Interested Article - Давыдов, Степан Иванович

Степа́н Ива́нович Давы́дов ( 1 [12] января 1777 , Черниговское наместничество — 22 мая [ 4 июня ] 1825 , Москва ) — русский композитор , педагог , в духовной музыке — последователь Д. С. Бортнянского .

Биография

Пел в Императорской придворной капелле и обратил на себя внимание Екатерины II , которая направила его учиться к Джузеппе Сарти , бывшему при её дворе.

С осени 1814 года — работал в Москве учителем музыки в Конторе московского императорского театра и воспитал известнейших артистов — Н. В. Репину , П. П. Булахова , А. О. Бантышева . Впоследствии стал директором музыки Императорских театров в Москве .

Особое место в творчестве композитора занял оперный цикл, начатый с феерической комической оперы- зингшпиль Ф. Кауэра « Дева Дуная » (другие переводы: «Дунайская русалка», «Дунайская нимфа») по пьесе К. Ф Генслера «Дунайская нимфа». В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге , совместно с драматургом Н. С. Краснопольским отредактировали оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная , как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку» и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга , затем Москвы и других городов России . И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины XIX века . О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в « Евгении Онегине »:

И запищит она (Бог мой!) Приди в чертог ко мне златой!..

Многие музыкальные части из кауэровской оперы « Дева Дуная » нередко исполнялись отдельно, в частности, Л. Н. Толстой в своей книге «Детство. Отрочество. Юность» вспоминает кадриль из этой оперы. К этому времени Давыдов был смещен с казённого поста, который занял К. А. Кавос , который отредактировал оперу на свой лад. В результате получилась вторая опера. Однако Давыдов, учитывая сценический успех оперы Кауэра, решил продолжить работу и совместно с Н. Краснопольским сочинил продолжение к опере Кауэра — уже своё оригинальное произведение . Эта опера получила название «Леста, Днепровская русалка» и была признана музыкальной критикой верхом творчества композитора . Опера была поставлена на Петербургской императорской сцене и прошла с огромным успехом. Эти оперы составили целый совместный цикл и были изданы в 1804—1806 гг. . Окрыленный успехом, Давыдов сочинил ещё и четвертую оперу в продолжение к предыдущим, либретто написал А. А. Шаховской . Как и предыдущая, третья опера, четвёртая тоже является совершенно оригинальным авторским трудом. Однако она была утеряна .

Творчество

Духовные музыкальные сочинения

  • Четырёхголосная литургия
  • 17 концертов

Светская музыка

В своем творчестве композитор немало использовал мотивы крестьянского и городского фольклора в собственных хоровых и оркестровых обработках .

  • балеты «Увенчанная благость» (на День коронации Александра I , 1801), «Жертвоприношение благодарности» (аллегорический балет на День тезоименитства Александра I, 1802) и «Граф Кастелли, или Преступный брат» («трагический балет», совместно с Дж. Сарти и В. Мартин-и-Солером , 1804) ;
  • три части оперной тетралогии «Днепровская русалка» (с балетными сценами, поставленными И. И. Вальберхом , 1803, 1805, 1807: оперы « Русалка » ( 1803 , вместе с Кауэром и Кавосом ), « Леста, днепровская русалка » ( 1805 ) (точных данных по разным редакциям и авторствам этой серии опер сохранилось мало и они варьируются );
  • комическая одноактная опера «Лукашка, или Святочный вечер» (1816);
  • концертная увертюра;
  • песни (в том числе музыку к ставшей «народной» известной песне « Среди долины ровныя »).

балеты- дивертисменты : «Русский деревенский праздник» («интермедия-дивертисмент с хорами и плясками», 1812), «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815; постановка и исполнение Исаака Аблеца ), «Гулянье на Воробьевых горах» (совместно с Д. Н. Кашиным и И. Керцелли , 1815), «Филатка с Федорой у качелей под Новинском» (1815), «Торжество россиян, или Бивак под Красным» («Торжество победы», 1816), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816), «Свадебный сговор при возвращении ратников на родину» (1817), «Цыганский табор» (1819), «Смотр невест, или Деревенские святки» (1821), «Праздник колонистов близ столицы» (1821), «Праздник жатвы» (1823), «Русские в Германии, или Вечер на ярмарке» (совместно с К. А. Кавосом , 1823), «Праздник на Пресненских прудах» (1824) и др.

  • кантаты «Приношение русскому народу», «Песнь русским воинам на возвращение в Отечество» и др.,
  • музыка к «историческому представлению» «Жан Калейский, или Мореходец и принцесса Португальская» (1819)
  • хоры и антракты к «трагедиям на музыке»: «Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки (1807), «Ирод и Мариамна» Г. Державина (1808), «Электра и Орест» А. Н. Грузинцева (1809), «Амбоар и Оренгцеб, или Нашествие монголов» П. А. Корсакова (1814)
  • предположительно: «Дмитрий Донской» В. А. Озерова (1807)

Литература

  • Федоровская Л. А. Композитор Степан Давыдов. Л., 1977
  • Келдыш Ю.В. С. И. Давыдов // История рус. музыки. М., 1986. Т. 4. С. 145—167
  • Порфирьева А. Л. Давыдов // Муз. Петербург: XVIII в.: Энцикл. словарь. СПб., 2000. Т. 1. С. 288—290
  • Лебедева-Емелина А. В. Рус. духовная музыка эпохи классицизма (1765—1825): Кат. произведений. М., 2004. С. 334—352

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 декабря 2011. 13 октября 2011 года.
  2. . Дата обращения: 2 ноября 2010. 9 октября 2011 года.
  3. . Дата обращения: 12 марта 2021. 15 мая 2021 года.
  4. от 28 ноября 2010 на Wayback Machine // автор ИННА БУЛКИНА
  5. от 11 мая 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней])
  6. от 11 мая 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней])
  7. . Дата обращения: 10 декабря 2011. 28 ноября 2010 года.

Ссылки

Источник —

Same as Давыдов, Степан Иванович