Interested Article - Кантор, Тадеуш

Таде́уш Ка́нтор ( польск. Tadeusz Kantor ; 6 апреля 1915 , Велёполе-Скшиньске, Гмина Велёполе-Скшиньске 8 декабря 1990 , Краков ) — польский театральный режиссёр , живописец , график, сценограф.

Биография

  • В 1939 окончил Краковскую художественную академию.
  • В 1942—1944, в условиях оккупации , организовал подпольный Независимый театр, где ставил пьесы Ю. Словацкого и С. Выспяньского .
  • В 1955 с группой единомышленников создал в Кракове экспериментальный театр -мастерскую «Крико-2» (в начале 30-х годов здесь действовал авангардный театр «Крико»), на сцене которого были осуществлены его главные, прославленные по всему миру постановки: «Умерший класс» («Umarła klasa») (1975), «Велёполе, Велёполе» (1980), «Пусть сгинут артисты» (1985), «Я сюда уже никогда не вернусь» (1988), «Сегодня мой день рождения» (посмертная премьера 1991).
  • В 1980 создал творческий «Крикотека», который по нынешний день собирает, издает и распространяет материалы, связанные с жизнью и творчеством режиссёра, деятельностью его театра.
Бюст Тадеуша Кантора. Харцерская площадь имени Серых шеренг

Творчество

Кроме собственных работ и коллективных акций труппы, Тадеуш Кантор ставил Шекспира , гротескные драмы С. И. Виткевича , использовал прозу Б. Шульца , драмы В. Гомбровича , произведения мирового изобразительного искусства ( Веласкес , Рембрандт ).

Как художник участвовал в кассельской documenta (1959), 1977).

В 1965 году, по стипендии Фонда Форда , Кантор побывал в США , познакомился с нью-йоркским художественным авангардом. В 1969 году «Крико-2» стал открытием на в Риме , был приглашен на гастроли в Париж и Лондон .

Помещение Крико-2 в Кракове

«Внеформальный», «нулевой» театр Тадеуша Кантора, его «театр смерти» (названия основополагающих манифестов режиссёра), где наряду с актёрами выступают предметы и куклы, а границ между жизнью , сновидением и небытием , как и между , не существует, направлен на подрыв обыденных и мифов , включая национальные стереотипы , усилием индивидуальной памяти и средствами безудержной импровизационной игры , близкой хеппенингу .

Манифесты, статьи, выступления

  • A Journey Through Other Spaces. Essays and Manifests 1944—1990/ Michał Kobiałka, ed. Berkeley a.o.: University of California Press, 1993

Признание

Сценические поиски Кантора повлияли на театральные эксперименты Ю. Шайны , Е. Гротовского . Ему посвящены глубокие работы Я. Котта . В 2010 году в Барселоне прошёл международный симпозиум, посвящённый Кантору и его театру.

Литература

  • Березкин В. И. Польский театр художника: Кантор, Шайна, Мондзик. М.: Аграф, 2004
  • Amey Cl. Tadeusz Kantor. Theatrum litteralis. Art, pensée, théâtralité. Paris: Harmattan, 2002
  • Miklaszewski K. Tadeusz Kantor: między śmietnikiem a wiecznością. Warszawa: PIW, 2007
  • Kobialka M. Further on, nothing: Tadeusz Kantor’s theatre. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2009
  • Witts N. Tadeusz Kantor. London; New York: Routledge, 2010

Ссылки

Источник —

Same as Кантор, Тадеуш