Экзегетика
- 1 year ago
- 0
- 0
Экзеге́тика (экзеге́за, др.-греч. ἐξηγητικά , от ἐξήγησις — «истолкование, изложение») — раздел богословия , в котором истолковываются библейские и другие религиозные тексты; учение об истолковании текстов , преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности .
По экзегетике понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением и вскрытием намёков , смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.
Экзегетика послужила основным источником герменевтики ( ἑρμηνευτική , от ἑρμηνεύω — «разъясняю, толкую»). Несмотря на то, что эти термины употребляются иногда как синонимы , понятие герменевтика гораздо шире, если экзегетика — это исключительно толкование текстов, то герменевтика включает в себя интерпретацию всех видов коммуникации письменной, вербальной и невербальной.
Среди христиан есть множество различных взглядов на толкование Библии. В основном они сводятся к двум главным концепциям:
Наиболее популярной формой библейской экзегетики являются комментарии к Библии. Обычно они издаются многотомниками наподобие энциклопедии, где каждый том посвящён одной или двум книгам Библии, и толкуют книги в том же порядке, в котором они расположены в Библии. Каждый комментарий обычно состоит из введения, за которым следует детальный разбор текста. До начала XX века комментарии обычно писал один автор, который детально излагал свой взгляд на Священное Писание . Сейчас обычно практикуют написание комментариев к Библии коллективом авторов, где каждый даёт комментарий к отдельным книгам. Комментарии обычно различаются способом интерпретации, в частности, авторы, принадлежащие к разным конфессиям , по-разному комментируют Библию; комментарии различаются также по глубине, аккуратности, силе теологической и критической мысли.
В католической традиции существуют специальные центры библейской экзегетики: École Biblique в Иерусалиме и Pontificio Istituto Biblico в Риме .
Протестантской экзегетикой занимаются в университетах, преимущественно в Германии и США.
Традиционная экзегетика в иудаизме представлена раввинистической литературой, в которую входят Мишна , оба Талмуда , Мидраш . В иудаизме экзегетика называется мефаршим ( ивр. מפרשים ), что означает «комментаторы».
Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилонии , поэтому имеются два Талмуда — Иерусалимский Талмуд ( Талмуд Ерушалми ) и Вавилонский Талмуд ( Талмуд Бавли ).
Мидраш является гомилетическим методом экзегетики, собранием комментариев к Танаху , толкованием параграфов Торы Моисея, относящихся к иудейским законам. Мидраш делится на два больших раздела — свод правовых и ритуальных законов, называемый « галахой », которая является экзегетикой письменного закона Торы, и незаконодательной аггадой , экзегетикой тех отрывков Торы, которые не связаны с законами иудаизма, но являются поучительными историями на все случаи жизни.
В галахических, а также в аггадических толкованиях, толкователь стремится не столько искать первоначальный смысл текста, сколько найти подтверждение в Торе собственных концепций и идей, правил поведения и учения, для которых он хотел бы найти библейские основания. Этому способствовала, с одной стороны, вера в то, что слова Торы многозначны, и, с другой стороны, серьёзной интерпретации подвергались малейшие особенности текста. Из-за этого в своих толкованиях Мидраш отклонялся всё дальше и дальше от первоначального смысла писания.
Толкование Таннаев отличает два разных подхода к экзегетике, первый характеризуется нахождением тезисов из Библии как средство доказательства своей точки зрения, второй использованием таких пассажей из Библии, которые служат для мнемотехники — эти два вида использования библейского текста позже практиковались и в вавилонской школе.
Вавилонские амораи были первыми, кто использовал выражение « пшат » («простой») для обозначения первичного смысла писания, противопоставляя его « драш », глубинному смыслу, выявленному толкователями. Эти два уровня стали позже важными особенностями в истории еврейского толкования Библии.
В седьмом веке масореты посвятили себя тому, чтобы сохранить первоначальный смысл писания, добавив огласовки и пунктуацию для правильного прочтения текста, с одной стороны они способствовали сохранению первоначального смысла, с другой стороны породили новую ветвь экзегетики, толкующую их нововведения.
Еврейская экзегетика не закончилась написанием Талмуда и продолжалась на протяжении всех веков в различных центрах изучения писания по всему миру. До сегодняшнего дня продолжается изучение и толкование Танаха, и экзегетика считается важной для понимания смысла священного писания.
Миманса — это школа индийской философии, также называемая пурва-миманса, серьёзно занимающаяся экзегетикой древних индийских текстов, она дала серьёзный толчок развитию филологии и философии языка . В трудах Бхартрихари излагается учение о неразрывной связи звука и его значения (обозначающего и обозначаемого).
Тафсир ( араб. تفسير , «интерпретация») арабское обозначение экзегетики, или комментария Корана . Автор тафсира называется муфассир ( араб. 'مُفسر , множественное число: араб. مفسرون , муфассирун ).
Тафсир не включает в себя эзотерические и мистические интерпретации, которые называются Тавиль . Эзотерические интерпретации обычно не противоречат общепринятым, они обсуждают более глубокие уровни понимания Корана. Хадисы Мухаммада провозглашают, что у Корана есть более глубокий уровень понимания, а у этого уровня ещё более глубокий, и таких уровней семь Некоторые исламские секты налагают прямой запрет на эзотерические интерпретации Корана.