Мифология почти каждого острова показывает наличие нескольких колонизационных волн и является важным историческим источником.
Острова часто выступают местом рождения богов. Аполлон и Артемида родились на Делосе, Гера — на Самосе, Посейдон и Гелиос — на Родосе, Дионис — на Наксосе.
Ахея.
В гимне к ней
Олен
говорит, что она прибыла на Делос из страны гипербореев
.
Бризо.
(
)
Богиня сна и толкования сновидений на Делосе
. Также имя пророчицы.
Гекаэрга.
(«Далекоразящая» или «Дальновержица»). Героиня на Делосе, дочь Борея, доставила Аполлону дары от аримаспов
. Ей приносят жертвы
. Ей и Опиде посвятил гимн Меланом из Ким
. Служительница Артемиды
.
Гипероха.
Девушка из страны гипербореев, посланная на Делос
. Её могила на Делосе в Артемисии
.
Заракс.
Первый муж Рео, отчим Ания
.
Лаодика.
(
)
Девушка из страны гипербореев, посланная на Делос
. Её могила на Делосе в Артемисии
.
Локсо.
Дочь Борея, доставила от аримаспов дары на Делос Аполлону
. Служительница Артемиды
.
Делос. (Астерия). Остров.
Оторвался от Сицилии и свободно плавал по морю
. Посейдон отдал его Лето взамен Калаврии
. Роговой алтарь на Делосе из правых рогов включали в число семи чудес света
. Об очищении Делоса
Писистратом
и вторично упоминает Фукидид
.
Иноп. Река на Делосе. Её нимфы воспели Аполлона при рождении
. Нимфа изобрела обряд кружения в пляске вокруг алтаря под ударами розог и кусания ствола маслины
.
Кинф. Гора на Делосе
.
Пирпела. Название Делоса, ибо на нём первым зажгли огонь
.
Евксантий.
(Эвксантий.) Сын
Миноса
и Дексифеи.
Царь Кеоса. Критяне предлагали ему царскую власть, но он отказался
. Предок Аконтия
.
Евпил.
(Эвпил.) Согласно пониманию текста Каллимаха
М. Е. Грабарь-Пассек
, сын Хрисо, основатель Иулиды и Аки на Кеосе, возвел храм Харит в Поиэссе
. Перевод здесь ошибочный, ибо на Кеосе было 4 города: Иулида, Карфея, Пиеесса и Корессия
. См. Акей (иное толкование).
Кеос.
Сын Аполлона и Мелии, его именем назван остров
.
Царская семья Меропа уничтожена Гермесом, Афиной и Артемидой. Затем царем стал сын Посейдона Еврипил, но был побежден Гераклом. Утвердилось потомство Геракла.
Живших в Низире мужей, населяющих Казос и Крапаф,
Град Эврипилов Коос и народ островов Калиднийских
Два предводили вождя: и Фидипп, и воинственный Антиф,
Оба Фессалом рожденные, царственным сыном Геракла.
Тридцать за ними судов принеслися, красивые строем.
(
Гомер. Илиада II 676—680
, перевод Н. И. Гнедича)
Персонажи:
Агрон.
Сын Евмела с Коса. Оскорблял богов. Говорил, что не любит светлоокую богиню, так как у его сестер глаза чёрные. Гермес превратил его в ржанку
.
Кандал (сын Гелиоса)
. Один из Гелиадов. Сын Гелиоса и Роды. Удалившись с Родоса после убийства брата, поселился на Косе
.
Клития.
С Коса. Родила от Еврипила сына Халконта
.
Кос.
(Ко.) Дочь Меропа, царя Коса, и нимфы Эфимии. Её именем отец назвал остров
. Видимо, её упоминает Еврипид как превращенную в лань
. Либо дочь Гелиоса, мать Меропа, изготовила свою золотую статую
(в рукописи Палефата «мать Пелопа»
).
Остров
. «Лемносский грех» упоминает Эсхил
. Миф излагался в трагедии Эсхила «Лемниянки» (фр.123a-b Радт), трагедии Софокла «Лемниянки» (фр.384-388 Радт), комедии Аристофана «Женщины с Лемноса», Антифана и Никохара «Лемниянки». Есть и другое предание, как пеласги, изгнанные из Аттики и поселившиеся на Лемносе, похитили афинских женщин, но затем перебили их, а также рождённых от них детей
. Каждый год Лемнос очищали от скверны в течение 9 дней, тушили все огни и привозили новый с Делоса
. «Женщины с Лемноса» (
ra-mi-ni-ja
, лемниянки) упоминаются в микенских текстах
.
