Interested Article - Гласпелл, Сьюзен

Сьюзен Китинг Гласпелл ( англ. Susan Keating Glaspell ; 1 июля 1876 — 28 июля 1948) — американская писательница, драматург , журналистка и актриса . Вместе со своим мужем Джорджем Крэмом Куком она основала «Провинстаун Плейерс» , первую современную американскую театральную компанию .

Изначально известная благодаря коротким произведениям (опубликовано пятьдесят рассказов), Гласпелл впоследствии написала девять романов, пятнадцать пьес и биографию . Её рассказы часто носили полуавтобиографический характер, их действие разворачивалось на родном для писательницы Среднем Западе . В них обычно исследовались социальные проблемы, такие как гендер , этика и расхождение во взглядах, а действующими лицами были глубокие, вызывающие симпатию персонажи с твёрдой жизненной позицией. В 1930 году пьеса « Дом Элисон » принесла Гласпелл Пулитцеровскую премию .

Проведя два года в Греции, после смерти мужа Гласпелл с детьми вернулась в Соединенные Штаты. Во время Великой депрессии она работала в чикагском Управлении общественных работ , где занимала пост директора бюро Среднего Запада в Федеральном театральном проекте. Ставшие бестселлерами при жизни писательницы, после смерти её книги перестали печатать. Также Гласпелл приписывают открытие драматурга Юджина О’Нила .

С конца XX века критическая переоценка женского вклада в искусство привела к возобновлению интереса к творчеству Гласпелл и возрождению её популярности . В начале XXI века она стала признанной автором- феминисткой, первой в США современной женщиной-драматургом . Её одноактная пьеса « » (1916) часто упоминается как одно из величайших произведений американского театра . По словам ведущего британского театрального критика , Гласпелл остаётся «самым сокровенным секретом американской драмы» .

Биография

Ранние годы

Сьюзен Гласпелл родилась в Айове в 1876 году в семье фермера Элмера Гласпелла и его жены Алисы Китинг, учителя государственной школы. Помимо дочери в семье было два сына: старший Рэймонд и младший Фрэнк . Сьюзен росла на ферме чуть ниже утёсов вдоль Миссисипи у западной границы Давенпорта . Ферму приобрёл ещё прадедушка по отцовской линии, Джеймс Гласпелл, выкупив её у федерального правительства после предшествовавшей покупки у индейцев . Имевшая достаточно консервативное воспитание, Сьюзи запомнилась как «не по годам взрослый ребёнок», который часто спасал бездомных животных . Несмотря на то, что семейная ферма всё больше оказывалась окруженной жилой застройкой, мировоззрение Гласпелл формировалось на рассказах бабушки об американских пионерах и частых появлениях индейцев в годы, предшествовавшие основанию штата Айова . Выросшая прямо через реку от деревни Чёрного Ястреба , Гласпелл также находилась под впечатлением от автобиографии лидера сауков : он писал, что американцы должны быть достойными наследниками этой земли. Во время Паники 1893 года отец Гласпелл продал ферму, и семья переехала в Давенпорт .

Сьюзен Гласпелл (ок. 1883)

Гласпелл была прилежной ученицей, посещала государственные школы города, проходила углубленный курс обучения. На выпускном 1894 года она произнесла речь. К восемнадцати годам будущая писательница получила работу журналиста в местной газете. К двадцати годам она вела еженедельную колонку «Общество», в которой высмеивала богатый класс Давенпорта .

В двадцать один год Гласпелл поступила в Университет Дрейка , пойдя против местного общественного мнения, что колледж делает женщин непригодными для замужества . Выбрав философию в качестве основной дисциплины, она с успехом участвовала в дебатах с мужчинами и в последний год обучения получила право представлять университет на конкурсе штата . Газета Des Moines Daily News писала о выпускной церемонии Гласпелл и называла её «лидером социальной и интеллектуальной жизни университета» .

