Interested Article - Дурнов, Модест Александрович

Редакция издательства «Гриф» : К. А. Бальмонт , А. А. Курсинский , М. А. Дурнов.

Модест Александрович Дурнов ( 24 ноября 1867 [ 6 декабря 1867 ], дер. Хлебновка, крещен 18 декабря в церкви села Новозахаркино Николаевского уезда Самарской губернии — 5 августа 1928 , Москва ) — русский художник-акварелист, график, архитектор. Писал стихи. В начале XX века был знаменит, прежде всего, как известный московский денди , эстет , приверженец декадентства .

Краткая биография

Модест Дурнов родился в Самарской губернии в 1867 году , в семье Александра Ивановича, сына академика живолиси Ивана Трофимовича Дурнова, в то время служащего управляющим имения у помещика Устинова в дер. Хлебновке. В 1887 году окончил архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) . Получил Малую серебряную медаль за проект столичного вокзала железной дороги и звание классного художника архитектуры. В 1888—1889 годах продолжил обучение в МУЖВЗ на живописном отделении у В. Д. Поленова . Сразу по окончании училища под руководством К. М. Быковского , С. У. Соловьёва и А. С. Каминского Дурнов работал над постройкой Кустарного музея в Леонтьевском переулке и университетских клиник на Девичьем поле.

Театр Омона, начало XX века

Самым известным из самостоятельных проектов Модеста Дурнова стало здание Театра Шарля Омона ( 1902 , в советское время Театр Мейерхольда ) на Большой Садовой улице . Из-за нехватки средств, а также противодействия городских властей, первоначальный проект этого здания пришлось сильно переработать. В частности, московский городской голова князь В. М. Голицын не разрешил сделать вход в театр в виде раскрытой пасти дракона, поглощающей поток зрителей. Также не удалось воплотить задуманные архитектором стеклянные лестницы, сплошные окна на три этажа, фарфоровый сине-белый фасад здания. Зато интерьер включал в себя , впервые в Москве. Однако представители прессы и творческой интеллигенции восприняли проект «в штыки». Брюсов назвал театр «банально-декадентским». В газетах критика была разгромной:

В настоящее время вся Москва приходит в восторг от нового театра. К сожалению, это новое произведение искусства не только незаслуженно возбуждает восторги москвичей, но своей пошлостью вызывает гадливое чувство во всяком мало-мальски художественно развитом человеке. Крайне обидно становится, когда узнаешь, что автором этого произведения является такой талантливый молодой художник, каким считается господин Дурнов. Тут положительно кроется какое-то недоразумение…

Вторым призванием Модеста Дурнова была живопись, в которой он проявил себя одарённым художником-акварелистом. Дурнов писал преимущественно натюрморты и пейзажи («Ночь», «Лебеди», «Три пальмы», «Лесбос», «У синего моря» и т. д.), а также портреты: детей, женщин, своих современников. Примечателен портрет Константина Бальмонта , с которым Дурнов был дружен, а также портрет Оскара Уайльда , с которым, по некоторым сведениям, Модест встречался во время путешествия в Лондон . Уайльд был, без сомнения, любимым автором Дурнова. В 1906 году вышло издание « Портрета Дориана Грея » с его иллюстрациями в абстрактно-декоративном стиле.

Модест Дурнов — автор «эпохальной» картины «XIX век». Это групповой портрет, на котором изображены главные деятели столетия на фоне Эйфелевой башни — символа нового мира того времени. Открытки с изображением этой картины пользовались огромным успехом, позднее полотно было продано в Америку.

Главная же заслуга Дурнова была в умении притягивать к себе таланты и пропагандировать новое в искусстве. Так, в 1895 году он своим рефератом о прерафаэлитах зажёг интерес московских художников и публики к этому направлению живописи, видя в нём предтечу символизма и модерна .

В 1899 году совместно с Бальмонтом, Брюсовым и Иваном Коневским (Ореусом) издал один из первых символистских сборников «Книга раздумий», куда поместил 5 своих стихотворений, объединённых подзаголовком «Красочные сны». Стихи эти были явно слабее произведений остальных соавторов сборника:

Сходились они предрассветной
порою,
Когда догорала луна в небесах.
Туман волновался
Над серой водою
И шум пролетал
В пробужденных лесах…

Могила Дурнова на Новодевичьем кладбище Москвы.

и «Книга раздумий» осталась единственной пробой поэтического пера Дурнова.

О роли Дурнова в жизни московской творческой богемы рубежа XIX—XX сказал один из его биографов:

Во всякую эпоху бывают лица, которые не будучи сами творцами самостоятельных художественных ценностей, являются носителями и распространителем идей и вкуса. В старой дореволюционной Москве таким эстетическим авторитетом был Модест Дурнов.

В посвящении своего сборника «Будем как солнце» (1903) Константин Бальмонт написал: «Модесту Дурнову, художнику, создавшему поэму из своей личности»

В 1903 году Дурнов стал членом Союза русских художников , участвовал в выставках « Мира искусства », « 36-ти художников » и других. Сотрудничал с издательствами « Скорпион » и « Гриф », которые специализировались на выпуске символистской литературы. Являлся иллюстратором журналов и книг. Жил в Штатном переулке , 24 .

После октябрьской революции М. А. Дурнов работал профессором ВХУТЕМАСа , с 1921 по 1925 годы трудился над проектом « Большой Москвы » в составе авторского коллектива под руководством С. С. Шестакова . В 1924 году работы Дурнова экспонировались на выставке в Нью-Йорке . Умер в 1928 году от гриппа , похоронен на Новодевичьем кладбище .

Семья

О личной жизни Модеста Дурнова известно немногое. Он пользовался успехом у женщин, производя впечатление «демонической натуры». Был женат на состоятельной московской домовладелице и пианистке Марии Васильевне Востряковой, водившей дружбу с Шаляпиным и Цезарем Кюи . В 1917 году у них родилась дочь Вероника.

Проекты и постройки

Источники

Ссылки

Примечания

  1. Вся Москва: адресная и справочная книга на 1914 год. — М. : Товарищество А. С. Суворина «Новое Время», 1914. — С. 406. — 845 с.

Литература

  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты . — 3-е изд. — М. : Жираф, 2005 . — С. 181—182. — 2500 экз. ISBN 5-89832-043-1 .
  • Давыдова О. С. Между образом и словом: Модест Дурнов в мечтах о модерне // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2018 год. СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2019. С. 55-85. — ISBN 978-5-86007-925-0/
  • . Ратников Г. Е. Династия Дурновых – архитекторов, живописцев, преподавателей Училища живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества // Генеалогический вестник. №64,— Санкт-Петербург. — 2021, С. 119
Источник —

Same as Дурнов, Модест Александрович