Interested Article - Мусагет (издательство)

«Мусагет» — московское издательство символистов , существовавшее в 1909—1917 гг. «Мусагет» издавал русские и переводные книги, в основном стихи поэтов-символистов и критику философского и религиозно-мистического профиля.

История

«Мусагет» был организован в 1909 году музыкальным и литературным критиком Э. К. Метнером . Название «Мусагет» — в честь Аполлона , — означает «водитель муз». Э. К. Метнер объяснял название так: «…1) противопоставить царящему в современном искусстве дионисизму принцип гармонического аполлонизма; 2) показать, что издательство принимает все девять муз, включая музу науки, понимаемой артистически, как культурная сила…».

Основателями и ближайшими сотрудниками издательства были поэты Андрей Белый и Эллис , а также литераторы и переводчики А. С. Петровский и М. И. Сизов. Секретарями «Мусагета» работали А. М. Кожебаткин (1911—1912 гг.), затем его сменил В. Ф. Ахрамович (1912—1913), и, наконец, с октября 1913 г. Н. П. Киселёв (впоследствии выдающийся книговед). «Заведующим коммерческой частью» с 1914 г. был В. В. Пашуканис .

«Мусагет» был не просто издательством, но идейным центром, кружком единомышленников, разделяющих близкие взгляды. Как писал Андрей Белый: «…фактически уже „Мусагет“ — клуб, где бывают философы, художники и т. д., то есть место завязывания новых идейных узлов, общений, планов и т. д.». Во всех изданиях «Мусагета» проявлялись личностные отношения и индивидуальные вкусы не только авторов, но и всех сотрудников, объединённых идеей служения культуре. Они декларировали принципиально некоммерческий характер «Мусагета». Высокая культура редакционной подготовки и качества оформления изданий сочеталась с дилетантизмом в организации и ведении дел.

В начале своей деятельности Эллис сформулировал «краткий план» работы «Мусагета»:

  1. Перевод европейских писателей, по возможности современных, то есть одного с нами века или полстолетия.
  2. Преимущественно художников перед критиками.
  3. Но прозаиков перед поэтами.
  4. Писателей классических, то естьсоздавших свой оригинальный стиль и не заимствовавших основные идеи своих творений.
  5. Преимущественно не-реалистов.
  6. Проведение строгой идеи самоцельности и автономности искусства (при выборе).
  7. Избегать очень небольших, а также очень длинных произведений (лучше среднего объема 15—20 печ. листов).
  8. Тщательно избегать вещей, носящих пророческий или проповеднический характер.
  9. Предпочтение аристократическому стилю (в смысле sensations rares ) перед вульгарным.
  10. Меньше полемики.

В 1912 г. Андрей Белый стал фанатичным приверженцем антропософского учения Рудольфа Штейнера и пытался превратить «Мусагет» и издаваемый «Мусагетом» журнал «Труды и дни» в органы этого учения. Николай Бердяев писал о философских взглядах мусагетовцев той поры («Самопознание», гл. 7): «…Наиболее интересно было течение антропософическое. Оно увлекало более культурных людей. Вяч. Иванов был связан с оккультизмом, и одно время на него имела влияние А. Р. Минцлова , эмиссар Р. Штейнера в России. Андрей Белый сделался антропософом. Молодые люди, группировавшиеся вокруг „Мусагета“, все были захвачены антропософией или другими формами оккультизма. Искали тайных обществ, посвященных. Подозревали друг друга в причастности к оккультным организациям, В разговорах были оккультные намеки. Старались обнаружить оккультные знания, которых в действительности не было…».

Попытка изменить политику «Мусагета» вызвала резкий отпор со стороны Э. К. Метнера, приведший к разрыву между ним и А. Белым. Метнер писал: «„Мусагет“ навсегда останется литературным органом культуры и никогда не станет прозелитским органом оккультизма; без религии не мыслима культура, но насильно объединять всех членов „Мусагета“ в одну религиозную общину и проповедовать религиозное делание я никогда не позволю» .

Издательство размещалось в Москве на Пречистенском (Гоголевском) бульваре в доме 31, который сохранился и поныне.

За годы существования «Мусагет» выпустил 44 издания, из них 14 переводов, 6 из которых, представлявших книги мыслителей прошлого, образовали серию «Орфей».

Средний тираж изданий «Мусагета» — 1460 экз. (201 экз. — минимальный и 3000 экз. — максимальный) со средней ценой 1 р. 90 коп.

В 1929—1931 годах работа издательства была возобновлена его основателем Э. Метнером в Швейцарии. Под логотипом «Мусагета» там был опубликован первый перевод на русский язык избранных трудов К. Г. Юнга , известного швейцарского психоаналитика, основателя аналитической психологии (К. Г. Юнг. Избранные труды по аналитической психологии. Авторизованное издание под общей редакцией Эмилия Метнера. Психологические типы. Перевод Софии Лорие. Книгоиздательство Мусагет. 1929).

Литература

  • А. Белый, Э. Метнер. / публ. и комм. А. В. Лаврова. — Москва: Новое литературное обозрение, 2017. — ISBN 978-5-4448-0870-2 .

Ссылки

  1. .
Источник —

Same as Мусагет (издательство)