Interested Article - Крэг, Эдвард Гордон

Ге́нри Э́двард Го́рдон Крэг , также Крейг ( англ. Edward Gordon Craig , 16 января 1872 , Стивенидж , Хартфордшир 29 июля 1966 , Ванс , Приморские Альпы ) — английский актёр, театральный режиссёр, художник-сценограф эпохи модернизма , художник-график, писатель и теоретик искусства, оказавший значительное влияние на формирование символизма в театральном искусстве.

Биография

Настоящее имя Крэга — Эдвард Генри Гордон Годвин (Edward Henry Gordon Godwin), он был внебрачным сыном английского архитектора Эдварда Годвина и актрисы Эллен Терри . Родился в Стивенедже, в Хартфордшире , Англия, и крещён в возрасте шестнадцати лет как Эдвард Генри Гордон. Он учился в Брэдфилдском колледже в Беркшире с мая 1886 года по июль 1887 года. Принял фамилию «Крэг» по результатам опроса в возрасте двадцати одного года .

Крэг большую часть своего детства провёл за кулисами в Театре Лицея (Lyceum Theatre), где его мать была ведущей актрисой в дуэте с актёром сэром Генри Ирвином. В 1893 году Крэг женился на Хелен Мэри Гибсон, с которой у него было пятеро детей. В 1900 году он встретил Елену Мео, скрипачку, дочь художника Гаэтано Мео, и у них было трое детей. Крэг жил с Еленой Мео и двумя выжившими детьми в Англии и Италии, не получив развода с первой женой. У него были и другие внебрачные дети: дочь с актрисой Джесс Дорин, дочь с танцовщицей Айседорой Дункан и другие.

Он был редактором театральных альманахов, выходивших во Флоренции: «Маска» (1908—1929) и «Марионетка» (1918—1919), последний был посвящён исключительно театру кукол. Крэг также был автором многих статей по теории театра .

В 1913 году во Флоренции вместе со своей помощницей Дороти Невил Лиз он смог основать театральную академию в заброшенной «Арене Гольдони». Он преподавал принципы сценического движения, использования света и работы с экранами, им самим изобретёнными, монохромными настенными экранами разных размеров, которые можно было вариативно монтировать и перемещать по сцене.

После закрытия флорентийской школы в начале Первой мировой войны Крэг написал «Драму для дураков», цикл кукольных пьес. Во Франции в начале 1930-х годов Крэг обратился к истории театра. Он написал книгу «Генри Ирвинг» (1930), в которой отдал дань уважения кумиру своей юности. «Её тайное я» (1931) изображает его мать, а в «Истории моих дней» (1957) он представил свою автобиографию.

Большую часть своей жизни Крэг провёл Франции. Он был удостоен звания кавалера ордена Почётного легиона . В 1942 году был интернирован немецкими оккупационными силами. В 1958 году получил Орден Британской империи и Орден Кавалеров Почёта . Скончался в Вансе, Франция, в 1966 году, в возрасте девяноста четырёх лет.

Крэг любил разного рода мистификации. Он выступал под многими псевдонимами: Оливер Бат, Юлиус Оливер, Джулио Пирро, Сэмюэль Прим, Станислас Лодошоусковски . Его внучка Хелен Крэг стала известной актрисой, художником и сценаристом.

Творчество

Эдвард Гордон Крэг выступал на сцене в качестве актёра драматического театра с 1889 года. Работал в труппе Генри Ирвинга . Сотрудничал с драматургом Йейтсом . Ставил спектакли в театрах Берлина , Флоренции , Москвы . Cнискав небольшой финансовый успех в Британии, Крэг в 1904 году отправился в Германию. В 1908 году Айседора Дункан познакомила его со К. С. Станиславским , который пригласил Крэга поставить « Гамлета » в Московском Художественном театре ( 1911 ). Он создал для этой постановки декорации и костюмы. Крэг увлекался театром кукол и масок. Его имя тесно связано с символистскими течениями в театре рубежа веков. Приверженец идеи режиссёрского театра, он разрабатывал и внедрял концепцию «актёра- марионетки ». Крэг утверждал, что только режиссер является «истинным художником театра» и предлагал рассматривать актёров не более, чем марионеток в руках настоящего художника. Свою концепцию он описал в 1908 году в эссе «Актер и сверхмарионетка». Он написал одно из своих самых известных произведений, эссе «Искусство театра».

В 1929 году Крэг создал серию ксилографий для специального издания «Гамлета», опубликованного графством Гарри Кесслером, в немецком переводе Герхардта Хауптмана.

Российские исследователи культуры модерна В. С. Горюнов и М. П. Тубли отмечали связь творчества Крэга с архитектурой: «Сценография Г. Крэга, принципы которой окончательно сформировались к 1906 году, может быть смело названа протоконструктивистской. Крэг применял конструктивно чёткие объёмы прямоугольных и других простейших геометрических форм. Уже современники отмечали архитектурность его сценографии». Некоторые исследователи «сближают Крэга с кубистами» и даже «указывают на живопись Сезанна» .

Книги

  • On the art of the theatre. 1911
  • Towards a new theatre. 1913

Публикации на русском языке

  • Искусство театра / Перевод под редакцией В. П. Лачинова . — СПб. : Издательство , 1912.
  • . — М. : Искусство, 1988.
  • Указатель к летописи дней моих. 1872—1907 / Перевод и коммент. К. Н. Атаровой. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 2013. — 512 с.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Bablet D. Edward Gordon Craig // (англ.)
  3. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118677233 // (нем.) — 2012—2016.
  5. (англ.)
  6. / В. И. Максимов // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 171–172. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
  7. , с. 294.
  8. Hamilton J. Craig, (Edward Henry) Gordon (1872—1966) // Oxford Dictionary of National Biography: Oxford University Press, 2004; online edition, May 2008, retrieved 19 May 2014 от 17 октября 2019 на Wayback Machine
  9. Taxidou O. The Mask: A Periodical Performance by Edward Gordon Craig. — Contemporary Theatre Studies ser. — Volume 30. — Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1998. — ISBN 90-5755-046-6
  10. Edward Gordon Craig: An Exhibition of Wood-engravings and Woodcuts. — University of York, Heslington Hall. 10 February-5 March 1982. — University of York, 1982. — Р. 23
  11. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992. — С. 273

Литература

  • Bablet D. Edward Gordon Craig. Paris: L’Arche, 1962 (несколько переизд., пер. на англ.)
  • Steegmuller F. «Your Isadora»: the love story of Isadora Duncan & Gordon Craig. — New York: Random House, 1974 .
  • Eynat-Confino I. Beyond the mask: Gordon Craig, movement, and the actor. — Carbondale: Southern Illinois UP, 1987 .
  • Бачелис Т. . — М. : Наука , 1983 . — 352 с.
  • Крэг, Крейг, Эдуард Гордон / Ф. К. // Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия , 1964. — Т. 3. Кетчер — Нежданова. — Стб. 294–295. — 1086 стб. — 41 300 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Крэг, Эдвард Гордон