Пантало́ны
(
фр.
pantalon
— «паяц,
шут
», по имени персонажа
комедии дель арте
Панталоне
, носившего широкие штаны
) — женская и детская поясная одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и верхние части ног по отдельности и надеваемая
непосредственно на тело
, нательное бельё
. В XIX веке в России панталонами на французский манер именовались также мужские длинные штаны навыпуск без заглаженной складки
, позднее для этого предмета одежды распространилось слово «
брюки
»
.
Мужское нательное поясное бельё
, покрывающее по отдельности ноги до ступней, называется «
кальсоны
»
.
Женские панталоны появились в XVI веке в
Венеции
, пользовались большим успехом у
куртизанок
и были раскритикованы церковью. Панталоны поддевали с XVII века профессиональные танцовщицы,
Людовик XV
повелел актрисам и танцовщицам носить нижнее бельё. В начале XIX века воспитанниц английских пансионов обязали заниматься гимнастикой в специальных трусах длиной до середины икры, затем панталоны распространились с модой на
кринолины
, которые, задираясь, демонстрировали то, что не было предназначено для посторонних глаз. В
Викторианскую эпоху
панталоны под кринолинами представляли собой два не сшитых между собой полотна, которые пришивали к поясу и стягивали внизу
оборкой
или
тесьмой
.
прикрывали ноги и оставляли промежность и ягодицы открытыми для удобства отправления естественных надобностей. На рубеже XIX и XX веков панталоны стали сшивать между ног, а сзади для удобства оставляли клапан
. Панталоны распространились также благодаря новым модным танцам второй половины XIX века —
канкану
и
, во время которых задирались юбки и высоко поднимались ноги. Женские белые панталоны с разрезом и кружевами на уровне колена эротизировались и вскоре вошли в знаковую систему
Прекрасной эпохи
. Символ парижских удовольствий, они появлялись на афишах, юмористических рисунках, в рекламе
. В 1920-е годы с модой на короткие и узкие юбки панталоны укоротились
.
Согласно Товарному словарю 1959 года, в СССР панталоны относились к женскому и детскому белью и выпускались из шёлкового, хлопчатобумажного и шерстяного трикотажа и бельевых тканей (
мадаполама
,
батиста
, полотна,
бязи
)
. Трикотажные панталоны имелись в трёх типах: длинные (с низом ножек на резинке или манжете), короткие и панталоны-
трусы
, тканевые панталоны — простые типа трусов и широкие, похожие на юбку. Панталоны поступали в розничную продажу в виде штучных изделий или в гарнитурах с
сорочками
,
комбинациями
или
ночными сорочками
.
Во второй четверти XIX века в русском литературном языке для панталон и кальсон распространился
эвфемизм
-
калька
«невыразимые» или «инекспресибли», которому в других языках соответствовали
англ.
inexpressibles
и
нем.
Unaussprechliche
.
Л. А. Глинкина
относит слово «панталоны» на начало XXI века в русском языке к забытым и трудным
. На рубеже XX—XXI веков оно приобрело ярко выраженную насмешливую оценку, которая пока не помечена в толковых словарях, но легко обнаруживается в контекстах
.
Мужские панталоны вошли в моду во Франции в конце XVIII века после
Французской революции
благодаря
инкруайаблям
, которые отказались от дворянской привилегии носить короткие
кюлоты
и заимствовали элементы народного костюма
. Воздействие Европы на русскую моду усилилось с первых дней царствования
Александра I
. По словам
Ф. Ф. Вигеля
, не прошло и двух дней после известия о кончине
Павла
, как почувствовавшая волю молодёжь переоделась в панталоны,
фраки
,
жилеты
и
круглые шляпы
. Длинные панталоны, предшественники брюк, распространились в мужском гардеробе в России 1820-х годах и сменили короткие штаны с чулками. Они держались на
подтяжках
и оканчивались внизу
штрипками
, что позволяло избегать складок
. Сначала панталоны заправляли в сапоги, затем стали носить навыпуск, светлые панталоны шокировали светскую публику тем, что напоминали крестьянские порты. В Петербурге моду на панталоны окрестили американской и связывали по разным версиям с
П. П. Свиньиным
, неким американцем Бэготом и герцогом
Веллингтоном
. В 1830-е годы вошли в моду клетчатые панталоны, что стало данью увлечения историческими романами
Вальтера Скотта
, к середине XIX века вошли в моду панталоны в чёрную или серую полоску
.
Примечания
Пушкин А. С.
Евгений Онегин
. Глава первая
// Полное собрание сочинений в десяти томах.
Евгений Онегин
. Драматические произведения. —
М.
: Издательство Академии наук СССР, 1950. — Т. V. — С. 21. — 621 с. —
50 000 экз.
↑
Земляк К. Г.
// Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права : журнал. — Хабаровск, 2020. —
Вып. 3 (104)
. —
С. 164—172
. —
ISSN
.
19 января 2023 года.
.
↑
.
, Кальсоны, с. 162.
Кальсоны
//
Товарный словарь
/ И. А. Пугачёв (главный редактор). —
М.
: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. III. — Стб. 199—203. — 527 с.
, Кальсоны, с. 24—25.
.
.
.
.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 января 2023.
23 января 2023 года.
.
.
.
Саженина Я. Х.
// Сибирский филологический журнал : журнал. — Новосибирск: НГПУ. —
С. 224—229
.
18 января 2023 года.
Беловинский Л. В.
Панталоны
// Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред.
Н. Ерёминой
. —
М.
:
Эксмо
, 2007. — С. 460. — 784 с. —
5000 экз.
—
ISBN 978-5-699-24458-4
.
Буровик К. А.
Панталоны
// Красная книга вещей: Словарь. —
М.
:
Экономика
, 1996. — С. 39—40. — 215 с. —
ISBN 5-282-01639-7
.
Вилкова С. А., Голубенко О. А., Еремеева Н. В., Славнова Т. П., Таловикова Л. В.
Панталоны
// Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Словарь-справочник / Под общ. ред. д. т. н., проф. С. А. Вилковой. — 4-е изд. —
М.
: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — С. 163. — 264 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-394-02955-4
.
Глинкина Л. А.
Панталоны
// Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов русского языка: ок. 7000 единиц: более 500 ил. / Л. А. Глинкина; худож. М. М. Салтыков. —
М.
: Мир энциклопедий
Аванта+
, 2008. — С. 222. — 432 с. —
ISBN 978-5-98986-208-5
.
Дзеконьска-Козловска А.
Женская мода XX века / Пер. с польск. О. Пустоваловой. —
М.
: Лёгкая индустрия, 1977. — 296 с.
Панталоны
//
Товарный словарь
/ И. А. Пугачёв (главный редактор). —
М.
: Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VI. — Стб. 675—677. — 581 с.
Уорсли Л.
Исподнее
// Английский дом. Интимная история / Пер. с англ. И. Новоселецкой. —
М.
:
, 2016. — С. 66—68. — 440 с. —
3000 экз.
—
ISBN 978-5-905891-95-3
.