Interested Article - Седьмая печать
- 2020-04-17
- 1
«Седьмая печать» ( швед. Det Sjunde Inseglet ) — чёрно-белый авторский фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана , снятый в 1957 году в жанре философской притчи . В основу положена одноактная пьеса режиссёра « Роспись по дереву» . Фильм пронизан религиозным символизмом и повествует о природе бытия и месте человека в мире, о поисках смысла жизни и Бога .
Фильм считается классикой мирового кинематографа, а также одним из величайших фильмов всех времён , а сам Бергман благодаря ему стал всемирно известным режиссёром. Главные роли исполнили Макс фон Сюдов , Гуннар Бьёрнстранд (которые впоследствии станут постоянными актёрами в фильмах Бергмана) и Биби Андерссон , состоявшая в отношениях с режиссёром с 1955 по 1959 год.
Сюжет
«И когда Он [Агнец] снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе. Как бы на полчаса. И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» Откровение, 8:1
Действие фильма происходит в XIV веке в средневековой Швеции , в самый разгар чумы . Рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс возвращаются на родину из крестового похода спустя десять лет отсутствия в родных краях. На пустынном берегу Рыцарю является Смерть в облике мужчины в чёрном. Рыцарь, терзаемый сомнениями в существовании Бога и Дьявола, предлагает Смерти сыграть с ним Игру — партию в шахматы. В случае выигрыша Смерть должна забрать Рыцаря, а в случае поражения — оставить. После пробуждения оруженосца Йонса они прерывают партию (но периодически возвращаются к ней на протяжении всего повествования). Рыцарь и оруженосец продолжают свой путь вглубь страны, по пути оруженосец находит чумной труп.
Антониус заходит исповедаться в храм и рассказывает исповеднику свою стратегию, которая поможет выиграть ему в шахматной Игре. Однако он слишком поздно замечает, что его исповедником была сама Смерть. В это время Йонс беседует с художником (богомазом), наносящим фрески на стены храма. Они обсуждают сюжет одной из фресок «Танец со Смертью» (отсылка к росписям церкви Тэбю и к финалу фильма).
По мере продвижения по стране герои встречают вымершие от чумы деревни. Йонс спасает девушку от насильника и забирает её с собой в качестве служанки. Он знаком с насильником Равалом — тот был семинаристом , который уговорил его хозяина отправиться в крестовый поход. Йонс оставляет его в живых и предупреждает, чтобы тот не попадался ему больше. В городе он и Рыцарь встречает семью странствующих артистов, Юфа и Миа с маленьким сыном. Простодушный Юф часто видит видения различных чудес ( Деву Марию с маленьким Христом ), а его жена с иронией относится к рассказам супруга. Семья артистов направляется в столицу на праздник. Рыцарь предупреждает, что в столице свирепствует чума, и предлагает переждать эпидемию в его замке. К ним присоединяется кузнец Плуг, у которого жена Лиза сбежала с другом Юфа и Мии, актёром Йонасом Скатом. Позднее в лесу группа путешественников встречает беглецов, после комичной борьбы любящий поесть и выпить кузнец мирится с блудной женой и продолжает путь через лес в замок Блока, а актёр Йонас инсценирует своё самоубийство, но вскоре попадает в руки настоящей Смерти.
По пути рыцарь и оруженосец встречают юную девушку, которую обвиняют в связях с Дьяволом, начале чумной эпидемии и должны сжечь как ведьму. Антониус Блок беседует с ней. Он мучается вопросами бытия, и разговор идёт об этом. Он хочет знать, существует ли Сатана, ведь тогда существует и Бог, и значит, всё сущее не тщетно. Но Антониус видит в её глазах лишь страх, пустоту и ничего больше. Во время сожжения верный оруженосец Йонс спрашивает, кто примет её — Бог, Дьявол или пустота? Рыцарь отказывается верить в пустоту.
Во время привала в лесу путники видят умирающего от чумы Равала. Спустя время к Рыцарю наведается Смерть, продолжить игру. Юф, которому открыт духовный мир, видит, как Рыцарь играет со Смертью в шахматы, и понимает, что их всех ждёт. Партия подходит к концу и Смерть выигрывает её, предупреждая, что при следующей встрече заберёт Рыцаря и его спутников. Во время партии Рыцарь отвлекает Смерть, позволяя Юфу и его семье сбежать. В этом и обретает смысл вся жизнь Блока, в спасении жизней молодой и добродушной семьи.
