Уже в феврале 1812 года он танцевал в
Арбатском театре
, построенном после пожара
Петровского театра Медокса
. В том же году Глушковский был назначен одновременно первым танцовщиком, балетмейстером и руководителем
московской балетной
школы
. Он готовил московскую балетную труппу, переносил на московскую сцену петербургский репертуар
, а затем перешел и к собственным постановкам спектаклей и дивертисментов.
Перед самым вторжением в Москву войск Наполеона Глушковский вместе со всей московской императорской труппой 1 сентября 1812 года был эвакуирован в
Кострому
. Однако подходящего помещения для театрального училища в Костроме не нашлось, и костромской губернатор выделил для него место в
Плёсе
— там Адам Павлович возобновил занятия. Только в феврале 1813 года училище было переведено из Плёса в Кострому, а тем временем война с Наполеоном победно закончилась, и в 1814 году артисты московской труппы снова вернулись в Москву. Однако работать им было негде, поскольку Арбатский театр полностью сгорел при московском пожаре 1812 года. Срочно начались поиски помещений для представлений и восстановление других театральных залов. Спектакли в Москве возобновились в августе 1814 года. Московская балетная труппа работала на нескольких сценах, в том числе в
Театре на Моховой
в
Пашковском доме
и усадьбе
C. С. Апраксина
на
Знаменке
. В период с 1814 по 1817 год Глушковский поставил 18 оригинальных балетных спектаклей и перенёс на московскую сцену несколько постановок Дидло. В 1817 году Глушковский повредил спину, а в 1818 вывихнул ногу — это помешало его дальнейшей карьере танцовщика — он вынужден был перейти на пантомимные и хара́ктерные роли
, что, однако, не помешало его деятельности балетмейстера. В 1821 году он поставил свой первый большой балет
«Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора»
по мотивам поэмы А. С. Пушкина, причём имя опального в то время поэта не указывалось. Был период, когда весь балет в Москве долго держался на одном Глушковском
— до приезда в Москву в 1823 году знаменитой французской балерины
Ф. Гюллень-Сор
, также посвятившей всю свою дальнейшую жизнь становлению и развитию московского балета.
14 октября 1824 г., на открытии
Малого театра
Глушковский поставил балет на музыку
К. А. Кавоса
по хореографии
Дюпора
«Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным»
.
Однако постепенно постановки Глушковского традиционного характера (как, впрочем, и великого Дидло) стали уступать тенденциям нового виртуозного танца, привносимым, в частности, известным балетмейстером Ф. Тальони. В 1830 году дирекция императорских театров увольняет Глушковского и Дидло со службы, но Глушковского обязали проработать ещё полгода. Тем не менее, вскоре к нему обратились с предложением вернуться, на что он согласился. В 1831—1835 Глушковский поставил несколько спектаклей, но не все они были восприняты критикой с прежним успехом. До 1839 года он служил в должности «инспектора балетов», после чего совсем расстался со сценой. Таким образом, Глушковский прослужил балетмейстером Большого театра и руководил балетной школой с 1812 по 1839 год
. После ухода он некоторое время занимался педагогической деятельностью, давал частные уроки, писал воспоминания.
Среди учеников Глушковского в театральном училище были
Д. С. Лопухина (Ришар)
, Новицкая, Кроткова 3-я, Лобанова. Одна из учениц выпуска 1812 года, балерина Большого театра
, стала его женой. Для этого в 1816 году Глушковскому пришлось перейти из католичества в православие; его восприемницей стала жена князя
П. А. Вяземского
княгиня Вера Фёдоровна Вяземская
.
«Рауль де Креки, или Возвращение из Крестовых походов» К. А. Кавоса —
Рауль
1812, февраль — «Алжирцы, или побежденные морские разбойники»,
Арбатский театр
7 мая 1812 — «Деревенская героиня», в общий
бенефис
Махаевой и его самого
Поставленные балеты
Всего им создано более 30 балетов,большинство из которых перенесены на московскую сцену по чужой хореографии. «
Ежегодник императорских театров
» 1904—1905 гг. даже назвал его «копиистмейстером», все работы которого — как «удачные копии с картин знаменитых художников»
. Более всего он переносил в Москву балеты своего учителя Дидло, однако несколько балетов были в его собственной постановке: это «Разбойники Средиземного моря» (M. 1821 г.), «Руслан и Людмила» (M. 1821 г.) и извлеченная из него «
Героико-трагическая пантомима
» (М. 1831 г.), «Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана» (M. 1821 г.), «Три пояса» (M. 1826 г.) и «Черная шаль» (М. 1831 г.). Кроме того, им создано множество
дивертисментов
. В течение своей 30-летней службы он работал в театрах: Арбатском (1812), Апраксина на Знаменке (1814—1818), Пашкова на Моховой (1818—1824), Малом (с 1824 г.) и Большом (с 1825 г.). Среди постановок:
24 мая 1812 г. — «Дафнис и Хлоя», по хореографии Дидло, Арбатский театр
9 сентября 1814 г. — «Остров любви, или Забавы сельских пастухов»
9 октября 1814 — «Деревенские забавы», дивертисмент
29 октября 1814 — «Развратный, или Вертеп разбойников», героический балет в 3 действиях
20 ноября 1814 — «Севильский цирюльник» по хореографии
Дюпора
27 ноября 1814 — новый турецкий дивертисмент,
7 января 1815 — «Венецианский карнавал», дивертисмент
18 января 1815 — «Великодушие турецкого паши»
5 мая 1815 — «Праздник на морской пристани, или Супружеское примирение», бал. в 1 д.
