскизы» (1894).
Фильм получил смешанные отзывы, в то время как на Rotten Tomatoes рейтинг одобрения критиков составил 65% из 26 рецензий. Рейтинг одобрения зрителей составил 86% .