Interested Article - Труэль, Ян

Ян Гу́стаф Труэ́ль ( швед. Jan Gustaf Troell ; род. 23 июля 1931 , (англ.) ) — один из самых титулованных шведских кинорежиссёров, номинант на премии « Оскар » и « Независимый дух », призёр десятков международных кинофестивалей и лауреат многочисленных престижных кинопремий, включая « Серебряный медведь » 42-го Берлинале за режиссёрскую работу ленты « (англ.) ».

Слава на родине пришла к Труэлю с релизом дебютной драматической картины « (англ.) », а во всём мире о молодом режиссёре узнали после премьеры высокобюджетного фильма « Эмигранты », удостоившегося двух « Золотых глобусов » и выдвигавшегося на пять « Оскаров ». К концу 1960-х годов Труэль стал одним из двух лидеров шведского нового движения (вторым был Бу Видерберг , учитель и близкий друг Труэля) .

Режиссёрский стиль Яна Труэля отличается поэтической образностью созданных им персонажей, энергичным крупным планом вступительных кадров и выразительным демонстрированием мыслей и чувств героев . Фильмы, созданные режиссёром, широко распространились по всему миру, многие из них стали классикой в Скандинавии .

Наиболее известен по созданию дилогии о шведских эмигрантах, в каждой части которой неизменно блистали Макс фон Сюдов и Лив Ульман : « Эмигранты » и « Поселенцы ».

Биография

Ян Труэль родился 23 июля 1931 года в южном районе муниципалитета Мальмё (англ.) . Отцом будущего режиссёра был стоматолог Густаф Труэль. Мальчику было восемь лет, когда началась Вторая мировая война . Он вместе с родителями и двумя братьями проживал на южном берегу Швеции, напротив Копенгагена . Труэль вспоминал:

У нас был опыт с пушками, стреляющими посреди ночи, в тот момент, когда английские бомбардировщики летели из Копенгагена в Мальмё. Мои родители, очевидно, поддерживали и шведов, и англичан.

В середине 1950-х годов Труэль устроился на работу в местную школу и тогда же приобрёл 8 мм камеру, на которую снял свой первый короткометражный фильм под названием «Ложь, или томные вздохи на мельнице» . Вскоре шведское телевидение выкупило у Труэля права на показ картины .

На протяжении многих лет Труэль работал оператором на съёмочных площадках проектов своего наставника и близкого друга Бу Видерберга , но уже в 1966 году дебютировал в качестве режиссёра, сняв драму « (англ.) », сценарий которой был основан на автобиографии именитого шведского писателя Эйвинда Юнсона . В Швеции фильм имел огромную популярность и именно благодаря ей Труэля приметил драматург Вильгельм Муберг , который как раз разыскивал режиссёра для экранизации своего цикла романов «Эмигранты» .

В 1968 году Труэль создал ленту « (англ.) », выигравшую главный приз 18-го Берлинского кинофестиваля . Уже через два года он приступил к съёмкам главного проекта в своей жизни — « Эмигранты » (по одноимённому сборнику романов Вильгельма Муберга) с Максом фон Сюдовым и Лив Ульман в главных ролях. Сам Муберг всячески консультировал Труэля на съёмочной площадке и, в конце концов, фильмом остался доволен. Съёмки картины проходили в самой Швеции и в США . За режиссуру и написание сценария к «Эмигрантам» Труэль был номинирован на премию « Оскар ».

Спустя год режиссёр снял сиквел «Эмигрантов» — « Поселенцы » с теми же Сюдовым и Ульман, не имевший, однако, успеха своего предшественника. В 1992 году, на 42-м Берлинском кинофестивале , Труэль был удостоен « Серебряного медведя » за лучшую режиссёрскую работу фильма « (англ.) ». Из последующих проектов Труэля выделяются байопик « (англ.) », где в роли самого писателя задействован талисман Труэля Макс фон Сюдов, и арт-хаусный хит « (англ.) », номинированный на « Золотой глобус » .

Живёт и активно работает в небольшом населённом пункте (англ.) . Женат на писательнице и сценаристке Агнете Ультсётер-Труэль, есть дочь Йоханна. Неоднократно заявляет, что уходить на пенсию не собирается . В декабре 2012 года состоялся выход его нового фильма — биографической драмы « (англ.) » . Режиссёр традиционно хотел взять на главную роль Макса фон Сюдова, однако посчитал, что актёр уже слишком стар для роли харизматичного журналиста Торгни Сегерстедта .

Значение и режиссёрский стиль

К концу 1960-х годов лидерами шведского нового движения стали Ян Труэль и его учитель Бу Видерберг, оставившие позади устаревшую тенденцию снимать фильмы в документальном стиле на чёрно-белой плёнке . Они же впервые прибегли к цвету и анаморфированному формату синемаскоп , что вылилось в два крупных проекта: « Эльвира Мадиган » у Видерберга и «Эмигранты» у Труэля . Оба режиссёра сделали себе имя на этих фильмах, в то время, как их детища получали всевозможные награды на всемирных кинофестивалях .

Ранние фильмы Яна Труэля, «Эмигранты» и «Поселенцы», продолжают старую шведскую традицию, заключающуюся в сотрудничестве между автором экранизируемого произведения и режиссёром-постановщиком . Основная проблема, возникшая при создании обеих картин — долгий промежуток времени, который охватывали оба романа Муберга . Труэль преуспел в разрешении этой проблемы и в Швеции его узнали, как режиссёра, обладающего способностью превращать прозу в картинку на экране, не отступая от оригинала ни на шаг. .

