Прощай, Берлин
- 1 year ago
- 0
- 0
«Прощай, речь 3D» ( фр. Adieu au Langage ) — французский 3D-фильм , поставленный режиссёром Жаном-Люком Годаром по собственному сценарию и ставший его 39-м полнометражным фильмом. В 2014 году был включён в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля , где был удостоен Приза жюри .
Оригинальное название фильма, «Adieu au langage», содержит языковую игру. В одном из интервью Жан-Люк Годар напомнил, что в швейцарском кантоне Во слово «adieu» употребляется как приветствие . «Само собой, здесь есть оба смысла», — прокомментировал это режиссёр. Помимо прочего, langage во французской лингвистической традиции, идущей от « Курса общей лингвистики » Фердинанда де Соссюра , употребляется в значении «речевой деятельности», способа коммуникации .
Первоначально (до Каннского фестиваля) официальным русским локализированным названием было «Слова, прощайте!» На ММКФ-2014 фильм демонстрировался под наиболее близким к первоисточнику названием «Прощай, язык» . Официальное русское прокатное заглавие — «Прощай, речь 3D» .
Своему фильму Годар предпослал стихотворный синопсис:
Суть проста. Замужняя женщина и холостой мужчина встречаются. Они любят, они спорят, наносят удары. Собака бродит между городом и деревней. Проходят времена года. Мужчина и женщина встречаются вновь. Собака оказывается между ними. Один в другом, другой в одном. А всего их трое. Бывший муж разрушает всё. Начинается второй фильм. Такой же, как и первый. Однако, и не такой. От человеческого рода переходим к метафоре. Всё заканчивается лаем. И плачем ребёнка.
Оригинальный текст (фр.)Le propos est simple. Une femme mariée et un homme libre se rencontrent. Ils s'aiment, se disputent, les coups pleuvent. Un chien erre entre ville et campagne. Les saisons passent. L'homme et la femme se retrouvent. Le chien se trouve entre eux. L'autre est dans l'un. L'un est dans l'autre. Et ce sont les trois personnes. L'ancien mari fait tout exploser. Un deuxième film commence. Le même que le premier. Et pourtant pas. De l'espèce humaine on passe à la métaphore. Ca finira par des aboiements. Et des cris de bébé.
Однако этот сюжет в самом фильме дробится на мелкие эпизоды и рассеивается по всей картине. Помимо него, также присутствуют эпизоды, в которых действуют лорд Байрон и Мэри Шелли ; эпизоды с профессором на книжном развале и его беседы с молодыми людьми; присутствуют также кадры из других фильмов и военной хроники; появляется и сам Годар (эпизод с акварелью).
Как и все остальные фильмы Годара, «Прощай, речь» содержит в себе огромное количество цитат из художественной литературы, трудов философов, а также кадры из других фильмов .
Для фильма не писалось никакой оригинальной музыки, саундтрек составляют фрагменты (часто — очень короткие) из следующих классических произведений
Фильм снят в 3D с использованием широчайшего диапазона видеотехники (часто это были два фотоаппарата, помещённые на определённом расстоянии друг от друга) . Одним из наиболее новаторских приёмов, применённых в фильме, является оригинальное использование двойной экспозиции: в разные глаза транслируются разные видеопотоки, что вынуждает зрителя создавать собственный монтаж фильма, попеременно закрывая то левый, то правый глаз .
Это второе обращением Годара к технологии 3D: в 2012-м году он представил новеллу «Les trois désastres» в составе киноальманаха «3x3D» (совместно с Питером Гринуэем и Эдгаром Пера).
В американском прокате лента собрала 346 946 долларов . В пресс-релизе кинокомпании-дистрибьютора сообщалось о том, что фильм встретил трудности с продвижением и прокатывался лишь в Нью-Йорке в малом количестве залов, в виду нежелания кинотеатров отдавать залы с трёхмерной проекцией под артхаусный проект ).
В России кассовые сборы составили 622 тысячи рублей .