Антониус Блок со спутниками добирается до своего рыцарского замка, где его встречает жена Карин. Утром, во время чтения Откровения Иоанна Богослова , в замок приходит Смерть. Антониус и Карин, Йонс и его служанка, Плуг и Лиза, все видят Смерть, но реагируют на предстоящее по-разному: кузнец с женой с почтением; Йонс с непоколебимым протестом, Антониус с молитвами, а служанка оруженосца проговаривает лишь одно слово — «свершилось».
Тем же утром проснувшийся Юф видит на холме на фоне безмолвного неба танцующих со Смертью рыцаря Блока, оруженосца Йонса, кузнеца Плуга и его жену, Равала, а также актёра Ската, играющего на лютне .
Создатели фильма
Съемочная группа
|
В ролях
|
История создания
В основу сценария фильма положена одноактная пьеса Trämålning (« Роспись по дереву »), написанная Бергманом для первого выпуска театральной школы в Мальмё , в которой он преподавал. Эта пьеса-упражнение состояла из монологов, а количество ролей соответствовало числу студентов-выпускников. Сценарий фильма был начат, когда Бергман лечился от болезни желудка в Каролинской больнице в Стокгольме . Бергман переписывал сценарий пять раз, и ему был дан бюджет в 150 000 долларов и всего тридцать пять дней на съёмки, само производство фильма проходило на июль-август 1956 года. По большей части фильм снимался на студии «Киногород» в Стокгольме, а немногие натуральные съёмки проходили в на юге Швеции .
По легенде, последние две минуты фильма были сняты случайно. Актёры уже отыграли всю финальную сцену и ушли, когда Бергман заметил на небе облако необычной формы. Он велел вновь надеть костюмы, для чего пришлось задействовать членов съёмочной группы, и снял новый вариант заключительной сцены с одного дубля. При этом сама финальная сцена Танца со Смертью является визуализацией сюжета свеженарисованной богомазом фрески в храме, в которой Рыцарь случайно исповедался Смерти.
Большая часть образов в фильме заимствована из средневекового искусства. Например, Бергман заявил, что образ человека, играющего со Смертью в шахматы, был вдохновлён средневековой церковной фреской Альбертуса Пиктора 1480-х годов, находящийся в Церкви Тебю . Также для вдохновения послужила « Кармина Бурана », основанная на средневековых песнях бродячих музыкантов и поэтов- вагантов , исполнявшихся на церковных праздниках и ярмарках. Стилизованные тексты песен артистов написал сам Бергман.
Однако средневековая Швеция, изображённая в этом фильме, содержит творческие анахронизмы . Движение флагеллантов было чуждым для Швеции, и широкомасштабные преследования ведьм начались позднее, в 15 веке.
Влияние
«Седьмая печать» является семнадцатым фильмом Бергмана, но после выхода этой кинокартины он стал мастером артхаусного и философского кино, также одним из лучших режиссёров Швеции. Фильм сделал из Макса фон Сюдова и Биби Андерсон мировых знаменитостей, которые также продолжили сниматься у Бергмана: « Лицо », « Земляничная поляна », « Персона », « Страсть » и т. д. А Смерть в исполнении Бенгта Экерута, стала одним из самых запоминающихся образов в мировом кино.
Кинокартина повлияла на режиссёра Ридли Скотта : его эпический фильм « Царство небесное », повествующий о третьем крестовом походе , полон цитат и аллюзий на фильм Бергмана .
Режиссёр Алексей Герман в интервью МТРК «Мир» сказал, что через фильм «Седьмая печать» он пришёл в церковь .
Также фильм попадает во многие списки и рейтинги лучших фильмов в истории: 13-е место в 100 лучших фильмов по версии журнала Image ; 28-е место Ватиканского списка лучших фильмов ; 33-е место 100 лучших фильмов 20-го века по версии Village Voice ; 81-е место 100 лучших фильмов всех времён по версии сайта Total Film ; 94-е в 250 лучших фильмов по версии сайта ; 206-е место 250 лучших фильмов по версии IMDB и т. д.