На следующий день после окончания университета Гласпелл получила работу на полный день в газете Des Moines в качестве репортера, что было редкостью для женщины, и особенно потому, что ей было поручено освещать деятельность в законодательных органах штата и судебные процессы об убийствах . После репортажа об обвинительном приговоре женщине, судимой за убийство мужа-тирана, Гласпелл внезапно оставила работу в газете в возрасте двадцати четырех лет.

Она вернулась в Давенпорт, чтобы посвятить себя художественной литературе . В отличие от многих новых авторов, её рассказы быстро нашли путь к читателю и стали публиковаться в самых популярных периодических изданиях , включая Harper’s , Munsey , Ladies' Home Journal и Woman’s Home Companion . Это был золотой век коротких историй. Денежный приз, полученный от журнала The Black Cat , Гласпел использовала для переезда в Чикаго , где написала свой первый роман, «Триумф побежденных» ( англ. The Glory of the Conquered ), опубликованный в 1909 году. Роман стал бестселлером, а New York Times писала:

«Если имя Сьюзен Гласпелл не является псевдонимом уже известного автора — а книга обладает столь необычными качествами для американской художественной литературы и настолько индивидуальна, что это кажется маловероятным — то «Триумф побежденных» открывает нам нового автора, обладающего превосходным и очевидным даром»

Свой второй роман, «Воображение» ( англ. The Visioning ), Гласпелл опубликовала в 1911 году. Об этой книге New York Times писала, что «она доказывает, что мисс Гласпелл по-прежнему сильна и обладает способностями, которые ставят её в один ряд с лучшими американскими рассказчиками» . Ее третий роман, Fidelity , был опубликован в 1915 году. Его New York Times охарактеризовала как «большой и реальный вклад в американский роман» .

Театр

Сьюзен Гаспелл и её муж Джордж Крэм Кук в 1917 году

Находясь в Давенпорте, Гласпелл связалась с местными авторами, чтобы сформировать Давенпортскую группу. В ней был и Джордж Крэм Кук , преподаватель английской литературы в Университете штата Айова . Он происходил из богатой семьи, был джентльменом-фермером. Кук был женат второй раз, и второй раз неудачно, но несмотря на это Гласпелл влюбилась в него. После развода Кука, Гласпелл вышла за него замуж в 1913 году.

Чтобы избежать неодобрительных сплетен и стать частью художественного мира, Гласпелл и Кук переехали в Гринвич-Виллидж , богемный район Нью-Йорка . Там они стали ключевыми участниками первого в Америке авангардного художественного движения и завели знакомство со многими из самых известных социальных реформаторов и активистов эпохи, включая Эптона Синклера , Эмму Гольдман и Джона Рида . Гласпелл стала ведущим членом ранней феминистской группы Heterodoxy, состоящей из ведущих борцов за права женщин. После серии выкидышей ей сделали операцию по удалению фиброзной опухоли.

Вместе с единомышленниками в художественных кругах, летом 1915 года Гласпелл и Кук отправились в Провинстаун (Массачусетс) на мысе Кейп-Код, где арендовали коттедж. Несмотря на слабость после перенесённой операции, Гласпелл работала с Куком и его друзьями над созданием экспериментальной театральной компании, творческого коллектива. Они ставили первые пьесы в отремонтированном рыбацком причале, подготовленном другим членами их группы. То, что впоследствии получило название «Провинстаун Плейхаус», имело целью создание и постановку художественных пьес, отражающих современные американские проблемы. Компания отвергла коммерчески более выгодные и эскапистские мелодрамы, созданные на Бродвее.

Несмотря на успехи ранней беллетристики, Гласпелл больше всего запомнилась двенадцатью новаторскими пьесами, которые представила в течение следующих семи лет. Ее первая пьеса, « » (1916), была основана на суде по делу об убийстве, которое она освещала в качестве репортера в Des Moines . Сегодня считающаяся ранним феминистским шедевром, эта постановка имела быстрый успех, она захватила зрителей смелыми взглядами на справедливость и мораль. Пьеса стал одним из наиболее упоминаемым произведением в истории американского театра. В 1921 году Гласпелл закончила « ». Посвящённое трём поколениям семьи американских пионеров, произведение, возможно, стало первой современной исторической драмой США. В том же году была закончена «Грань» ( англ. The Verge ), одна из самых ранних американских экспрессионистских пьес.