Наиболее известны культ Гефеста и мотив мужеубийства. Также видна связь с Дионисом и Афродитой.
Актор.
Царь Лемноса
.
Алкимаха.
(Алкимахейя.) Одна из вакханок с Лемноса, участница индийского похода Диониса
. Убита Морреем
.
Алкимеда.
С Лемноса, убившая своего отца
.
Амифаон.
Житель Лемноса, его дом посещает Афродита
.
Гарпалион.
Отец Алкимахи с Лемноса
.
Гилас.
Житель Лемноса, жених Гипсипилы. Убит своей матерью Мирмидоной
.
Мифы достаточно нетипичны, мало чудесных элементов, многие близки к легендам. Есть указание на несколько колонизационных волн.
Персонажи:
Агамеда.
(
) Дочь Макарии, которую звали Пиррой. Её именем назван источник у Пирры на Лесбосе
.
Априата.
Девушка с Лесбоса. В неё влюбился царь Трамбел и пытался овладеть ей, она сопротивлялась, и он бросил её в море (либо она сама бросилась в море), и утонула
.
Геликаон.
Брат Гипсипила из Мефимны (Лесбос)
.
Гикетаон.
(
) Сын Мефимны, лесбосский герой. Убит Ахиллом при завоевании Лесбоса
.
Гипсипил.
Герой из Мефимны, брат Геликаона. Убит Ахиллом при завоевании Лесбоса
.
Грас.
(Гра.) Сын Эхела (Архелая), правнук Ореста. Поселился в Эолиде при помощи лакедемонян
. Проник до реки Граника и захватил Лесбос, переправив туда своё войско
.
Диомеда (дочь Форбанта).
Пленница Ахилла
. Дочь Форбанта с Лесбоса. Изображена на картине Полигнота в Дельфах
.
Исса.
Дочь Макарея. Аполлон превратился в пастуха и соблазнил её
. Либо родила от Гермеса сына Прилида
.
Макария.
Жительница Лесбоса, она же Пирра. Мать Агамеды
.
Мегакло.
Согласно Мирсилу Лесбосскому, дочь Макарея с Лесбоса, который ссорился с женой. Мегакло купила девять служанок из Мисии и назвала их
Мойсами
, научила их петь и играть на кифаре, и они успокаивали гнев отца, за это Мегакло посвятила богам их статуи
.
Метас.
Согласно Гелланику, тиррен, основал город Метаон на Лесбосе
.
Мефимна.
(Метимна). Дочь Макарея, жена Лесбоса. Её именем назван город
.
Митилена.
Дочь
Макарея
. Её именем назван город
. Возможно, её имя от одного из названий мидий (
митил
)
.
Пирра.
(
) Она же Макария, её именем назван город на Лесбосе
.
Писидика.
(
) Дочь царя Мефимны. Влюбилась в Ахилла, осаждавшего город, и предала город, открыв ворота. Ахилл приказал воинам побить её камнями. Об этом рассказано в поэме «Основание Лесбоса»
(возможно, написана
Аполлонием Родосским
).
Прилид.
(Прилис.) С Лесбоса. Упомянут Семонидом
. Сын Гермеса и Иссы, предсказал взятие Трои с помощью деревянного коня
. Под этим именем известен прорицатель, сын Гермеса
.
Сминфий.
Один из восьми царей Лесбоса. По оракулу и жребию его дочь принесли в жертву Нереидам и Амфитрите, по молве, её спас её возлюбленный Энал
.
Филомелид.
Силач с Лесбоса, побежденный Одиссеем
. По византийским комментаторам «Одиссеи», царь Лесбоса, принуждавший путников вступать с ним в состязание в борьбе
.
Центральный персонаж мифов — Дионис. Примечательно, что миф о двух братьях-соперниках, погубивших друг друга из-за женщины, на Наксосе варьируется трижды (От и Эфиальт, Гекетор и Сикел, Скеллид и Агассамен).