Факты
- Название взято из Откровения Иоанна Богослова .
- Бергман признал, что благодаря этой работе он навсегда избавился от страха смерти .
- В 2009 году шахматные фигуры из фильма были проданы на аукционе за 145 тысяч долларов .
- Каждый из героев фильма является архетипом, олицетворяющее определённое мировоззрение: рыцарь Антониус — сомневающийся идеалист , а оруженосец Йонс — скептик и рационалист и т. д.
- Образ игры со смертью пародируется в фильме « Новые приключения Билла и Теда », роль Смерти исполняет Уильям Сэдлер .
- В фильме « Последний киногерой » во время ретроспективы «Седьмой печати» в кинотеатрах, Смерть, в исполнении Иэна Маккеллена , проникает в реальный мир.
- Фильм эпизодически показан в 15 серии телесериала « Бригада » (Артур Лапшин в квартире Каверина смотрит начало фильма по телевизору).
Музыка
- Hållas mellan rona. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Г. Бьёрнстранд.
- Det sitter en duva. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Н. Поппе.
- Ödet är en rackare. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Г. Бьёрнстранд.
- Hästen sitter i trädet. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняют Н. Поппе, Б. Андерссон
- Dies iræ, dies illa (Vredens stora dag är nära). Текст — Томмазо да Челано (латинский), Северин Каваллин (шведский, 1882). Аранжировка — Йохан Бергман (аранжировка шведского текста, 1920), Натаниэль Бесков (аранжировка шведского текста, 1920).
- Skats sång (Jag är en liten fågel lätt …). Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Э. Стандмарк
Технические данные
- Производство: .
- Художественный фильм, чёрно-белый.
- Первый показ в кинотеатре: 16.02.1956 (к/т «Реда Кварн»).
Награды
-
1957
- Участие в основной конкурсной программе. Приз ( Jury Special Prize ) Каннского кинофестиваля .
-
1961
- Приз «Серебряная лента» Национального Синдиката Итальянских Киножурналистов ( Sindacato Nazionale Giornalisti Cinematografici Italiani ) лучшему режиссёру.
-
1962
- Призы Circulo de Escritores Cinematográficos ( Испания ): лучшему зарубежному режиссёру и за лучший зарубежный фильм.
- Приз Fotogramas de Plata (Испания) лучшему зарубежному исполнителю (Макс фон Сюдов).
- Призы Sant Jordi (Испания): лучшему зарубежному режиссёру и за лучший фильм года
Примечания
- (швед.) — Svenska Filminstitutet .
- Cinema: The Whole Story / Ph. Kemp, ed.. — London: Thames & Hudson, 2011. — P. 208. — ISBN 978-0-500-28947-1 .
- . КиноПоиск . Дата обращения: 9 января 2022.
- . Empire . Дата обращения: 9 января 2022. 23 ноября 2015 года.
- от 9 февраля 2023 на Wayback Machine (Дата обращения: 10 февраля 2023)
- (амер. англ.) . futurist.ru . Дата обращения: 3 октября 2020. 19 сентября 2020 года.
- . интернет-портал «МИР24» (21 февраля 2013). — Некролог. Дата обращения: 5 февраля 2019. 29 марта 2014 года.
- . КиноПоиск . Дата обращения: 3 октября 2020.
- . www.kinopoisk.ru . Дата обращения: 3 октября 2020.
- . www.kinopoisk.ru . Дата обращения: 3 октября 2020.
- . КиноПоиск . Дата обращения: 5 октября 2020.
- (англ.) . letterboxd.com . Дата обращения: 9 января 2022. 17 июля 2021 года.
- IMDb Users. . IMDb . Дата обращения: 1 октября 2020. 1 июня 2012 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2020. 8 июня 2017 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2020. 8 июня 2017 года.
Литература
- Бергман И. Картины / Перевод со шведского А. Афиногеновой. — М.- Таллин: Музей кино, Aleksandra, 1997. — 440 с. — ISBN 9985-827-27-9 .
- Бергман И. // Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино. — М. : Радуга, 1985. — С. 272—318 .
Ссылки
- (англ.) . Ingmar Bergman Face to Face . Ingmar Bergman Foundation. Дата обращения: 29 августа 2009. Архивировано из 5 февраля 2012 года.
- 2020-04-17
- 1