Interested Article - Дзанни

Рисунок Жака Калло (начало XVII века).

Дза́нни ( итал. Zanni ) — большая группа персонажей-слуг (масок) итальянской комедии дель арте , среди которых самые важные: Бригелла (первый дзанни венецианского квартета масок), Арлекин (второй дзанни венецианского квартета масок), Ковьелло (первый дзанни неаполитанского квартета масок) и Пульчинелла (второй дзанни неаполитанского квартета масок). Сюда же относятся и девушки-служанки Коломбина , Фантеска , Смеральдина и др.

Слово «дзанни» происходит от имени «Джанни» ( итал. Gianni ) в венецианском произношении. Дзан Ганасса — так звали одного из первых актёров, прославивших эту маску.

Дзанни на подмостках площадного театра — одни из самых старых масок, продолжающие традицию придворных и карнавальных шутов . Они появляются в итальянских фарсах XV в., а ещё раньше — на страницах новелл Возрождения . Это слуги, бывшие крестьяне, покинувшие из-за бедности и безработицы родные места ( Бергамо для северных масок, Кава и Ачерра для южных) в поисках лучшей жизни в процветающих портовых городах ( Венеция на севере Италии и Неаполь на юге). Горожане с насмешкой смотрели на пришлых людей, охотно над ними смеялись. Они часто изображают их окончательно глупыми (Арлекин), или умными, но с непривычными для горожанина, провинциальными поступками (Бригелла), с характерным для «деревенщин» говором (Арлекин и Бригелла, например, говорят на довольно односложном бергамском диалекте ломбардского языка ). Со временем, конечно, эта сатира смягчилась, тем более, что именно дзанни ведут активную интригу сценария, помогая влюблённым в их противостоянии старикам Панталоне и Доктору .

Источники

  • А. К. Дживелегов, «Итальянская народная комедия», Москва, 1954, стр. 112—118.

Ссылки

  • и
  • и
Источник —

Same as Дзанни