Левкипп (сын Наксоса).
Царь Наксоса. Сын Наксоса, отец Смердия
.
Наксос.
Сын Полемона. Царь карийцев, заселил Наксос, прибыв из Латмии, дал острову своё имя вместо прежнего названия Дия. Отец Левкиппа.
. По другой версии, сын Аполлона и Акакаллиды
.
Онар.
Жрец Диониса. С ним на Наксосе разделила ложе Ариадна
.
Сикел.
Предводитель фракийцев на Наксосе. Поспорил из-за Панкратиды с Гекетором, они убили друг друга
.
Скеллид.
Сын Гекетора, фракиец с Наксоса, брат Агассамена. Взял в плен с братом Ифимеду и её дочь Панкрато из Фессалии. Они с братом влюбились в Панкрато и убили друг друга
.
Смердий.
Сын Левкиппа, царь Наксоса. При нём на остров с Крита прибыли
Тесей
и
Ариадна
.
Посейдон
. Тягался с Дионисом за Наксос, но проиграл.
. Исторический персонаж.
Парос
Сюжеты небогаты, указывают на связь с Критом и подчинение острова Гераклом.
Парос. Остров
. О жертвоприношении
Миноса
на Паросе см. Каллимах, кн. 1 «Причин». Остров назывался Миноя
.
Персонажи:
Алкей (сын Андрогея).
Сын Андрогея. Радаманф сделал его царем Пароса
. Геракл взял его с собой с Пароса. Предоставил ему для заселения Фасос.
Евримедонт (сын Миноса).
Сын Миноса и Парейи. Жил на Паросе.
Сыновья Миноса на Паросе убили двух спутников Геракла,
Геракл
одних перебил, других стал осаждать, и взял вместо них двух внуков Миноса — Алкея и Сфенела
.
Клеобоя.
Принесла с Пароса на Фасос обряд тайного служения Деметре. Изображена на картине Полигнота в Дельфах сидящей в лодке Харона, рядом с ней Теллид, дед
Архилоха
.
Мелисс.
Паросский царь, у которого было 60 дочерей, посвященных в мистерии
Персефоны
, поэтому жрицы на празднестве
Фесмофорий
назывались «
мелиссы
» — пчелы
.
Нефалион.
(
) Сын Миноса и Парейи. Жил на Паросе.
Парейя.
Нимфа. Родила Миносу 4 сыновей.
Сфенел (сын Андрогея)
. Сын Андрогея, внук Миноса. Геракл взял его с собой с Пароса. Предоставил ему для заселения Фасос, покорив живших там фракийцев.
Филолай.
Сын Миноса и Парейи. Жил на Паросе.
Убит Гераклом (Любкер).
Хрис (сын Миноса).
Сын Миноса и Парейи. Жил на Паросе.
Родос
Из мифов следует, что переселенцы прибывали на Родос в основном из Арголиды, Фессалии и Крита. Наиболее значима роль Посейдона и Гелиоса. Оба этих бога считались родившимися на Родосе. Культ Гелиоса больше, чем где-либо в Греции.
Боги:
Аполлон
. Менее значим, но присутствует. Убивает тельхинов.
Гермес
. Заметен. По версии, отец Роды. Влюбляется в Апемосину.
Зевс
. С ним связан Атабирий. Гималия рожает ему трех сыновей, но они не создают династию.
Парфения
(дочь Триопа). Дочь Триопа, сестра Форбанта, вместе с ним поселилась в Иалисе
.
Периерг.
Сын Триопа, брат Форбанта. Поссорился с братом и проклял его, отчего острова стали называться Ареи (клятвенные), поселился в Камирской области (Родос)
.
В Библии упоминается
Доданим
, сын
Иавана
(Быт. 10, 4). В самаритянском тексте и Септуагинте в этом месте Роданим, то есть родосцы. По другой конъектуре, нужно исправить Дораним, то есть дорийцы
.
Критиния. (Кретиния.) Местность на Родосе.
Линд.