Полагая, что любительский коллектив приведет к появлению новых идей, драматурги из Провинстауна часто принимали непосредственное участие в постановке собственных пьес. Не имея профессиональной подготовки, Гласпелл получила признание как актриса. Уильям Зорах , один из первых членов группы, говорил, что «ей нужно просто быть на сцене, и пьеса и зрители оживают сами». Жак Копо , легендарный французский театральный режиссер и критик, был тронут до слез спектаклем с участием Гласпелл. Он назвал её «по-настоящему великой актрисой» .

Рыбацкий причал, где ставились пьесы Провинстаунского театра

После первых двух сезонов в Провинстауне театральная компания переехала в Нью-Йорк. Подбирая новые пьесы для постановки, Гласпелл открыла Юджина О’Нила , который в конечном итоге будет признан одним из величайших драматургов в американской истории. Среди других известных участников группы — Эдна Сент-Винсент Миллей , Теодор Драйзер и Флойд Делл, друг Гласпелла из Давенпортской группы. Когда компания стала более успешной, драматурги стали рассматривать её как средство для выхода на коммерческие театры, что являлось нарушением первоначальной цели.

Кук и Гласпелл решили покинуть основанную ими компанию, которая стала «слишком успешной». Гласпелл была на вершине театральной карьеры, последняя пьеса, «Грань», принесла наибольшее признание. В 1922 году Гласпелл и Кук переехали в Дельфы ( Греция ). Кук умер там в 1924 году от сапа — инфекционного заболевание, которым заразился от своей собаки.

Изначально пьесы Гласпелл публиковались в печатной форме, получая хвалебные отзывы от самых престижных периодических изданий Нью-Йорка. К 1918 году Гласпелл считалась одним из самых значительных новых драматургов Америки. В 1920 году её пьесы начал печатать в Англии авторитетный британский издатель Small & Maynard. Приём в Англии оказался даже лучше, чем в США. Английские критики называли Гласпелл гением и ценили выше О’Нила. Они положительно сравнивали её с Генриком Ибсеном , которого считали самым влиятельным драматургом со времен Шекспира . Чтобы удовлетворить спрос на сочинение Гласпелл, была опубликована британская версия её романа Fidelity , который разошёлся за пять недель пятью тиражами. Когда в 1925 году в Англии вышла пьеса «Наследники», каждая ведущая газета и литературный журнал считали своим долгом опубликовать обширный обзор, слившись в единодушной похвале. Один восторженный рецензент утверждал: «Эта пьеса будет жить, когда Ливерпуль станет мусорной кучей».

Однако востребованность и успех у критиков пьес Гласпелл не привели к финансовой выгоде. Чтобы поддержать себя и своего мужа в те годы, когда они работали в театре, Гласпелл продолжала публиковать рассказы в ведущих периодических изданиях. Литературоведы считают рассказы этого периода лучшими произведениями Гласпелл. Именно во время наиболее продуктивного периода в качестве драматурга Гласпелл также зарекомендовала себя как «центральная фигура в развитии современного американского рассказа».

Поздняя карьера

Афиша спектакля Alison’s House 1938 года. За эту пьесу Гласпелл получила Пулитцеровскую премию

Гласпелл возвратилась на мыс Кейп-Код после смерти мужа. Здесь она написала хорошо принятую биографию Джорджа Крэма Кука, The Road to the Temple (1927). В конце двадцатых годов она имела романтические отношения с молодым писателем Норманом Мэтсоном. В этот период из-под её пера вышло три бестселлера, которые сама считала своими лучшими произведениями: Brook Evans (1928), «Возвращение изгнанницы» ( англ. Fugitive’s Return , 1929) и Ambrose Holt and Family (1931). Она также написала пьесу «Дом Элисон» (1930), за которую была удостоена Пулитцеровской премии 1931 года. В 1932 году отношения Гласпелл с Мэтсоном закончились. Начался первый и единственный период низкой продуктивности, связанный с депрессией, алкоголизмом и плохим состоянием здоровья.