26 июля 1815 — «Poзa и Колин», балет
25 ноября 1815 — «Гулянье на Воробьевых горах», дивертисмент, музыка
Давыдова
22 декабря 1815 — «Филатка с Федорою у качелей под Новинским», дивертисмент, муз.
Давыдова
14 января 1816 — «Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников Богемских лесов, или Оправданная невинность несчастного сына его Виктора», сюжет из романа Дюкре-Дюмениля «Виктор, или Дитя в лесу»
4 февраля 1816 — «Торжество россиян, или бивак под Красным», дивертисмент
7 февраля 1816 — «Торжество победы», дивертисмент
1 июня 1816 — «Сельский праздник», дивертисмент
1 сентября 1816 — «Гулянье 1 мая в Сокольниках», дивертисмент, музыка Давыдова,
3 октября 1816 — «Пример добродетели молодых господ», дивертисмент
9 ноября 1816 — «Счастливая пристань, или Четыре части света», дивертисмент
28 декабря 1816 — «Торжество Александра Македонского, или Побеждение Дария», трагипантомимический балет в 4 действиях
28 декабря 1816 — «Игрища на святках», дивертисмент
22 января 1820 — «Казаки в походе, или Филатка и Федора с детьми», дивертисмент
29 апреля 1820 — «Рауль синяя борода» по хореографии
Вальберха
,
2 декабря 1820 — «Маскарад, или вечер в саду», дивертисмент
11 января 1821 — «Разбойники Средиземного моря, или Благодетельный алжирец», балет в 3 д., музыка
Шольца
, собственная постановка,
2 сентября 1821 — «Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана, или Привидение убитого им командора», пантомимический балет в 4 д., музыка Шольца, собственная постановка
21 сентября 1821 — «Молодая молочница», по хореографии Дидло
7 октября 1821 — «Приключение Генриха IV на охоте», по хореографии Дидло
16 декабря 1821 — «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», балет в 5 д., музыка
Шольца
собственная постановка,
Театр на Моховой (Москва)
3 февраля 1822 г. — «Хитрость любви, или Завербованный простак», бал. в 2 д., муз. Шольца
11 сентября 1822 — «Азима и Зюльма» по хореографии Бодри
21 сентября 1822 — «Калиф Багдадский», по хореографии Дидло
25 января 1823 г. — «Старинные игрища, или Святочный вечер», дивертисмент, муз. Шольца
22 февраля 1823 — «Леон и Тамаида» по хореографии Дидло
12 сентября 1823 — «Три талисмана, кошелек, рожок и пояс, или восточный чародей», балет в 3 д., музыка
Шольца
20 октября 1833 г. — «Разрушение очарованного замка, или Побежденный волшебник», волшебно-героический балет в 2 действиях, сюжет взять из старинной немецкой баллады, музыка Н. П. Де Витте
8 декабря 1833 — «Татьяна Прекрасная на Воробьевых горах»
4 октября 1835 — «Карл и Лизбета» по хореографии Дидло, Большой театр
Литературная деятельность
Перу Адама Павловича принадлежат статьи и книги-рассуждения о балетном искусстве и многочисленные мемуары: он рассказал о своем педагоге
Шарле-Луи Дидло
, поведал о сожженной и отстраивающейся Москве после войны 1812 года, о знаменитых московских артистах
:
Воспоминание о великом хореографе К. Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве, «Пантеон и репертуар русской сцены», СПБ. 1851, т. 2, кн. 4: т. 4, кн. 8; т. 6, кн. 12;
О балетном искусстве в России (ib., № 8),
Балет в России (ib., № 12),
Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, «Москвитянин» 1856, т. 1;
Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1940.
Воспоминание о пребывании в Москве в 1812 г.
m-lle Жорж
(«Литературная Библиотека», 1867, № 3).
Мои воспоминания (не изданные, сохранившиеся в рукописях в бумагах князя
П. А. Вяземского
, какое-то время находились в имении гр. С. Д. Шереметева Михайловском среди бумаг Остафьевского архива
)
Адреса
В 1818—1822 годах снимал деревянный флигель бывшего дома княжны А. М. Щербатовой в
Серебряном переулке
на Арбате (на месте дома № 3).
Литература
Слонимский Ю. И.
. Рождение московского балета и Адам Глушковский, в кн.: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1940.
Глушковский А. П.
Воспоминания балетмейстера. — 2-е изд.. —
СПб.
: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, «Лань», 2010. — 576 с. —
ISBN 978-5-8114-1030-9
.
Примечания
↑
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит — Григорьев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)