Город. Там был древний культ Афины Линдии
, в храме Афины Линдии золотыми буквами был записан текст VII олимпийской песни Пиндара
. Известен рассказ, что линдская дева оскорбила угощавшегося Геракла, и низверглась со скал
. По другому рассказу
Геракл попросил у линдского пахаря пищи для своего юного сына Гилла, тот отказал, но Геракл заколол быка и пообедал. Все это время пахарь продолжал ругаться. Геракл сделал его своим жрецом и воздвиг алтарь, на котором приносят в жертву двух молодых бычков. Это было в гавани Термидрах
.
Офиусса.
Древнее название Родоса. Ставят в ряд таких названий островов, как Фойникусса, Пифекусса, Мелусса, Кромиусса, Питеусса, Котинусса, Калафусса, Аигуссай, Лопадусса и др.
.
Родос
. Остров.
Согласно храмовой хронике Афины Линдии, три филы: Автохтоны, Тельхины, Алиады (Гелиады?). Также родовые филы: Эрастиды, Алфемениды, Аргеи. Известны демы: Бибассии, Евфениты
.
Родосцы. Жители
.
Термидры. Гавань линдийцев. Там Геракл принес в жертву богам быка.
Самос — крупнейший центр культа Геры, которая родилась там. Также велика роль Посейдона. Присутствует и Аполлон. У
Гомера
ни разу не упоминается (в «Илиаде» XIII 12, XXIV 78, 753 Самосом именуется Самофракия, а в «Илиаде» II 634 и «Одиссее» XV 367 — Кефалления).
Галиферс
(Алиферс) (
). Сын царя лелегов Анкея и Самии
.
Имбрас.
Бог реки на Самосе. Хисия родила ему дочь Окирою
.
Кидролай.
Сын Макарея. Вывел колонию с Лесбоса на Самос и стал царем
.
Ксанф
. С Самоса. В него влюбилась Алкиноя и бросила ради него мужа и детей, но затем раскаялась и бросилась в море
.
Леогор.
Сын Прокла. Царь Самоса. Андрокл и эфесцы пошли на него походом и изгнали самосцев с острова. Часть их поселилась на Дардании, которую стали называть Самофракия; другие же с Леогором укрепили Анею, спустя 10 лет вновь отвоевали Самос, изгнав с него эфесцев
.
Скелмий.
Скульптор, изготовивший древнейший столб Геры на Самосе
.
Тембрион.
Прибыл на Самос во время ионийского переселения
.
Хисия.
Родила Имбрасу дочь Окирою
.
Энуд.
Сын царя лелегов Анкея и Самии
.
Топонимы:
Ампел.
Гора на Самосе
.
Парфения.
Древнее название Самоса
. Ибо там росла Гера и там вышла за Зевса замуж
.
Самос
.
Остров Самос назван в честь местного героя или переселенца с Итаки или Кефаллении
. Остров также называли Имбрас, Парфения, Дриусса, Амфиусса и Меламфил
. Самосцы, по словам Евфориона, поклоняются овце
.
Согласно «Илиаде» (IX 667), Ахилл разрушает Скирос и обращает жителей в рабство. Однако во всей последующей традиции, начиная со
Стасина
, царь Скироса выступает как союзник ахейцев.
Персонажи:
Абант.
Страж башни на Скиросе. Встретил Одиссея и Диомеда
.
Нисея.
Согласно варианту чтения текста Биона, кормилица Деидамии, которая мешает её встрече с Ахиллом
.
Парфенопа
. Согласно Асию, дочь царя лелегов
Анкея
и Самии. Родила от Аполлона
Ликомеда
.
Пирра.
По одной из версий, имя
Ахилла
среди женщин
.
Энией.
Царь Скироса, побежденный Ахиллом
. Сын Диониса и Ариадны, основатель города Скирос
. По другой версии,
Радаманф
сделал его царем Кирна (в Эгейском море)
.
Топонимы:
Скирос
. Остров.
Жители Скироса составляли хор в несохранившихся трагедиях
Софокла
,
Еврипида
и неизвестного автора с одинаковым названием «Скиросцы/Скирийцы/Скириянки» (точный перевод неясен).
Аристагор из Тенедоса. Исторический персонаж (V в. до н. э.), адресат XI Немейской песни
Пиндара
. Потомок по отцу Писандра, а по матери —
Меланиппа (сына Астака)
.