В 1936 году, во время Великой депрессии , Гласпелл переехала в Чикаго, получив должность директора бюро Среднего Запала в Федеральном театральном проекте. В течение следующих нескольких лет она восстановила отношения с родными братьями, справилась с алкоголизмом и снова вернулась к творчеству. Закончив работу в Федеральном театральном проекте, Гласпелл снова отправилась на мыс Кейп-Код. Пребывание на Среднем Западе повлияло на её работу. Последние три романа: The Morning is Near Us (1939), Norma Ashe (1942) и Judd Rankin’s Daughter (1945) — всё больше фокусировались на этом регионе, семейной жизни и теистических вопросах.

Сьюзен Гласпелл умерла от вирусной пневмонии в Провинстауне 28 июля 1948 года.

Наследие

Современники высоко ценили Гласпелл и знали как драматурга, получившего Пулитцеровскую премию. Её короткие рассказы регулярно печатались в ведущих периодических изданиях той эпохи, а некролог в New York Times заявлял, что она была «одной из самых читаемых романистов страны».

Но с 1940 года новое поколение влиятельных бродвейских критиков начало публиковать уничижительные рецензии на пьесы Гласпелл, что оказало заметное влияние в долгосрочной перспективе. Ситуацию усугубляло нежелание Гласпелл добиваться публичности и склонность преуменьшать свои достижения, возможно, в результате воспитания в традиционной скромности Среднего Запада. Кроме того, идеалистические романы Гласпелл о сильных и независимых героинях стали менее популярны в послевоенную эпоху, когда подчеркивалась роль женщины в создании домашнего уюта. Её романы перестали публиковать после смерти, из-за чего в Соединенных Штатах творчество Гласпелл игнорировалось в течение многих лет. За границей некоторые учёные обращались к её наследию, но в первую очередь интересовались экспериментальными работами провинстаунского времени.

В конце 1970-х критики, придерживающиеся феминистических взглядов, начали переоценивать карьеру Гласпелл , и с тех пор интерес к её творчеству неуклонно растёт . В начале XXI века эта область исследований считалась растущей . Начиная с конца XX века университетские издательства опубликовали несколько биографий и аналитических материалов о книгах Гласпелл. После долгого перерыва переиздана большая часть её произведений.

Благодаря достижениями в драме, романе и искусстве рассказа Гласпелл часто упоминается как «главный пример» незамеченной писательницы, заслуживающей «канонизации» . Как возможный основатель современного американского театра, Гласпелл называют «первой леди американской драмы» и «матерью американской драмы».

В 2003 году было основано Международное общество Сьюзан Гласпелл ( англ. International Susan Glaspell Society ), целью которого объявлено «признание Сьюзен Гласпелл в качестве крупного американского драматурга и автора художественной литературы». Её пьесы часто исполняются на факультетах колледжей и университетов, но широко она известна по наиболее часто антологизированными произведениями: одноактной пьесой «Детали» и рассказу на её основе « Так решили женщины ».

Избранная библиография

Русские названия приведены по журналу «Подъем» № 7, 2016 .