«Эмигранты» был первым фильмом, основанным на эмиграционной трилогии Вильгельма Муберга . К тому времени романы Муберга уже давно были признаны в Швеции национальными эпическими поэмами . В главных ролях экранизации Труэля были задействованы наиболее прославленные актёры Швеции к началу 1970-х годов — Макс фон Сюдов в роли Карла-Оскара и Лив Ульман в роли Кристины, на тот момент прекрасно знакомые зрителям по лентам Ингмара Бергмана . Картина Труэля была некой данью уважения трудолюбивым людям, которые через «не могу» выполняли поставленные задачи .

Эмиграционная дилогия режиссёра затрагивала крайне привычную для фильмов Труэля тему — мизогинию . Сюжет большинства его картин фокусируется на борьбе одного одинокого мужчины с невыполнимой целью: сущностью, судьбой, правдой . Труэль изображает бедных людей с помощью призмы простого и архаичного языка, он смешивает тянущиеся кадры с напряжённым крупным планом .

Выделяющийся элемент режиссёрского стиля Яна Труэля — присутствие Макса фон Сюдова почти в каждой ленте. Вместе они работали с 1963 года . «Работать с Максом — это всегда приключение» — говорил Труэль .

Фильмография

Награды и номинации

Год Название Награда Категория Результат
1965 « 4 x 4 » Московский международный кинофестиваль Почётный диплом Победа
1966 « » « Золотой жук » «Лучшая режиссёрская работа» Победа
Берлинский кинофестиваль Приз международного евангелического жюри Победа
Приз Европейской конфедерации художественного кино Победа
Награда C.I.D.A.L.C Победа
« Золотой медведь » Номинация
1968 « » Берлинский кинофестиваль «Золотой медведь» Победа
Приз международного евангелического жюри Победа
Приз Международной Католической организации в области кино Победа
Премия международного союза кинокритиков Победа
Золотой приз международной гильдии писателей Победа
1971 « Эмигранты » «Джусси» «Лучший иностранный режиссёр» Победа также за « Поселенцев »
« Оскар » « Лучший режиссёр » Номинация
« Лучший адаптированный сценарий » Номинация
1972 « Поселенцы » «Джусси» «Лучший иностранный режиссёр» Победа также за «Эмигрантов»
« Бодиль » «Лучший европейский фильм» Победа
1974 « » « Давид ди Донателло » «Европейский Давид» Победа
1977 « » Каннский кинофестиваль « Золотая пальмовая ветвь » Номинация
1988 « » Берлинский кинофестиваль Приз «Интерфильма» — почетное упоминание Победа
1989 «Золотой жук» Почётная премия за жизненные достижения Победа
1991 « » «Золотой жук» «Лучший фильм» Победа
«Лучшая операторская работа» Номинация
Берлинский кинофестиваль « Серебряный медведь » за лучшую режиссёрскую работу Победа
«Золотой медведь» Номинация
« Аманда » «Лучший иностранный фильм» Победа
1996 « » Международный кинофестиваль в Вальядолиде «Золотой колос» Номинация
Скандинавский кинофестиваль в Руане Гран-при жюри Победа
Международный кинофестиваль в Монреале Гран-при за исключительный вклад в кинематограф Победа
Приз экуменического жюри Победа
1997 « » Международный кинофестиваль в Вальядолиде «Лучший документальный фильм» Победа
Международный кинофестиваль в Сан-Франциско Сертификат качества Победа
2001 « » Международный кинофестиваль в Монреале Гран-при Номинация
«Золотой жук» «Лучшая режиссёрская работа» Победа
«Лучшая операторская работа» Победа
«Лучший сценарий» Номинация
2008 « » Международный кинофестиваль в Вальядолиде «Лучший оператор» Победа
«Золотой колос» Номинация
«Роберт» «Лучший неамериканский фильм» Победа
Национальное общество кинокритиков США «Лучшая операторская работа» Номинация
« Независимый дух » «Лучший иностранный фильм» Номинация
«Золотой жук» «Лучшая режиссёрская работа» Номинация
«Лучшая операторская работа» Номинация
«Лучший сценарий» Номинация
Международный кинофестиваль в Чикаго «Золотой Хьюго» (главный приз) Номинация
«Бодиль» «Лучший неамериканский фильм» Номинация
2012 « » Международный кинофестиваль в Чикаго «Золотой Хьюго» (главный приз) Номинация
«Золотой жук» «Лучшая режиссёрская работа» Номинация
«Лучшая операторская работа» Номинация (совместно с )
Международный кинофестиваль в Монреале «Лучший режиссёр» Победа
Гран-при жюри Номинация

Примечания

  1. Jan Troell // — 2005.
  2. Jan Troell // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. , p. 216.
  4. , p. 259.
  5. , p. 256.
  6. Джеффри Макнаб. (англ.) . Screen Daily (13 февраля 2012). Дата обращения: 13 июля 2012. 18 августа 2012 года.
  7. , p. 139.
  8. , p. 11.
  9. Уолтер Аддьего. (англ.) . SFGate (21 февраля 2010). Дата обращения: 13 июля 2012. 2 ноября 2013 года.
  10. , p. 88.
  11. , p. 217.
  12. Шарлотта Иннс. (англ.) . Los Angeles Times (27 декабря 1999). Дата обращения: 14 июля 2012. 8 марта 2016 года.
  13. (англ.) . IMDb .

Литература

Источник —

Same as Труэль, Ян