Впервые на острове появилось потомство Посейдона, но важнейшая мифологическая фигура —
Энопион
, четко связанный с
Дионисом
. С Хиосом связан образ
Ориона
. Цари Амфикл, Политекн, Гектор, Гиппокл уже относятся к полуисторическим персонажам и датируются 8-7 вв. до н. э., хотя традиция не видит разрыва между ними и эпохой Энопиона.
Персонажи:
Агел.
С Хиоса. Сын Посейдона и нимфы
.
Амфикл
. По вещанию из Дельф прибыл из Гистиеи на Евбее на Хиос. Принял царскую власть после Энопиона и его сыновей. Прадед Гектора (с Хиоса)
. Согласно М. Ю. Лаптевой, его нужно отличать от тирана Амфикла (см. ниже)
.
Амфикл
. Правитель Хиоса, помог
в захвате власти в Эритрах
. Жил в VII веке до н. э.
.
Афамант
(сын Энопиона). Сын Энопиона. Прибыл на Хиос вместе с отцом
.
Аэро.
Дочь Энопиона и Гелики, к ней сватался Орион и изнасиловал её
. Либо её звали Меропа.
Гектор (с Хиоса)
. Правнук Амфикла. Царь Хиоса. Начал войну с жившими на острове абантами и карийцами, перебил или заставил удалиться по договору. Установил совместное принесение жертв с ионянами в Панионийском святилище
. Жил, по разным толкованиям, либо в VII в. до н. э.
, либо в XI—X вв. до н. э.
. См. ниже: Эгертий.
Гелика.
(
) Нимфа, жена Энопиона, мать Аэро с Хиоса
.
Геро.
По версии, дочь Энопиона
. Она же Аэро.
Гиппокл.
Из рода
Нелея
, отец Фобия
. Царь Хиоса, во время свадьбы в шутку вскочил на повозку невесты, и его убили друзья жениха. По оракулу виновников убийства выселили в Левконию
. Событие датируется 7 в. до н. э.
Еванф.
(Эвантей.) Сын Энопиона. Прибыл на Хиос вместе с отцом
. Отец Марона из Исмара
.
Мелан
(сын Посейдона). С Хиоса. Сын Посейдона и нимфы
.
Мелан
(сын Энопиона). Сын Энопиона. Прибыл на Хиос вместе с отцом
.
Политекн.
Правитель Хиоса, вместе с Амфиклом помог
в захвате власти в Эритрах
. Жил в 7 в. до н. э.
.
Салаг.
Сын Энопиона. Прибыл на Хиос вместе с отцом
.
Тал.
(Талос.) Сын Энопиона. Прибыл на Хиос вместе с отцом
.
Фионей.
(Тионей.) Сын Диониса, отец Фоанта, правил на Хиосе
. Возможно, возник в результате ошибки переписчика
.
Хиос
. (
) Сын Посейдона и нимфы острова. Согласно трагедии Иона, когда нимфа рожала, выпал снег (
хион
), и мальчика назвали Хиос
. Сводный брат Агела и Мелана.
Эгертий
. Вывел ионийскую колонию на Хиос, приведя с собой смешанное население
.
Долиха. Древнее название Икарии.
Остров, который любит Артемида
.
Фракс.
(
) Сын
Ареса
, эдониец. Повел армию на острова, захватив Лемнос. Когда он напал на Делос, Аполлон поразил его войско некоей болезнью (проказой?). Они не смогли вернуться и поселились на Икарии.
Эпопей.
Старый рыбак с Икарова острова, жил в золотом веке. Его проглотило морское чудовище за то, что он съел помпилов
.
Микон. (
Миконос
.) Остров.
Под ним погребены последние гиганты, истребленные Гераклом
. Репутация миконцев была плохой
. Трава микон посвящена Аполлону и Артемиде
.
Пепарефос
Скиаф (
Скиатос
) и Пепареф. Островки. Там некоторое время жил
Пелий
.
Мелас.
Потерпел крушение около Феры, его именем названы Мелантийские скалы
.
Мемблиар.
Сын Пойкила. Кадм отправил его начальником поселенцев на остров Феру (Каллисту). Восемь поколений финикиян жили на острове
. Потомки Мемблиара уступили власть Ферасу
.
Самос.
Из рода Евфемидов, спутник Фераса, отец Евфема младшего
.
Грин.
Царь Феры (7 в. до н. э.), отец
Батта
(ошибка Юстина)
.