Драма

Художественная литература

Романы

Прочее

Примечания

  1. Susan Glaspell // (англ.)
  2. Susan Glaspell // (англ.) — 2000.
  3. (англ.) Library of Congress .
  4. Glaspell, Susan // (итал.)
  5. , , (англ.) : Women Writers from the Middle Ages to the Present — 1990. — P. 431.
  6. Ben-Zvi, Linda. «Preface.» Preface. Susan Glaspell: Her Life and Times . Oxford University Press, 2005. Ix.
  7. Sarlós, Robert K. (1984). от 14 сентября 2017 на Wayback Machine , Journal of American Culture , Vol. 7, Issue 3 (Fall 1984), pp. 65-70
  8. Ben-Zvi, Linda. «Preface.» Preface. Susan Glaspell: Her Life and Times , Oxford University Press, 2005. X.
  9. at the Internet Broadway Database
  10. Smith, Dinitia. от 20 мая 2020 на Wayback Machine , New York Times , June 30, 2005. Theater page. Print.
  11. Ben-Zvi, Linda (2005). Susan Glaspell: Her Life and Times . Oxford University Press, second cover
  12. Carpentier, Martha C. (2008). Cambridge Scholars Publishing, pp. 3
  13. Billington, Michael. от 6 октября 2019 на Wayback Machine , The Guardian , Sunday 11 October 2009. Theatre page.
  14. 1900 United States Federal Census
  15. Ben-Zvi, Linda (2005). Susan Glaspell: Her Life and Times . Oxford University Press, pp. 13
  16. Ben-Zvi, p. 25.
  17. Ben-Zvi, p. 5.
  18. Ben-Zvi, p. 17.
  19. Ben-Zvi, p. 30.
  20. Ben-Zvi, p. 35.
  21. Ben-Zvi, p. 37.
  22. Ben-Zvi, p. 28.
  23. Ben-Zvi, p. 38.
  24. Ben-Zvi, p. 47.
  25. Ben-Zvi, p. 51.
  26. Ben-Zvi, p. 98.
  27. Ben-Zvi, p. 113.
  28. Ben-Zvi, p. 159.
  29. Helen Deutsch and Stella Hanau, The Provincetown: A Story of the Theatre (New York: Farrar & Rinehart, 1931), pp. 24-25.
  30. Bach, Gerhard and Harris, Claudia (Mar., 1992). «Susan Glaspell: Rediscovering an American Playwright», Theatre Journal , Vol. 44, No. 1, pp. 94
  31. Patricia L. Bryan and Martha C. Carpentier, ed. (2010). Her America: «A Jury of Her Peers» and Other Stories by Susan Glaspell, University of Iowa Press, pp 3.
  32. Black, Cheryl (2000, Spring/Fall). [«Review of the book 'Susan Glaspell: A Critical Biography'»], by Barbara Ozieblo, The Eugene O’Neill Review , Vol. 24, No. 1/2, pp. 139—141
  33. Ozieblo-Rajkowska, Barbara (1989). «The First Lady of American Drama: Susan Glaspell.» BELLS: Barcelona English Language and Literature Studies . 1, pp. 149—159.
  34. . Дата обращения: 11 февраля 2019. 12 февраля 2019 года.
  35. Susan Glaspell. Susan Glaspell: The Complete Plays (Paperback) (англ.) . — United States: McFarland Co Inc, 2010. — ISBN 978-0786434329 .

Литература

Книги

  • Ben-Zvi, Linda. (англ.) . — Oxford University Press , 2005.
  • Ozieblo, Barbara. Susan Glaspell: A Critical Biography (неопр.) . — (англ.) , 2000.
  • Gainor, J. Ellen. (англ.) . — University of Michigan Press , 2001.
  • Ben-Zvi, Linda. ed. Susan Glaspell: Essays on Her Theater and Fiction (англ.) . — Ann Arbor: University of Michigan Press, 1995.
  • Carpentier, Martha C. (неопр.) . — (англ.) , 2001.
  • Makowski, Veronica A. Susan Glaspell's Century of American Women : A Critical Interpretation of her Work (англ.) . — Oxford University Press , 1993.

Критические статьи

  • Radavich, David. "The Heartland of Susan Glaspell’s Plays, " MidAmerica XXXVII (2010): 81-94.

Ссылки

Источник —

Same as Гласпелл, Сьюзен