Interested Article - Магические воззрения деятелей Возрождения
- 2021-07-06
- 1
Магические воззрения деятелей Возрождения — мировосприятие в духе неоплатонизма , нашедшее отражение в трудах гуманистов и иных деятелей Возрождения в основном в XV - XVI веках , ссылавшееся на такие слои античного наследия как герметизм и разнообразные виды магии ( натуральная , астральная , церемониальная и т.д.).
Классификация магических искусств в трудах деятелей Возрождения
В основном труде Агриппы Неттесгеймского « De occulta philosophia » описаны три вида магии в порядке возрастания значимости — естественная , небесная и обрядовая (она же религиозная). Имеются многочисленные отсылки к более ранним трудам, в частности, трактату Марсилио Фичино «О жизни» (в части зависимости свойств вещей «от идей через посредство Мировой Души и лучей, исходящих от звезд») и его переводу « Герметического корпуса »; к средневековой рукописи « Пикатрикс »; к сочинениям Пико ; позаимствован ряд кабалистических идей у Рейхлина и Тритемия .
Труд Агриппы был во многом воспринят религиозным магом Джордано Бруно в его собственных трудах .
Выделялись семь магических искусств ( artes magicae ) или, по-другому, искусств запретных ( artes prohibitae ) — поскольку они не могли не противоречить тогдашним религиозным канонам:
- нигромантия (« чёрная магия », демонология , произошло от народно-этимологического переосмысления слова « некромантия » в романских языках : от др.-греч. νεκρός «мёртвый» в лат. niger «чёрный»)
- геомантия
- гидромантия
- аэромантия
- пиромантия
- хиромантия
- скапулимантия
Иоганн Гартлиб разъясняет в сочинении 1546 года , что разделение магических искусств на семь видов соответствует такому же разделению свободных искусств ( artes liberales ) и ремёсел ( artes mechanicae ).
Оккультизм в эпоху Возрождения
В Европе XV—XVI веков к запретным искусствам испытывали большое уважение и мещане , и знать . Поскольку данным искусствам приписывалось арабское, еврейское, цыганское и египетское происхождение, они приобретали в глазах публики экзотический шарм. Было сложно разобраться, где имеет место пустое суеверие, богохульный оккультизм, вполне здоровое научное знание или благочестивый ритуал. Противоречия во взглядах на духовность дали о себе знать в эпоху Раннего Нового времени , когда разразилась знаменитая Охота на ведьм , особенно усилившаяся в условиях смуты, связанной с Реформацией , в Германии , Англии и Шотландии . В эту неспокойную пору люди обнаружили, что существование магии было неким ответом на вопрос, который не могла объяснить наука. Это проявилось у них в следующем утверждении: если наука может объяснить объяснимое, то магия может объяснить необъяснимое .
Герметическая и каббалистическая магия, которые создали Джованни Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино , распространились по северной Европе благодаря сочинению Генриха Корнелиуса Агриппы « О сокровенной философии » ( De occulta philosophia libra tres ). Агриппа вынашивал революционные идеи по теории и практике магии, которые получили широкое хождение в эпоху Возрождения среди тех, кто искал потаённых знаний. «Агриппа как таковой был известен как учёный, врач, юрист и астролог, но на протяжении всей своей жизни был постоянно преследуем как еретик. Его беды были связаны не только с его репутацией фокусника, но и с его яростной критикой пороков господствующих классов и самых уважаемых интеллектуальных и религиозных авторитетов». Одни учёные и студенты рассматривали Агриппу как источник умственного вдохновения, другие же считали его практики сомнительными. Переходная сторона магии, пора её вульгаризации, исследуется в сочинении Агриппы De occulta philosophia . В то же время в трудах Пико и Фичино никогда не теряется из виду величественная религиозная задача магии: маг проникает в тайны природы, с тем чтобы подивиться делам Господа и вдохновиться на более ревностное почитание и обожание Создателя . «В сочинении De occulta philosophia значительная часть посвящена злому колдовству, и невольно складывается впечатление, что Агриппа находит колдовство столь же любопытным, сколь и доброжелательное ведовство» .
Список деятелей эпохи Возрождения, писавших труды на оккультные либо магические темы
Период позднего Средневековья-Раннего Возрождения
- (1410—1468)
- Марсилио Фичино (1433—1499)
- (1433—1513)
- Иоганн Геогр Фауст (1480—1541)
Период Возрождения и Реформации
- Леонардо да Винчи (1452—1519)
- Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)
- Генрих Корнелиус Агриппа (1486—1535)
- Парацельс (1493—1541)
- (1500—1569)
- Нострадамус (1503—1566)
- Иоганн Вейер (1516—1588)
- (1524—1581)
- Йехуда Лёв бен Бецалель (1525—1609)
- Джон Ди (1527—1608)
- Джордано Бруно (1548—1600)
- Эдвард Келли (1555—1597)
Период Барокко
- Василий Валентин — псевдоним одного или нескольких авторов XVI века
- Николя Фламель (1330—1418, труды опубликованы после 1612 года)
- Генрих Кунрат (1560—1605)
- Михал Сендзивой (1566—1636)
- Томмазо Кампанелла (1568—1639)
- Ян Баптиста ван Гельмонт (1577—1644)
- (1580—1650)
- (1603—1638)
- Кенелм Дигби (1603—1665)
- (1625—1709)
- Исаак Ньютон (1642—1727), также см. Алхимические исследования Исаака Ньютона
Литература
- Kurt Benesch, Magie der Renaissance , Wiesbaden, Fourier, (1985). ISBN 3-921695-91-0 .
- Norman Cohn, Europe’s Inner Demons: The Demonization of Christians in Medieval Christendom , University Of Chicago Press (2001). ISBN 978-0-226-11307-4 .
- Heiser, James D., Prisci Theologi and the Hermetic Reformation in the Fifteenth Century , Repristination Press (2011). ISBN 978-1-4610-9382-4 .
- Nauert, Charles G. Agrippa and the Crisis of Renaissance Thought. Urbana: University of Illinois Press (1965).
- Ruickbie, Leo, Faustus: The Life and Times of a Renaissance Magician . The History Press (2009). ISBN 978-0-7509-5090-9 .
- Szonyi, Gyorgy E., John Dee’s Occultism: Magical Exaltation Through Powerful Signs , S U N Y Series in Western Esoteric Traditions, State University of New York Press (2005). ISBN 978-0-7914-6223-2 .
См. также
Примечания
- Фрэнсис А. Йeйтc. Джордано Бруно и гeрмeтичeская традиция. — М. : Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с. — ISBN 5-86793-084-X .
- Dawes, Gregory. (англ.) // Paregon. — Vol. 30 .
- John S. Mebane. Renaissance Magic & the Return of the Golden Age. — University of Nebraska Press. — Lincoln, 1989.
- 2021-07-06
- 1