Фолегандрос
Фолегандр.
По Стефану Византийскому, сын Миноса
.
Хриса
Хриса
(«Золотая») — остров, где был укушен змеей
Филоктет
(или позднее высажен Филоктет). Также богиня этого острова (и/или Лемноса), богиня Луны, покровительница мореплавателей, отождествляемая с Афиной
. На этом острове
Геракл
принес жертву перед взятием Трои, ахейцы повторили жертвоприношение, но Филоктета укусила змея
. На острове жил жрец
Хрис
, чью дочь пленили ахейцы
. Отыскать его древние не могли и объясняли это тем, что он потонул в море
.
Ономакрит
вставил в стихи Мусея оракул, что острова рядом с Лемносом потонут в море, а Лас Гермионский уличил его
.
Кримисса.
(
лат.
Krumissa
) — остров, куда Посейдон перенёс
Феофану
. Согласно
Д. О. Торшилову
, не идентифицируется
. Однако Кримисса в Италии — местность, где позднее поселился Филоктет
. Исходя из этого, возможно, Кримисса — безлюдный остров Хриса, где обитал Филоктет.
Малые острова
Анафэ. (
Анафи
.) Остров
. Когда аргонавты попали в бурю, Аполлон явил из глубины остров Анафэ. Аргонавты воздвигли на нём святилище Аполлону Эглету
(«Сверкающему»
. Сперва остров был заселен финикийцами
.
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1.3-4
Лукиан. Морские разговоры 10, 1
Страбон. География VIII 6, 14 (стр.374)
Ватиканский аноним. О невероятном II 3
Фукидид. История III 104, 1-2
Каллимах. Гимны IV 256
Каллимах. Гимны IV 326—329
Гимны Гомера I 26; Страбон. География X 5, 2 (стр.485)
Плиний Старший. Естественная история IV 12 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.75
Каллимах, фр.75 Пфайфер, пер. Ю. А. Голубца
Овидий. Метаморфозы VII 370; Антонин Либерал. Метаморфозы 1
↑
Каллимах, фр.75 Пфайфер
↑
Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.476
Вакхилид. Эпиникии I 127; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 1, 2
Пиндар. Пеан 4 (фр.52d), ст.36
↑
Каллимах, фр.67 Пфайфер
Каллимах, фр.75 Пфайфер в пер. М. Е. Грабарь-Пассек
Страбон. География X 5, 6
Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.224
↑
Антонин Либерал. Метаморфозы 15, 4
Меропида, фр.2-4 Бернабе
Антонин Либерал. Метаморфозы 15
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 57, 2
Феокрит. Идиллии VII 5
↑
Гигин. Астрономия II 16, 1
Еврипид. Елена 381—383
Палефат. О невероятном 30 конъектура
Вестник древней истории. 1947. № 3. С.251
↑
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 81, 8
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 6, 2 далее
Мосх. Плач о Бионе, ст.97
Гимны Гомера I 42
Пиндар. Немейские песни IV 27; Истмийские песни VI 33
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 5 далее
Эсхил. Хоэфоры 631—640
Геродот. История VI 138; Плутарх. Греческие вопросы 21
Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.138
Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. М., 1988. С.54
↑
Гигин. Мифы 102
Нонн. Деяния Диониса XXVII 326
Нонн. Деяния Диониса XXX 191
Стаций. Фиваида V 236
↑
Валерий Флакк. Аргонавтика II 163
Нонн. Деяния Диониса XXX 193
↑
Стаций. Фиваида V 223
Стаций. Фиваида V 207
Гигин. Мифы 273
Валерий Флакк. Аргонавтика II 176—183
Валерий Флакк. Аргонавтика II 136—142
Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 697—711; Валерий Флакк. Аргонавтика II 326
Валерий Флакк. Аргонавтика II 162; Гигин. Мифы 15
↑
Стаций. Фиваида V 226
Стаций. Фиваида V 220
Валерий Флакк. Аргонавтика II 136
Стаций. Фиваида V 221
↑
Схолии к Пиндару. Пифийские песни IV 255 // Malkin I. Myth and territory in the Spartan Mediterranean.
Cambridge University Press
. 2003. P.176
Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 601; Большой этимологик // Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.102
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 17
Валерий Флакк. Аргонавтика II 142
Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.192
Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 662—702
Валерий Флакк. Аргонавтика II 315
Гигин. Мифы 15
Стаций. Фиваида V 90, 131
Стаций. Фиваида VI 342
Стаций. Фиваида V 159
Стаций. Фиваида V 209
Стаций. Фиваида V 225
Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 630
Гомер. Илиада I 594; Одиссея VIII 294; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 604
Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. М., 1982. С.23
Полибий. История XXXIV 11, 4
↑
Николай Дамасский. История, фр.42 Якоби
Парфений. О любовных страстях 26, 1-2, ссылка на Евфориона
↑
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 57, 8
Пиндар. Олимпийские песни VII 74
↑
Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества. Л., 1951. С.31
↑
Пиндар. Олимпийские песни VII 74; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 57, 8
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 55, 1
↑
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 55, 5
Стефан Византийский. Этника // Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества. Л., 1951. С.18
Афиней. Пир мудрецов VI 82, 262f
Афиней. Пир мудрецов VI 262е, ссылка на Диевхида
Нонн. Деяния Диониса XXXVII 162
Нонн. Деяния Диониса XXXVII 163
Афиней. Пир мудрецов VI 82, 262f, ссылка на Диевхида
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 56, 5; 57, 2
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 56, 5
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 55, 2
↑
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 2, 1
Комментарии И. Ш. Шифмана в кн. Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993. С.274; Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С.194
Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.405
Овидий. Ибис 499—500 комм.
Лактанций. Божественные установления I 21, 33-35; Конон. Мифы 11 // Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.153
↑
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 11
Ильинская Л. С. Древнейшие островные цивилизации центрального Средиземноморья в античной исторической традиции. М., 1987. С.71
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 4 далее
Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества. Л., 1951. С.109, 111
↑
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 13
↑
Павсаний. Описание Эллады VII 4, 1, со ссылкой на Асия
↑
Афиней. Пир мудрецов VII 19, 283е, ссылка на поэму Аполлония «Основание Навкратиса»
Парфений. О любовных страстях 27
Павсаний. Описание Эллады VII 4, 3
Примечания Н. В. Брагинской в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.515
Элиан. О природе животных XV 23 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.572
↑
Павсаний. Описание Эллады VII 4, 1
Каллимах. Из кн.4 «Причин»
Страбон. География X 2, 17 (стр.457); XIV 1, 3 (стр.633)
Страбон. География X 5, 13 (стр.488); XIV 1, 15 (стр.637)
Каллимах. Гимны IV 49
Лактанций. Божественные установления I 17, 8, по Варрону
Страбон. География XIV 1, 15 (стр.637)
Стефан Византийский. Этника // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.30
Климент. Протрептик 39, 9
возможно, имя искажено в рукописи
Гигин. Мифы 270
Нонн. Деяния Диониса XIII 415
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 48, 1
Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 61, 3
Страбон. География X 3, 21 (стр.472)
Валерий Флакк. Аргонавтика II 437
Нонн. Деяния Диониса III 191
Нонн. Деяния Диониса XIII 393
Гесиод. Перечень женщин, фр.177 М.-У.
Страбон. География VII, фр.50а
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 12, 1
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 47, 1-2
Страбон. География X 2, 17 (стр.457); XII 3, 20 (стр.549)
Ликофрон. Александра 80
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 47, 2
Гомер. Илиада II 672; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 53, 2; Квинт Смирнский. После Гомера VI 540
↑
Квинт Смирнский. После Гомера XI 63-70
↑
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 53, 4
↑
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 53, 1
Гомер. Илиада II 672; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 13; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 53, 2
Стаций. Ахиллеида I 701
Стаций. Ахиллеида I 724, 820
↑
Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.117
↑
Гомер. Илиада IX 667
Бион. Эпиталамий Ахилла и Деидамии 30; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1998. С.320
Гигин. Мифы 96; Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1993. С.298
Схолии к Гомеру. Илиада IX 668 // Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.104; Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. СПб, 2005. С.350
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 79, 3
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 11
Овидий. Ибис 451—452; Схолии к Овидию ссылаются на Каллимаха; Примечания
М. Л. Гаспарова
в кн. Овидий. Собрание сочинений. СПб, 1994. В 2 т. Т. 1. С. 505